Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГОРОД812": Митрополит Варсонофий забирает недвижимость у чужих монастырей


Петербургский митрополит Варсонофий экспроприирует собственность не только у города, но и у своих соседей-епископов. Речь идет о находящихся в Петербурге подворьях монастырей из чужих епархий. В Московской Патриархии «Городу 812» заявили, что действия митрополита правомочны.

Подворье – это церковь и, если есть, хозяйственные постройки. Является своего рода представительством монастыря. Монастырское начальство назначает туда настоятеля и получает от подворья доходы. Речь идет о том, что теперь они переподчиняются Петербургской епархии и становятся обычными приходскими храмами со всеми вытекающими отсюда административно-финансовыми последствиями.

В прошлом номере «Город 812» писал о бедах монахинь из Покрово-Тервенического монастыря Тихвинской епархии, у которых сейчас забирают подворье на проспекте Стачек. Монахини жалуются, что их лишают единственного источника доходов. И даже сочинили коллективную молитву, в которой очень дипломатично, без лишних подробностей просят Бога, чтобы подворье осталось за ними. Но, как сказано на сайте монастыря в официальном сообщении под заголовком «Печальное известие», «11 октября епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав (глава Тихвинской епархии. – А.М.) провел собрание игуменов и игумений. На этом собрании в устной форме было объявлено о решении Синода и лично митрополита Варсонофия об упразднении монастырских подворий». Никаких официальных писем ни от Петербургской епархии, ни от Синода монастырь, как сказано в этом печальном известии, не получал.

Однако источники уверяют, что процесс экспроприации начался раньше – с церкви Святой Троицы на Октябрьской набережной. Изначально эта церковь была построена как элемент киновии (отдельного комплекса, где живет часть монахов) Александро-Невской лавры, стоящей через Неву от основного монастыря. После революции церковь первое время была приходской, потом ее закрыли, снесли купола и переделали в мастерские. Верующим она была возвращена в 2001 году в запущенном состоянии и стала подворьем Череменецкого монастыря, находящегося на территории Гатчинской епархии.

С самого начала и до недавнего времени ее настоятелем был игумен монастыря архимандрит Митрофан (Осяк). В 2013 году он стал епископом Гатчинским и Лужским, но сохранил за собой управление монастырем. За это время в церкви Святой Троицы прошла масштабная реставрация.

20 марта нынешнего года настоятель церкви поменялся – им стал протоиерей Сергий Судаков. Отец Сергий – руководитель финансово-хозяйственного отдела петербургской епархии и лицо, приближенное к митрополиту Варсонофию. У них даже одинаковая фамилия, что дает почву для сплетен о родственных связях. А 24 августа настоятелем храма стал сам митрополит. Сергий Судаков теперь официально числится ключарем, то есть исполняющим обязанности настоятеля, поскольку у самого настоятеля есть дела поважнее. Официальный статус бывшего монастырского подворья сегодня – архиерейское подворье храма Святой Троицы, но уже не Гатчинской, а Петербургской епархии.

Стоит заметить, что в Петербурге всего два храма, которые удостоились чести получить владыку Варсонофия в качестве настоятеля. Кроме храма Святой Троицы это Исаакиевский собор. Такое странное сочетание может объясняться тем, что на Киновеевском кладбище, расположенном рядом с Троицкой церковью, похоронены родители главы «Газпрома» Алексея Миллера. Что автоматически повышает не только неформальный статус этого храма среди других церквей Петербурга, но и сулит перспективы более материального характера. Эта связь между храмом Святой Троицы и «Газпромом» была, как говорят, обнаружена еще гатчинским епископом, но он не смог удержать в руках столь тяжелую ношу.

Кто будет следующим? Очередь на выселение большая. На Загородном проспекте находится подворье Коневского монастыря (Выборгская епархия). Очень богаты подворьями в Петербурге монастыри Тихвинской епархии. Так, на улице Челиева в Невском районе – подворье Александра Свирского монастыря, на Большом Сампсониевском – Введено-Оятского.

Большой интерес у Петербургской епархии может вызвать храм в честь иконы «Всех скорбящих радость» на проспекте Обуховской обороны, являющийся подворьем Зеленецкого монастыря Тихвинской же епархии. В нем находится чтимая икона Богородицы «Всех скорбящих радость с грошиками», к которой идет постоянный поток верующих.

У Антониево-Дымского монастыря есть храм Покрова на Боровой улице. Правда, сейчас он находится в плачевном состоянии, и логично дождаться, пока монастырь закончит его восстановление.

Еще в конце XIX века афонские монахи из Андреевского скита построили себе на нынешней 5-й Советской улице подворье с храмом Благовещения. Храм без куполов был возвращен церкви 2 года назад и сразу же освящен митрополитом Варсонофием как архиерейское подворье Петербургской епархии.

Кроме того, говорят, что несколько лет назад митрополит Варсонофий писал в Смольный письмо с просьбой не передавать церковное имущество другим епархиям, если они его попросят.

Единственный монастырь, который может не опасаться экспроприации, – Константино-Еленинский из Выборгского района Ленобласти. У него богатое подворье на Рижском проспекте, но эту обитель курирует бизнесмен Константин Голощапов, считающийся человеком, близким к Владимиру Путину. Кроме того, разумеется, епархия не может покуситься на подворья ставропигиальных монастырей, которые находятся в прямом подчинении у патриарха.

Как сообщил «Городу 812» заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе, «по канонам церкви все приходы, монастыри, подворья, находящиеся на территории одной епархии, должны подчиняться только архиерею этой епархии. По сложившейся практике экстерриториальность предусмотрена только для монастырей и подворий, подчиняющихся патриарху – так называемое ставропигиальное право». Иными словами, действия митрополита Варсонофия абсолютно правильные и законные. Определять дальнейшую судьбу экспроприированных подворий будет он сам.

Ожидать подобных конфликтов в других епархиях не приходится, потому что в Петербурге ситуация уникальная. Обычно монастыри имеют свои подворья только в столичных городах, рассказал «Городу 812» диакон Андрей Кураев. А в Москве это, как правило, подворья ставропигиальных монастырей.

Прежде Петербургская митрополия включала в себя всю Ленинградскую область, но в 2013 году в рамках разукрупнения епархий на территории Ленобласти были выделены три новые. Монастыри с подворьями оказались по разные стороны административных границ, прямо как братские советские народы после распада СССР.

Любопытно, будут ли раскулаченные областные епархии предпринимать контрмеры. Возможностей у них немного, но все же. Например, в Тосненском районе есть подворье Новодевичьего монастыря – храм Происхождения Честных Древ Креста Господня.

Антон Мухин,
"ГОРОД812", 14 ноября 2017 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования