Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

ПРЕСС-АРХИВ: Неизвестные интервью старообрядческого Митрополита Андриана


ГЛАВНЫМ СТАРООБРЯДЦЕМ СТАЛ КАЗАНЕЦ

Освященный Собор Русской православной старообрядческой церкви избрал нового митрополита Московского и всея Руси. Им стал епископ Казанский и Вятский Андриян (Четвергов), сменивший на этом посту скончавшегося в конце прошлого года митрополита Алимпия.

Из досье "ВиД". Митрополит Андриян (Александр Геннадьевич Четвергов) родился в Казани в старообрядческой семье. Окончил КАИ, работал инженером-конструктором в ЦКБ КОМЗа, позднее - в СКБ спортивной авиации. С 1986 года начал работу в церкви. Принимал деятельное участие в восстановлении старообрядческого храма, имея начальное художественное образование, проектировал и изготовлял иконостасы. Со временем был избран председателем церковной общины. В 1998 году овдовел, через год был рукоположен в сан диакона, затем - в сан священника. В 2001 году был пострижен в монахи с именем Андриян и вскоре возведен в сан епископа Казанско-Вятской епархии. У нового главы церкви есть сын и две дочери.

- Владыка святый, стало ли для вас неожиданностью решение Собора?

- Нет, неожиданности для меня не было, потому что я знал, что являюсь кандидатом на эту должность. Другое дело, что я до сих пор не считаю себя полностью созревшим для этого служения.

- Теперь вы должны жить в Москве, а что будет с Казанско-Вятской старообрядческой епархией?

- Она останется под моим окормлением. У нас несколько таких епархий, где нет епископов, они называются вдовствующие.

- Когда вы работали инженером на КОМЗе, вам приходило в голову, что ваша жизнь может сложиться так, как она сегодня сложилась?

- Ну, если бы я тогда начал думать о том, что хочу быть митрополитом, это был бы карьеризм... Наверное, есть такие люди, но я другой. А вот вопрос о том, чтобы стать священником, впервые был поставлен, когда работал на КОМЗе. Но тогда я не решился сделать этот шаг. Я понимал свою неподготовленность и осознавал свое недостоинство. Знал, что быть священником - это очень тяжело и ответственно, это меня пугало. Но потом все сложилось так, что я после смерти супруги принял постриг.

- Чем занимаются ваши дети?

- Старший сын окончил ветеринарную академию, дочь учится в университете культуры, очевидно, после его окончания займется иконописью, младшая дочка еще школьница. Пока они останутся в Казани.

- У старообрядцев церковные каноны намного сложнее, чем у новообрядцев - строгий пост, многочасовые службы. Реально ли человеку жить в миру и быть добросовестным старообрядцем?

- В старообрядчестве есть особый христианский дух, и многие люди, понимая это, понимая, что старообрядчество во многом более соответствует христианству, приносят в жертву свои мирские интересы. Самое главное - сохранить дух. Другое дело, что и у нас он со временем ослабевает, я знаю, что, например, запрятанные в Сибири беспоповские скиты содержат в себе этот старообрядческий дух в большей степени, чем наша церковь, которая находится в городе.

- У старообрядцев очень трудно получить разрешение на причастие...

- У нас причащаются где-то две трети от желающих получить причастие.

- Старообрядец - это человек особого рода?

- Никакого особого рода я не вижу. В каждом человеке заложена вера в Бога. Старообрядцы - это люди, которых не устраивает поверхностность, формализм, они хотят вникнуть в веру глубже. У нас в общинах есть потомственные старообрядцы, а есть люди новые, которые приходят в поисках истины, в поисках Бога. И мы их принимаем.

- Значит, закрытость старообрядческой церкви - это всего лишь миф?

- Наша церковь всегда была открыта. Если человек заходит в наш храм и заранее знает наши особенности, поинтересовавшись, что же мы такое, такой человек не получит отказа. Его не вытолкают, такого не будет. Но если к нам демонстративно войдет, скажем, мужчина в шапке или женщина в брюках, мы будем принимать свои меры, которые не понравятся.

Что касается информационной открытости - да, здесь есть проблемы. О нас мало информации, я хотел бы, чтобы наша церковь стала более информационно открытой, и именно так настраиваю наших священников. Я за то, чтобы о нас знали, знали о том, откуда возникло старообрядчество, об особенностях нашего мировоззрения. Мы ведь вынуждены называть себя старообрядцами, раньше мы были просто Русская православная церковь. Мы осеняем себя крестным знамением также, как древние святые, изображенные на иконах, например, Сергий Радонежский.

- Вы собираетесь заняться какими-либо церковными реформами?

- Упаси Боже! Само это слово напоминает кое-что печальное в нашей истории. Другое дело, что нужно будет провести некоторые мероприятия.

- Из скольких епархий состоит ныне ваша церковь?

- В России их десять, и одна в Германии. К нам перешел немецкий епископ со своей паствой, к сожалению, он был неправильно крещен, и мы его заново крестили и провели через все степени священства. Прихожане его немцы.

- Я всегда считала, что старообрядчество - чисто российское явление...

- Оно было таковым, пока не разнеслось по всему миру. Этот епископ-немец, изучив нашу историю, решился на такой кардинальный шаг.

- А как будет протекать жизнь Казанско-Вятской епархии, будут какие-то новые храмы?

- Управляет делами нашей епархии так называемый эконом, им является отец Геннадий. Я буду стараться все держать на контроле. У нас сейчас строится несколько новых храмов по Татарстану. Надеемся, что нам помогут.

- Ваш родной брат - композитор Борис Четвергов. Как в старообрядческих семьях относятся к занятиям музыкой?

- Церковный хор - это тоже музыка. Не поощряется музыка развлекательная. Нельзя увлекаться теми видами искусства, что влияют на душу человека и уводят ее в сторону нехорошего. Старообрядцы посещают театр, это по нашим понятиям мелкий грех, но о нем надо рассказать на исповеди. Но бывает момент, когда человек сам себе ставит барьер и говорит: все, вот это и это вредит моей душе. Тогда ни о театре, ни о других развлечениях не может быть и речи. Но этот заслон каждый для себя должен ставить сам.

- А как старообрядцы оценивают такую спорную фигуру, как Савва Морозов - революции помогал, Художественный театр спонсировал... - Морозов был из старообрядческой семьи, это верно, но как мирской человек он мог направлять свои средства куда угодно. Мы ему прежде всего благодарны за его большую помощь церкви. Что касается помощи революции, то времена были такие сложные, трудно было разобраться, ведь идеи коммунистов во многом формально соответствовали христианским. Морозов был сложным человеком, все делал искренне и, очевидно, на что-то надеялся...

- Вы могли бы выделить три главных заповеди для христианина? - Люби Бога и ближнего. Это главное правило для человека.Новому митрополиту пятьдесят три года. Очевидно, избирая его, Собор решил поставить во главе старообрядческой церкви самого молодого и активного из епископов. Естественно, старообрядцы двадцать первого века при всей приверженности представителей этой церкви к соблюдению самых строгих канонов и традиций отличаются от староверов времен боярыни Морозовой и даже героев Мельникова-Печерского. И пастырь с новыми понятиями и убеждениями им нужен.

12.03.2004: Время и Деньги (Казань) Татьяна МАМАЕВА

Митрополит Андриан: Старообрядческая Церковь открыта для всех

- Уважаемый Владыка, если это удобно, расскажите немного о себе, как вы начали свой путь в Церкви?

- Я имею мирское образование, хотя сам потомственный старообрядец. После окончания Казанского авиационного института достаточно долго работал инженером-конструктором. Непосредственное участие в церковной жизни началось в 1986 году в качестве помощника моего брата, который немножко раньше решился встать на тяжёлый путь священника. Тогда стояла задача в основном поддержать приход, а по сути остановить его умирание. У нас был молитвенный дом очень небольшой, и несмотря на то, что священник был молодой, стремительно сокращалась численность прихожан по причине полного отсутствия информации о нашем существовании. Это было раннеперестроечное время. Ввиду внешней убогости нас расценивали чуть ли не как секту. Признаков храма там и не было. Вот с этого времени я и стал принимать участие во всевозможных обращениях к властям местным и московским, к Горбачеву, в итоге в 1988 году нам передали полноценный храм.

С тех пор я около десяти лет работал при этом храме, был председателем общины, занимался в основном вопросами реставрации, строительства, административно- хозяйственными делами. Тогда я окончательно прилепился к Церкви и всё это стало для меня очень важно. Когда я овдовел, вновь встал вопрос о моём священстве, хотя он поднимался и раньше.

В 2000 году я был поставлен дьяконом, пробыл им недолго и почти сразу стал священником, а уже в 2001 году был возведён в сан епископа и назначен правящим архиереем на Казанско- Вятскую епархию, которой управлял в течение почти трех лет.

Старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Андриан - в миру Александр Геннадьевич Четвергов - родился в 1951 г. в старообрядческой семье в Казани. Его семья принадлежит к известному роду казанских купцов Четверговых. Получил начальное художественное образование. Окончил Казанский авиационный институт. Работал инженером-конструктором в ЦКБ оптикомеханического завода, затем в СКБ Спортивной авиации. В 1980 г. сочетался браком с Натальей Штриневой, происходившей из рода нижегородских старообрядцев. В 1986 г. оставил светскую работу и начал трудиться при казанском старообрядческом храме. Принимал участие в реставрации храма, проектировании и изготовлении иконостаса. Освоил ряд рабочих специальностей: водителя и сварщика, плотника и кровельщика. Изучил церковные искусства и ремесла, в том числе реставрации икон. Позднее был избран председателем церковной общины. Написал иконостас для храма Екатеринбургской старообрядческой общины и изготовил конструкцию иконостаса для новопостроенного кафедрального собора Новосибирска, написал для него часть икон. В 1998 г. овдовел, имея на попечении сына и двух дочерей. В 1999 г. рукоположен в сан диакона. Тогда же на освященном Соборе был избран кандидатом в епископы. В 2000 г. был рукоположен в сан священноиерея. Великим Постом 2001 г. принял иноческий постриг с наречением имени Андриан. 29 апреля 2001 года рукоположен в сан епископа Казанско-Вятского. Хиротонисан предыдущим Митрополитом Московским и всея Руси Алимпием.

09.06.2004 ВИП-премьер Валерий СТРОЕВ

Хранители старой веры. Интервью с первосвятителемРусской православной старообрядческой церкви

Как мы уже сообщали, 1 сентября Барнаул посетил глава Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) Белокриницкой иерархии митрополит Московский и всея Руси Андриан (Четвергов). Цель его визита - ознакомление с приходами Русской старообрядческой церкви на территории Сибири и Дальнего Востока. Главой церкви митрополит Андриан стал совсем недавно, в феврале этого года, после смерти прежнего предстоятеля

РПСЦ - митрополита Алимпия.

Кроме Барнаула владыка побывал в тех районах края, где есть общины старообрядцев, и что особенно важно, встречался спредставителями городской и краевой власти. Надо заметить, что старообрядцы до последнего времени старались держаться обособленно от всяческих властей, а неизбежные контакты с ними ограничивались производственной необходимостью.

Но чтобы по собственной инициативе на уровне руководства церкви прошли такие встречи, раньше это считалось невозможным.

Некогда единая Русская православная церковь раскололась в XVII веке после реформы патриарха Никона, когда в еще принятые от Византии, сложившиеся веками на Руси обряды и богослужебную практику он решил внести изменения, взяв за образец современную ему греческую богослужебную практику. Естественно, не все ревнители отеческих преданий приняли эту реформу. Но самое печальное и трагическое в этом то, что церковные и светские власти объявили их раскольниками, наложили клятвы, а потом гнали и преследовали около двух веков. В результате старообрядцы уже в конце XVII века распались на два основных направления: поповцы и беспоповцы, которые в свою очередь разделились на различные толки, а те на многочисленные согласия. В конце XIX - начале XX веков гонения прекратились, и к началу 30-х годов XX века самая крупная и главная ветвь старообрядчества - Бслокриницкая иерархия, которая позже стала называться -Русская православная старообрядческая церковь, - имела в России 15 епархий. Но затем вновь репрессии, на этот раз советские, и к началу 40-х годов на территории Сибири и Дальнего Востока вообще не осталось ни одного прихода. И только через полвека, в 1992 году началось нынешнее возрождение РПСЦ.

Кстати, еще в 1971 году на соборе Русской православной церкви (РПЦ) со старообрядцев была снята анафема. А в июле 1999 года Синод РПЦ принял меморандум о взаимоотношении со старообрядческой церковью, в пунктах которого записана возможность существования в лоне РПЦ приходов старого обряда, а также введение в богослужебную практику отдельных приходов древних богослужебных чинов, обрядов и унисонного пения. Седьмым пунктом признавались "несправедливыми имевшие место в истории преследования людей за неприятие церковных реформ XVII века".

Мы встретились с главой РПСЦ во время его визита в Барнаул и задали ему несколько вопросов.

-Владыка, каковы сейчас отношения Старообрядческой церкви с Русской православной церковью?

-Отношения складываются хорошие, есть взаимное понимание, уважение и терпимость. Я встречался с несколькими иерархами новогреческой церкви (РПЦ. - Авт.), диалог идет, по крайней мере, никакого конфликта у нас с ними нет. Есть, конечно, разногласия, но мы стараемся особо не акцентировать внимание на них, это дело внутреннее. Сейчас очевидно, что в те далекие времена были сделаны грубые ошибки. Нельзя было так поспешно и непродуманно проводить церковные реформы. Это признают и в Московской патриархии. В 1971 году собор РПЦ официально признал старые обряды равночестными новым и снял свои клятвы в отношении старообрядцев. Но это означает лишь то, что они сняли с себя необоснованные и несправедливые клятвы, которые тяжким бременем лежали именно на РПЦ, а нас они, собственно, и не касаются. К тому же это решение позволяет им использовать старые обряды в своей практике. Мы же остаемся при своем мнении - старые обряды более чистые и благочестивые, знаменное пение более соответствует церковному духу. То же самое можно сказать и про старые иконы. Неслучайно наши предки так активно и отчаянно их придерживались, иногда даже ценой жизни, и старались передать грядущим поколениям. Мы осеняем себя крестным знаменем так же, как и древние святые, изображенные на иконах, например, Сергий Радонежский.

Старообрядцы - это люди, которых не устраивает поверхностность, формализм, они хотят вникнуть в веру глубже.

-Где еще, кроме России, есть приходы РПСЦ?

-Вообще, так исторически сложилось, что наши приходы есть по всему свету, именно по причине гонений. Но особенно много старообрядцев населило Сибирь и Дальний Восток, а дальше они продвигались и в Китай, и в Америку. Таким образом, наша старая благочестивая вера распространилась по всему миру. Недавно у нас появилась епархия в Германии, когда к нам перешел епископ Амвросий со своей паствой. Есть приходы в Австралии, США и т.д.

-Владыка, почему глава Православной старообрядческой церкви не в сане патриарха?

- С присоединением к РПСЦ в 1846 году митрополита Амвросия Белокриницкого у нас некоторое время церковь возглавляли митрополиты. Потом они были репрессированы, и церковь возглавили архиепископы.Затем решением собора, по-моему, 1988 года наш архиепископ Алимпий был возведен в сан митрополита. Что же касается введения сана патриарха, то мы на примере Новозыбковской церкви (один из старообрядческих толков, который называет себя"древлеправославная церковь ". - Авт.) убедились, что это необоснованный и, наверное, преждевременный ход, которым они скомпрометировали церковь и себя. Мне кажется, до патриарха нужно дорасти, а тенденции роста у нас имеются. К нам присоединяются священники той же Новозыбковской церкви и новообрядческие священники, которые видят у нас сохраненную в чистоте и первозданности веру Христову.

-Как у вас складываются отношения со светской властью?

- Сейчас светская власть к нам благосклонна. Во время визитов я постоянно встречаюсь с губернаторами, с главами республик и городов.

- Как вы оцениваете барнаульскую старообрядческую общину?

- Барнаульская община очень активна, у нее глубокие исторические корни. Силами барнаульских прихожан-старообрядцев и с помощью благотворителей у вас в городе ведется строительство большого храма. Мало кто верил, что это будет им по силам. Но с Божией помощью храм растет, и если все будет идти, как идет, то через год-другой строительство будет завершено.

Виктор ЗУБЕНКО

Справка "ВБ"

Сейчас в Алтайском крае зарегистрировано пять старообрядческих приходов РПСЦ. В Барнауле община старообрядцев была создана еще в середине XIX века, но зарегистрировалась только в 1908 году, через три года после царского Указа о веротерпимости. В 1911 году при въезде на Гору за Барнаулкой старообрядцы построили храм Воздвижения Креста Господня. В начале 1938 года церковь была конфискована, в ней разместилась контора кинопроката. А в феврале 1967 года при прокладке трамвайных путей храм был взорван. Сейчас богослужения Барнаульской старообрядческой общины проходят в небольшом деревянном домике на улице Партизанской. С 1998 года на пересечении улиц Г. Исакова и 2-й Западной строится новый большой храмовый комплекс.

14.09.2004 Вечерний Барнаул ЗУБЕНКО ВИКТОР

Митрополит Андриан: "Наступило время выбора"

От автора

Впервые о старообрядцах я услышал в далеком детстве, еще в 70-е годы, когда за мной часто присматривала прабабушка. Она-то и познакомила меня со Священным Писанием, читая мне старинные книжки, у которых вместо картонных корочек были доски (выражение "прочесть книгу от доски до доски" помните?). В храмы прабабушка не ходила, говоря, что "нет Бога в них". Тогда-то я и узнал о таинственных староверах, к которым прабабушка и принадлежит.

С годами для меня все более понятным становился духовный подвиг протопопа Аввакума и его последователей, в числе которых были и мои предки.

Влияние старообрядчества на отечественную историю огромно. Купцы Морозовы, Мамонтовы, Рябушинские идругие принадлежали к нему и придерживались соответствующей этики, что во многом и помогало им добиться успеха. Поэты Волошин, Есенин, Клюев, Маяковский, Твардовский, пейзажист Ромадин и еще немало деятелей искусства - из этой же среды. К сожалению, наши познания о старообрядчестве сегодня невелики и зачастую поверхностны.

Недавно в Барнауле побывал митрополит Русской старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) владыка Андриан. А значит, читателям "АН" будут интересны его ответы на самые разные вопросы.

-Владыка, чем вызван ваш приезд в наш край?

- Вы, наверное, знаете, что я был назначен главой церкви в начале нынешнего года на соборе, после кончины нашего первоосвятителя владыки Алимпия. И поэтому я счел необходимым ознакомиться с жизнью церкви на местах, повстречаться с людьми, помочь им в решении каких-то проблем. Разумеется, я много встречаюсь и с власть предержащими с тем, чтобы содействовать в налаживании контактов. Все это делается с учетом особенностей отношения к нам, старообрядцам, в различных регионах России.

И посещение Барнаула -часть моих поездок по епархиям Сибири и Дальнего Востока. Первым городом в ряду этих поездок был Томск. После вашего города наш путь лежит в Бийск, Красноярск, Минусинск и затем уже на Дальний Восток.

- Сколько епархий входит сегодня в старообрядческую церковь?

- Десять российских и одна епархия находится в Германии. К нам перешел немецкий епископ со своей паствой, его прихожане - немцы. Епископ-немец, изучив нашу историю, решился на такой кардинальный шаг.

- Чего старообрядческая церковь ожидает от светской власти в настоящее время?

-В первую очередь, мы надеемся на непредвзятое отношение власти к конфессиональной ситуации в России и преодоление практики двойных стандартов по отношению к различным традиционным конфессиям. Мы предпочитаем ровные, открытые отношения, основанные на принципах уважения церковных традиций. Неплохую юридическую базу для этого дает законодательство последних лет.

По нашему мнению, некоторые стороны государственно-церковных отношений нуждаются в улучшении. Было бы более справедливым, если бы светская власть относилась к законным имущественным правам старообрядцев не менее уважительно, чем это имеет место в отношении аналогичных прав Московского патриархата.

- В последнее время старообрядчество пытаются использовать в своих интересах различные политические силы. В частности, лидер партии "Евразия", философ и политолог Александр Дугин активно проявляет интерес и пытается сотрудничать с древнеправославной церковью. Что вы можете сказать о попытках такого рода?

-То, что Александр Дугин считает необходимым возврат к старым обрядам, к чистоте дораскольнической, нас, безусловно, вдохновляет. Пропаганда возврата к старым, не привнесенным извне, тем обычаям и обрядам, что имела Святая Русь, нас только радует в идеях и учении этого мыслителя и политика.

В то же время, сам он не является членом нашей церкви и придерживается более либеральных взглядов. Кроме того, Дугин, видимо, из политических соображений приобщился к единоверческой церкви, которая, по нашему мнению, составляет одно целое с новообрядческой.

По этим причинам мы не можем заявить о полном единомыслии с ним.

-У нас на Алтае живет немало старообрядцев, придерживающихся иных направлений, не относящихся к Белокриницкой иерархии, - те же беспоповцы, к примеру. Как ваша церковь намерена строить отношения с ними?

- Я считаю, что отношения между любыми конфессиями должны быть прежде всего добрососедскими. То есть, нормальные человеческие отношения и мирный диалог. Необходимо рассказать о своих убеждениях, подтверждая их историческими примерами. И наша задача – убедить людей верующих, углубившихся в различные толки и согласия, в данном случае старообрядческие, в необходимости церковного единства. И принять их как своих братьев, если они поймут, что спасение - именно в нашей церкви.

- Среди старообрядцев на Алтае существует легенда о Беловодье - земле, где течет Белая вода, и являющейся землей обетованной для истинно верующих христиан. И якобы это Беловодье находится у нас на Алтае. Как вы относитесь к этой легенде?

- Существует также легенда о Китеж-граде. Сложно сказать что-либо по этому поводу. Но я не сомневаюсь, что где-то существуют сообщества людей, строящие свои взаимоотношения согласно истиннохристианским законам. Есть скиты, расположенные в такой глуши, куда обычному мирянину дойти практически невозможно.

-Как вы относитесь к русским купцам

- Морозову, Мамонтову и другим? Известно, что эти люди помогали революционерам, были меценатами, занимались благотворительностью.

- Действительно, многие купцы были из старообрядческих семей, но как люди мирские они могли направлять средства куда угодно. Мы благодарны им за большую помощь церкви. Что касается революции, то времена были такие сложные, трудно было разобраться, ведь идеи коммунистов во многом формально соответствовали христианским. Тот же Морозов был сложным человеком, все делал искренне и, очевидно, на что-то надеялся.

- Как вы считаете, владыка, что ждет Россию? И сможет ли спастись русский человек?

- Перед Россией стоит выбор: если она выберет Святую Русь, дораскольную, - значит, она спасется. А если нет, то... Антихрист уже при дверях стоит. И тогда уже совсем близко то время, когда погибнет все. А сейчас - время выбора.

Справка "АН"

Андриан - митрополит Московский и всея Руси

Митрополит Андриан (в миру – Александр Геннадьевич Четвергов) родился 14 февраля 1951 года в старообрядческой семье в городе Казани. Его семья принадлежит к известному роду казанских купцов Четверговых. В 1974году окончил Казанский авиационный институт. Получил также начальное художественное образование. По окончании института работал в должности инженера-конструктора сначала в ЦКБ оптико-механического завода, а затем в СКВ спортивной авиации.

В 1980 году сочетался браком со Штриневой Натальей Александровной, происходившей из рода нижегородских старообрядцев. В1986 году оставил светскую работу и начал трудиться при казанском старообрядческом храме. Принимал самое деятельное участие в реставрации храма, проектировании и изготовлении иконостаса. Также освоил ряд рабочих специальностей: водителя и сварщика, плотника и кровельщика. Изучил церковные искусства и ремесла, был уставщиком и головщиком, реставратором икон, переплетчиком книг. Позднее был избран председателем церковной общины. С1995 года попробовал себя в качестве иконописца. Написал иконостас для храма Екатеринбургской старообрядческой общины и изготовил конструкцию иконостаса для новопостроенного кафедрального собора Новосибирской и всея Сибири епархии в городе Новосибирске, написал для него часть икон. В1998 году овдовел, имея на попечении сына и двоих дочерей. 17 октября 1999 года рукоположен в сан диакона к казанскому храму в честь Казанския иконы Пресвятыя Богородицы. Тогда же на Освященном соборе был избран кандидатом во епископы. 14 мая 2000 года был рукоположен в сан священноиерея. Великим постом последующего, 2001, года принял иноческий постриг с наречением имени Андриан, 29 апреля 2001 года рукоположен в сан епископа Казанско-Вятского. Хиротонисан митрополитом Московским и всея Руси Алимпием в сослужении с епископами Иоанном Ярославским и Костромским, Силуяном Новосибирским и всея Сибири, Саватием Киевским и всея Украины и Зосимой Кишеневским и всея Молдавии.

Справка "АН"

Старообрядцы впервые появились на Алтае в XVII веке, когда произошел раскол в Русской церкви. Первая община сложилась примерно в середине XIX века. Официальный статус у нее появился лишь в 1908 году. Спустя три года в Барнауле появился храм Воздвижения Креста Господня - первая церковь старообрядцев, располагавшаяся в нагорной части города. Храм просуществовал до 1938 года, когда был конфискован у верующих и передан под здание кинопроката. В 1967 году здание было ликвидировано.

В 1998 году на пересечении улиц Г. Исакова и 2-й Западной началось строительство старообрядческого храмового комплекса. Причем его финансирование идет в основном за счет средств, зарабатываемых самими верующими.

От автора

Рассказывают, к опальному протопопу Аввакуму приезжали священники-никониане, не согласные с нововведениями в церкви, но не имевшие силы духа противодействовать им, и вопрошали: "Что делать? Где источник силы и мужества, что тебя питает? Научи, как добраться до него...". Аввакум отвечал коротко: "Все в тебе, брат, все в тебе...".

И сегодня, когда над страной сгустились тучи безверия, отчаяния и скорби, когда человек вдруг чувствует свою беззащитность перед множеством угроз и напастей, наверное, стоит вспомнить эти простые слова: "Все в тебе". Все в нас, уважаемые, итолько в нас. И сомнения, и страхи, и надежды. И спасение тоже.

16.09.2004 Алтайская неделя (Барнаул) БЕРСЕНЕВ ЕВГЕНИЙ

Митрополит: конструктор, иконописец, отец троих детей

Глава старообрядцев страны посетил алтайские приходы

31 августа - 1 сентября в Барнауле побывал глава Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Андриан.

В настоящий момент старообрядческий владыка совершает ознакомительную поездку по Сибири и Дальнему Востоку. В Барнауле он дал интервью корреспонденту "СК".

-В каком состоянии вы нашлиалтайские приходыпо сравнению с другими?

-Сложно делать какие-то глубокие выводы, моя поездка носит ознакомительный характер. По внешним поверхностным впечатлениям можно сказать,чтостарообрядческие приходы Алтая по масштабам сходны с другими сибирскими общинами, например томскими.

- В одном из интервью после вашего избрания предстоятелем РПСЦ вы сказали, что сейчас первейшая задача - это решить вопросы, накопившиеся за время болезни покойного митрополита Алимпия. Какие это вопросы и что за полгода удалось сделать?

- Прежде всего это проблема поставлениясвященства.В последнеевремявладыка Алимпий в связи с болезнью почти не рукополагал. Я по мере сил пытаюсь восполнить этот пробел. Причем важно не только рукополагать новых священников, но и без спешки отбирать и готовить достойных кандидатов для будущего священства. Это первое.

Еще один важный пробел в старообрядческой жизни - низкий уровень духовного образования. На сегодняшний день у нас работают лишь воскресные школы в приходах. Наша задача - построить полную образовательную систему.

С этого учебного года в Москве начало свою деятельность духовное училище. На первый курс подано более двадцати заявлений.

- Кого будет готовить училище – обязательно священников или просто богословов?

- Прежде всего людей, полезных Церкви.

Это могут быть и священники, и уставщики (т.е. специалисты по ведению службы), и преподаватели воскресных школ.

- Учитывая нынешнее положение с образованием, что вы можете сказать о современном состоянии церковных искусств у старообрядцев - пения и иконописи? Удается ли хранить древние традиции?

- В общем, да. У нас нет "теоретического" образования в пении и иконописи, но мастера изучают живую традицию на практике. Даже, скажу больше, в знаменном пении есть вещи, которые не описаны в книгах, но передаются из поколения в поколение именно в процессе исполнения.

- В прошлом вы сами занимались иконописью и церковным пением. Удается ли сейчас находить на это время?

-Уже почти год, как я не пишу, просто нет времени. Ну а что касается пения, свою часть, полагающуюся мне по сану, на службах я исполняю. Зато мое новоеположение позволяет мне влиять на процесс в целом.

Я созвал съезд иконописцев, на котором было около двадцати человек. Обсуждались как раз вопросы образования и создания условий для воспитания мастеров иконописи.

-Старообрядческие иконописцы совсем не используют

никаких современных материалов и техник в своей работе?

- Да, никаких. Пигменты используются только натуральные. Берется нужный камень, истирается в порошок, и такими красками затем пишет мастер.

- Вы сказали, что активно рукополагаете священников. Много ли новообрядческого духовенства переходит к вам?

-Сказать, что много, я не могу, но такие случаи есть.

-В общественном сознании существует стереотип восприятия старообрядцев: и люди, и целыеобщинызамкнутыв себе. Информационная закрытость – это проблема старообрядчества или черта естественного уклада?

- Да, закрытость имеет место, но это объяснимо. Например, когда мы ездили в старообрядческую общину Гать в Томской области меня сопровождала съемочная группа из Германии. В храм прихожане их не пустили. Верующие воспринимают телеаппаратуру как чужой глаз, заглядывающий в душу. Молитва - это интимное, личное, и чужое любопытство людей коробит.

С другой стороны, мне как главе Церкви важно, чтобы о нас узнали, чтобы поняли, почему наши предки и мы так упорно держимся своих убеждений. Я всегда проповедую, что любой человек, искренне стремящийся к познанию истины, должен иметь возможность узнать о нас и сохраненном в нашей Церкви подлинном духе православия. В этом смысле нам необходима информационная открытость.

-В вашем случае – уникальная ситуация. У главы Церкви -трое детей. Как удается совмещать заботу о детях с монашеским образом жизни и трудом предстоятеля Церкви?

-Сын и старшая дочь уже взрослые,самостоятельные. Сын окончил ветеринарный вуз, сейчас работает. Дочь через год окончит академию искусств и культуры. На ее попечении находится моя младшая, которая пошла в девятый класс средней школы. Они живут все втроем в Казани, где я до избрания Московским митрополитом был правящим архиереем. С ними находится еще бабушка, моя мама, но сейчас, скорее, ей самой нужна помощь, чем она может оказать поддержку детям. Общение у нас нечастое, но за полгода я уже три раза был в Казани, они примерно с такой же частотой бывают в Москве.

Беседу вел Вадим ВЯЗАНЦЕВ

Справка "СК"

Митрополит Андриан (в миру - Александр Геннадьевич Четвергов) был избран главой РПСЦ в феврале текущего года после кончины прежнего главы старообрядцев митрополита Алимпия. Он самый молодой из архиереев РПСЦ (родился в 1951 г.).

Будущий предстоятель РПСЦ в 1974 г. окончил Казанский авиационный институт, затем работал инженером-конструктором. В 1986 г. оставил светскую работу и начал трудиться при казанском старообрядческом храме. Позднее был избран председателем церковной общины. Как иконописец написал иконостас для екатеринбургского храма, изготовил конструкцию иконостаса и написал ряд икон для кафедрального собора в Новосибирске.

В 1998 г. овдовел, имея на попечении сына и двоих дочерей. Через год рукоположен в сан диакона, тогда же на Освященном Соборе избран кандидатом в епископы. В 2001 г. рукоположен в сан епископа Казанско-Вятского, в феврале 2004 г. избран митрополитом Московским и всея Руси.

Историческая справка

Русские церковные реформы XVII века инициировали в обществе взрыв такой силы, что его последствия не изжиты до сих пор. Часть священства и верующих эти реформы не приняла, за что до 1905 года была преследуема государством. Общины староверов различных согласий и толков до сих пор несут в своем жизненном укладе отсвет допетровской Руси. В общественном сознании понятие "старовер" до сих пор ассоциируется с суеверием и невежеством, нужно констатировать, что этот стереотип навязан атеистической пропагандой и с действительным положением дел имеет мало общего.

Наиболее крупным согласием являются половцы (т.е. староверы, признающие священство) белокриницкой иерархии во главе с митрополитом Московским и всея Руси Андрианом. Официальное название - Русская Православная Старообрядческая Церковь, а верующие себя называют древлеправославными христианами.

Внешне особенности культа старообрядцев-поповцев проявляются в том, что служат они по дореформенным книгам, крестятся двумя пальцами, а не тремя, имя Сына Божьего пишут "Исус", а не "Иисус". Поместный собор Русской православной церкви (патриаршей) 1971 года отменил все анафемы в отношении староверия, признав их "яко не бывшими". Тем самым "признана равноспасительнось" и двухперстного крестного знамения, и старого обряда. Древлеправославные ответных шагов не предприняли.

16.09.2004 Свободный курс (Барнаул) ВАДИМ ВЯЗАНЦЕВ

За веру и Отечество

Завершен визит митрополита Московского и всея Руси Андриана на Дальний Восток. Впервые в истории православной Руси представитель старообрядческой веры побывал в регионах.

- О нас всегда старались говорить свысока, как о раскольниках, секте, - заметил митрополит. - Но факт: наши предки пережили 350 лет непрерывных гонений, однако донесли в чистоте ту веру, которая была до раскола.

Редкий гость вызвал неподдельный интерес в Хабаровском крае, где, как известно, имеются старообрядческие общины. Они немногочисленны, а церковь Покрова пресвятой Богородицы, созданная старообрядцами, находится на самой окраине краевой столицы. Но это, подчеркнул митрополит, очередное свидетельство того, что государство, выстраивая свои отношения с Русской православной церковью, все предыдущие годы признавало лишь официальную ее ветвь - новообрядческую, что и помогало ей развиваться количественно и материально.

Однако сейчас ситуация меняется. Губернаторы территорий с пониманием относятся к представителям старой веры, признавая, что последователи протопопа Аввакума имеют также все основания считать себя Русской православной церковью, а вера, сохраненная ими, есть духовный огонь предков.

- Сейчас благоприятное время, чтобы восполнить те потери, которые мы имели, - считает митрополит Андриан.

Добавим, что нынешние местные старообрядцы - жители, как правило, отдаленных поселков, где гармоничнее всего реализуется цель единения природы и человека, поскольку считают нынешнюю цивилизацию разрушающей нравственность. Отказ от алкоголя, курения, от социальных государственных выплат, запрет на браки с иноверцами, обязательное двоеперстие, следование древним церковным канонам - также отличительные черты старообрядчества.

Так, представители старой веры не могут согласиться с канонизацией царя Николая II по той причине, что тот курил. Староверы считают себя более требовательными к себе, чем иноверцы: так, человек, который два воскресенья подряд не причащался, лишается причастия вообще, а если в течение нескольких лет не был на исповеди - лишается погребения.

24.09.2004 Владивосток (Владивосток) Тамара КАЛИБЕРОВА

МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АНДРИАН: У БОГА ОБИТЕЛЕЙ МНОГО

Новосибирск с визитом посетил митрополит Московский и всея Руси Андриан.

В Новосибирск на празднование пятилетнего юбилея освящения кафедрального собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы Русской Православной Старообрядческой Церкви прибыл митрополит Московский и всея Руси Андриан. Корреспондент "Вечернего Новосибирска" Валерий МЕЛЬНИКОВ взял эксклюзивное интервью у старообрядческого первосвятителя.

- Ваше Высокопреосвященство! Еще пять лет назад вы были простым мирянином и вот возглавляете самую многочисленную ветвь старообрядческой Церкви. Расскажите о своем пути на этот высокий пост.

- Я родился и вырос в семье старообрядцев и с детства впитал в себя атмосферу и самобытность старой веры. Работал на обычной светской работе и по воскресеньям и праздникам посещал храм. Был обычным прихожанином. Предложения стать священником от наших прихожан мне были, но в то время я был к этому совершенно не готов. Но вот священником стал мой младший брат. В 1986 году по его просьбе я оставил свою светскую работу и перешел в храм служить уставщиком.

Уставщик - это тот человек, который полностью отвечает за порядок богослужения. Уставщик должен знать многое: от знаменного пения до особенностей службы в те или иные праздничные дни. Учиться было негде. Тем людям, которые многое знали, передавать свои знания было весьма затруднительно из-за возрастной немощи. Приходилось самому все собирать по крупицам. Параллельно стал изучать искусство иконописи, золочения икон и крестов. Пришлось много потрудиться по возрождению переданного нам храма в Казани.

В 1998 году я овдовел. Остались сын и две дочери. Новый брак был не для меня, и я принял решение полностью посвятить себя Богу. Полгода прослужил дьяконом, год - священником, а в 2001 году был назначен епископом Казанско-Вятским. В конце прошлого года отошел ко Господу наш первосвятитель митрополит Московский и всея Руси Алимпий. В феврале этого года решением Освященного Собора меня избрали новым предстоятелем Церкви. Действительно, по времени мой путь на первосвятительский пост был довольно короток: еще пять лет назад я помогал устанавливать главный крест, который сам золотил, на купол новосибирского храма Рожества Пресвятой Богородицы (по старому правописанию - именно Рожества).

- Так вы золотили главный крест новосибирского храма?

- Да. И не только главный, но и остальные четыре, но эти я золотил, уже когда был епископом. Так получилось, что я немало потрудился для новосибирского храма. Но основная моя работа - это иконостас. Есть в нем и иконы, писанные мною. Теперь, конечно, писать иконы времени нет.

- За три недели вы посетили немало сибирских городов и весей, в каких местах пришлось вам побывать и каким транспортом добирались?

- Самолетом, поездом, автомобилем. А побывать пришлось в очень многих местах: в Томске, Барнауле, Бийске, Новокузнецке, Красноярске, Улан-Удэ, Иркутске, Хабаровске, Владивостоке. Это крупные города, а приходилось посещать старообрядческие общины в небольших городах и селениях. Везде обсуждались серьезные вопросы - от кадровых проблем до храмостроительства. Состоялось очень много встреч с руководителями регионов и городов, пресс-конференций, интервью.

- Вашу Церковь по месту, где была установлена первая епископская кафедра, еще называют Белокриницкой. Вторая по численности старообрядческая Церковь – это Церковь так называемой Новозыбковской иерархии. Признаете ли вы эту иерархию законной и имеете ли с ними молитвенное общение?

- Молитвенного общения между нашими Церквями нет, но иерархию Древлеправославной Церкви мы признаем, как сохранившую преемственность и держащуюся православных догматов и обрядов. Если священники из Новозыбковской иерархии переходят к нам, мы принимаем их в сущем в сане третьим чином (через покаяние). Также принимаем и

мирян. Тех же, кто переходит из других Церквей мы, как правило, принимаем через крещение.

- Потому что они еретики?

- Потому что почти во всех современных Церквях нарушены незыблемые апостольские правила таинства Крещения. Никогда в православии не крестили обливанием. Это чисто католический обычай. Истинное крещение - это трехразовое полное погружение. Сейчас в России, несмотря на то, что в некоторых новообрядческих храмах строят баптистерии для полного погружения, все же большинство россиян крещены обливанием, которое мы считаем недействительным. Мы очень тщательно исследуем вопрос крещения у тех, кто изъявил желание принять нашу веру.

- Я слышал, что даже епископов вы перекрещиваете.

- Да. В 2002 году к нам присоединился немецкий епископ греческой старостильной Церкви (после того, как греческая Церковь перешла на новый стиль, часть иерархов этому решению не подчинились). После тщательного исследования совершенного над ним крещения таинство было признано недействительным. Пришлось крестить заново, и епископ стал простым мирянином. Потом, пройдя весь положенный путь, начиная от чтеца, он был рукоположен епископом и назначен правящим архиереем Аугсбургским и всея Германии. Теперь в Германии есть наш приход.

- А вообще много старообрядцев за границей?

- Старообрядческие приходы есть во многих странах мира, в частности, в США, Австралии, Боливии, Италии, на Аляске. Причиной распространения старообрядцев по всему миру являются почти беспрерывные, в течение более трехсот лет, гонения за старую веру.

- Как изменились ваши отношения с Русской Православной Церковью За Границей после того, как в 2000 году зарубежный Архиерейский Собор принес перед старообрядцами покаяние?

- Действительно, 26 октября 2000 года на Архиерейском Соборе было сделано серьезное заявление, в котором есть такие слова: "Простите, братья и сестры наши, прегрешения, причиненные вам ненавистью. Хотя мы потомки гонителей ваших, но неповинны в причиненных вам бедствиях. Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрека, тяготеющего над ними. Простите оскорбивших вас безрассудным насилием, ибо нашими устами они раскаялись в соделанном вам и испрашивают прощения". То есть современные иерархи покаялись за своих предшественников, с молчаливого поощрения которых русских людей на их родине подвергали гонениям за приверженность к вере благочестивых предков. Вроде бы справедливость восторжествовала. А что дальше? А дальше зарубежные иерархи любезно приглашают всех старообрядцев под свой омофор: "Мы искренне желаем встретить всех представителей Церквей старого обряда". Вот и все заявление. Но как изживать трагические последствия той реформы и последовавших гонений? Как исправлять ошибки, которые и сегодня продолжают сказываться на духовном состоянии русского народа и его Церкви? Никаких конструктивных предложений, кроме как "а уж теперь пожалуйте к нам", мы не получили. Диалог кончился, даже не начавшись.

Кстати, в Красноярск мы попали в то время, когда туда прибыли мощи Великой княгини Елизаветы Романовой. В резиденции губернатора Хлопонина пришлось встретиться с представителем Русской Православной Церкви За Границей епископом Бостонским Михаилом. Ни о каком покаянии речи не было вообще, да и тема гонений и преследования староверов в царской России не поднималась "яко не бывшая".

- А у староверов есть свои святые мощи, мироточивые иконы и прочие святыни?

- Конечно, есть. До революции это принято было скрывать, так как реакция властей была незамедлительна: святыни старались изъять и уничтожить. Теперь мы их не прячем. Есть у нас и мироточивые иконы, и святые мощи. На Урале, например, поклониться и получить исцеление от мощей Шамарских мучеников приходят не только старообрядцы, но и христиане новообрядческой Церкви Московского Патриархата.

- А с Московской Патриархией какие отношения?

- Мы стараемся строить эти отношения на принципах невмешательства и взаимного уважения. Однако со стороны Московской Патриархии отношение очень разнится – в зависимости от личного расположения того или иного епархиального архиерея. Поэтому в одних регионах наши взаимоотношения с клириками Московской Патриархии очень доброжелательны, в других - пока оставляют желать лучшего. Иногда подливают масла в огонь одиозные комментарии в СМИ, порой даже создается мнение, что они не лишены определенного заказа. Однако, в целом, пожалуй, можно охарактеризовать наши отношения как мирные и добрососедские.

- Старообрядческая Церковь сохранила многое из того, что в Церкви новообрядческой по разным причинам было утрачено. То же знаменное пение, например. И интерес к старой вере есть у многих. Но по личному опыту знаю, что контакты со старообрядцами бывают очень тяжелы. До сих пор помню, как в Томске меня даже на порог храма не пустили.

- К сожалению, это типичное явление для старообрядцев, независимо от регионов или масштабов прихода. Когда-то я сам, будучи мирянином, на себе испытал такой негатив со стороны служащих храма, когда во время командировки в Москву зашел помолиться в старообрядческий храм. Оказывается, на полиэтиленовом пакете, который я нес в руках, была реклама импортных сигарет. Я и не заметил этого, а вот ревнители сразу обратили внимание и предъявили мне претензии, причем в довольно грубой и недоброжелательной форме. Строгость, конечно, должна быть. Нужно и одеваться для храма соответственно, и вести себя подобающим образом, но излишняя настороженность к чужим не способствует развитию интереса к старой вере. Здесь мы теряем, конечно. Но с такими проявлениями немирности мы боремся в меру сил.

- Ваше Высокопреосвященство! Вопрос веры - это, в конечном счете, вопрос спасения. Сейчас по всей России идет возрождение православия, строятся храмы, открываются воскресные школы, где и взрослые и дети приобщаются к вере. Но, с точки зрения старообрядчества, все это от истинной веры очень далеко. Неужели все бесполезно, и у православных россиян нет возможности спастись?

- По христианскому учению, спастись может только тот, кто принадлежит к истинной Церкви. Немало людей считают, что они к такой Церкви принадлежат, и потому надеются на спасение. Спасутся ли они? Есть такое выражение: "У Бога обителей много". И если человек жил по заповедям, жил жертвенно, имел дерзновение на спасение, то остается надеяться, что Господь учтет это, и жизнь такого человека не будет напрасна.

- Насколько мне известно, храмы строятся и в старообрядческой Церкви. Как удается справляться на столь нелегком и дорогостоящем поприще?

- Большинство храмов, как в древности, так и сейчас, строят "всем миром". Каждый христианин стремится сделать свой посильный вклад - трудом, добрым советом, деньгами, материалами. За всех, кто принял участие в созидании храма, Церковь молится за каждым богослужением. С удовлетворением можно отметить, что и областная, и городская администрации Новосибирска с пониманием относятся к проблемам старообрядческой общины и помогают ей. Делают серьезные пожертвования и отдельные организации. Пользуясь случаем, хочется выразить всем благотворителям глубокую благодарность: "Спаси всех Христос!"

Справка: Митрополит Андриан, в миру Александр Геннадьевич Четвергов. Родился 14 февраля 1951 года в Казани. В 1974 году окончил Казанский авиационный институт. До служения в церкви работал инженером-конструктором в оборонной промышленности. 17 октября 1999 года рукоположен в сан дьякона, 14 мая 2000 года - в сан священноиерея, в 2001 году принял монашество с именем Андриан, 29 апреля 2001 года рукоположен во епископа. Решением Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви в феврале 2004 года избран митрополитом Московским и всея Руси.

24.09.2004 "ВЕЧЕРНИЙ НОВОСИБИРСК" (НОВОСИБИРСК) Валерий Мельников


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования