Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

РАДИО "СВОБОДА": От монархистов до коммунистов. "Православные патриоты" в США отметили 100-летие революции


В начале ноября в приходах Русской православной церкви многих городов США прошли лекции и демонстрации кинофильмов, посвященных столетию большевистской революции. Все эти мероприятия так или иначе отражали трагедию, которую эти события и последовавшая за ними Гражданская война принесли и отдельным семьям, и России в целом. Такое отношение совершенно не удивительно, если вспомнить, что часть русскоязычной диаспоры составляют потомки белогвардейцев, для которых октябрьские события 1917-го года и все, что произошло затем, были не просто страницами истории, а катастрофой, сломавшей жизнь их семей на поколения вперед и лишившей их родины. На этом фоне поразительно то, что многие потомки вчерашних изгнанников занимают по отношению к сегодняшним российским диссидентам ту же позицию, которую занимали по отношению к их предкам большевики.

Я уже писала о противоречиях, возникающих в России между сталинистами и монархистами, ярко проявившихся в конфликте вокруг фильма "Матильда". Однако внутри России и то, и другое движение имеют, в общем-то, довольно маргинальный характер. "Патриотизм" большинства сегодняшних державных патриотов можно охарактеризовать как "гибридный": одни и те же люди возмущаются сносом памятников Ленину в Украине, возлагают гвоздики к бюсту Сталина, выходят на крестные ходы с портретом Николая II, увитым георгиевскими ленточками, по праздникам посещают православные храмы и в обязательном порядке участвуют в акции "Бессмертный полк".

За рубежом подобная всеядность встречается гораздо реже. Часть русской диаспоры, тоскующая по Советскому Союзу (в основном это волна эмиграции начала 1990-х годов), и потомки белогвардейцев чаще всего относятся друг к другу непримиримо. Условные "коммунисты" клеймят выходцев из первых волн эмиграции "власовцами" и "предателями" и предпочитают проводить свои просоветские выставки и "бессмертные полки" без их участия. "Монархисты" отвечают тем же, называя приверженцев СССР врагами России и требуя бескомпромиссного осуждения коммунистического эксперимента. Однако по некоторым пунктам взгляды большинства представителей этих групп совпадают. Те и другие, например, поддерживают Путина и Трампа, одобряют аннексию Россией Крыма и вторжение в Донбасс, ненавидят сегодняшних правозащитников.

Этот феномен особенно интересен применительно к "белогвардейской" части диаспоры. Позиция сторонников СССР выглядит в этом контексте по крайней мере логично. Что же касается "монархистов", то, на первый взгляд, трудно понять, как могли люди, чьи предки были гонимы и преследуемы на родине, желать расправы тем, кто гоним сегодня? Как объяснить, что люди, считающие коммунизм безусловным злом, могут ненавидеть проводящую декоммунизацию и десталинизацию Украину, и при этом всецело быть на стороне пророссийских властей оккупированного Донбасса, которые открыто прославляют Сталина, устраивают показательные "приемы в пионеры" и даже называют свои репрессивные органы в честь МГБ и НКВД?

Первым и самым очевидным ответом на этот вопрос является имперская идея, поддерживаемая многими потомками "первой волны" эмиграции. Для того чтобы увязать эту идею с существующей реальностью, российским пропагандистам пришлось изобрести несколько причудливых мифов, находящихся еще дальше от реальности, чем банальные истории про "распятых мальчиков".

Одним таким мифом стала мысль о проводившейся в советское время "насильственной украинизации". Исторические факты говорят прямо об обратном: есть множество примеров насильственной русификации Украины и других советских республик, ведь были и запреты на развитие национальной культуры, и репрессии в отношении тех, кто осмеливался говорить на родном языке. Однако потомкам эмигрантов, никогда не жившим ни в России, ни в СССР, активно внушается: именно коммунисты "слепили квазигосударство Украина". Новые монархические идеологи утверждают, что репрессии якобы проводились в отношении людей, не желавших учить украинский язык, а тот, кто выступает против украинизации, "не может не рассматриваться правительством как контрреволюционер и враг советской власти".

Современные русскоязычные "коммунисты" и "монархисты" на практике разными путями проводят в жизнь одну и ту же идейную повестку Кремля

Перевернув историю, "монархисты" делают вывод: украинское национальное сознание и стремление к независимости, как и стремление Украины на Запад – прямые следствия коммунизма. Каким образом прозападные устремления украинцев могут питаться агрессивным советским антизападничеством времен холодной войны, новые идеологи объяснить не потрудились. К тому же их последователи рады принимать любые, самые фантастические гипотезы без всяких объяснений, поскольку их ненависть к любому проявлению национального самосознания и свободному выбору так сильна, что сама по себе служит достаточным поводом для поддержки вторжения.

"Монархисты" признаются: уже то обстоятельство, что украинцы посмели считать себя самостоятельным народом, является уважительной причиной для начала войны. А неприятный для них факт – контролируемая Россией часть Донбасса является откровенно просоветской – "монархисты" объясняют экзотически: это "американцы раскручивают красный проект в Новороссии". Оказывается, это не Москва, а Вашингтон стоит за Захарченко, Плотницким и многочисленными "гиви" и "моторолами".

Пропаганда использует свойственную праворадикалам ненависть к западной либеральной идеологии, и эта ненависть становится для таких людей более значимой, чем междоусобные идеологические разногласия. В случае чего ненавистная современность провозглашается прямым продолжением коммунизма для одних и "власовского коллаборационизма" – для других. Этот старый пропагандистский прием (привязать то, что человек больше всего ненавидит и боится, к тем, кого выгодно назначить "врагом") безотказно действует и в отношении американских радикальных консерваторов. Пропагандистский миф о том, что современные американские демократы и советские коммунисты – это одно и то же, стал успешным клише, который использовали российские тролли, пытаясь оказать влияние на исход американских выборов.

Но как может прозападный российский либерализм, связанный с советским диссидентским движением и черпающий свою преемственность именно оттуда, стать "порождением коммунизма"? Логики в таком пассаже не больше, чем в рассуждениях о "репрессиях за отказ от украинизации Украины", однако это льстит сегодняшним националистам-неоимперцам. Особенно странно звучат упреки в адрес современных российских правозащитников в "сотрудничестве с иностранными врагами" от людей, родившихся в США, имеющих американское гражданство и на протяжении поколений боровшихся с советской властью при поддержке Америки!

Российские посольство и консульства придерживаются в Соединенных Штатах той же стратегии, что и кремлевские власти внутри своей страны: поддерживают обе эти группы, стараясь по возможности минимизировать их контакты между собой. Откровенных фанатов СССР, к примеру, практически невозможно встретить на консульских приемах, куда принято приглашать более благообразно выглядящее духовенство и потомков "русских в изгнании". Однако российские представительства в обязательном порядке курируют "бессмертные полки" и оказывают им всяческую поддержку. При всей кажущейся непримиримости противоречий, современные русскоязычные "коммунисты" и "монархисты" на практике разными путями проводят в жизнь одну и ту же идейную повестку Кремля.

Ксения Кириллова,
РАДИО "СВОБОДА", 20 ноября 2017 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования