Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РУСЬ ПРАВОСЛАВНАЯ": Приказ начальника – закон для подчиненного. В третью годовщину кончины старца Николая Гурьянова архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий произнес поучение с апологией лжекатолического учения о Церкви


24 августа 2005 года, стоя у могилы старца Николая, архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий произнес речь. В редакции имеется видеозапись этого выступления владыки Евсевия.

В частности, он попросил верующих не верить тем, "кто опережает ввести во праведники отца Николая. Не нужно смущать Церковь нашу. Отец Николай любил Церковь, любил и иерархию Русской Православной Церкви… И те брошюрки, те издания и газеты, которые не подписаны, не благословлены – их не нужно и читать, потому что это идет вразрез Церкви, жизни самой нашей Русской Церкви. Кто не послушает Церкви, да будет язычник и мытарь. Вот мы и должны об этом подумать.

Если нам говорит патриарх: "Не нужно причислять к лику святых Ивана Грозного", – с этим нужно смириться. Если он говорит: "Не нужно причислять к лику святых Распутина", – с этим нужно смириться. И я не знаю такого человека, чтобы говорил, что старец Николай молился Ивану Грозному или Распутину. Такого человека я не знаю. Я прожил при нем десять лет. А кто-то ему внушает или через него внушает людям…

Не нужно этого делать. Не смущайте Церковь Божию и народ Божий. Придет время, и Господь прославит старца. Но прежде прославления – не нужно прославлять нам с вами. Есть у нас Церковь, есть у нас иерархия, которая в свое время определит имя старца Николая и поставит его там, где нужно и угодно Богу. Но прежде этого делать не следует. Это будет самоволие, которое наказуется церковными правилами… То, что Церковь не позволяет, не позволено и нам. И мы не можем навязать своей воли во исполнение воли церковной".

***

Выступление это весьма примечательное. Совершенно неправославное, но для нынешних архиереев очень характерное. Просто владыка Евсевий выразился с большей откровенностью, чем остальные.

Основные догматические положения его выступления просты и понятны. Вот они:

1) Если патриарх говорит – нужно смириться. Неважно, что именно он говорит, важно, что он – патриарх. Он – глава Церкви.

2) Церковь есть иерархия. Именно иерархия распоряжается в Церкви всем. Когда наступит такой момент, что "Господь прославит старца", определять будет "в свое время" именно она. Она же и "поставит там, где нужно"…

Оба этих тезиса являются дословным воспроизведением католической ереси о Церкви.

Православное учение совсем иное. Это у латинян Глава Церкви – папа. У православных – Христос. Это у латинян мнение папы непререкаемо и обязательно к исполнению. У православных таким авторитетом обладает лишь соборное мнение Церкви, выраженное на Поместном или Архиерейском Соборе и de facto принятое к исполнению всей полнотой народа Божия.

Это у католиков Церковь тождественна иерархии, а миряне не имеют никакого влияния на ход церковных дел. У православных – иерархия имеет служебное значение, а право принятия важных решений в церковной жизни принадлежит исключительно всей Полноте Церковной, включающей в себя мирян наравне с епископами и священниками.

Неужели владыка Евсевий этого не знает?

Знает, конечно! Но в расчете на то, что "простой народ" не слишком искушен в догматических тонкостях, сознательно проповедует эту филокатолическую ересь. Зачем? Да потому, что он – как и многие его нынешние собратья – воспринимает Церковь не как духовный Организм, а как обычную бюрократическую организацию. А в такой организации слово начальника – закон для подчиненного.

В общем, его можно понять: если нет веры, нет и благодати Божией – одной лишь дающей силу и умение править властью любви, а не должности. Нет и способности понять верующий народ, его нужды и беды, чаяния и сремления. Что же остается? Одно: уповать на административно-бюрократические меры. Мы мол, начальники – сами, без вас разберемся, что надо делать…

Не разберетесь, владыченька…

Ну, и последнее замечание – нравственного, а не догматического характера.

Не имея возможности опровергнуть факт почитания святым Старцем Царя Иоанна и Григория Распутина, владыка прибегает к "безотказному" аргументу. Старцем, мол, манипулировали… "А кто-то ему внушает или через него внушает людям…" Вот вам и мера веры архиерея к Старцу. А еще "прожил при нем десять лет"…

Комментарии, как говорится, излишни.

К.Душенов
"Русь Православная"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-22 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования