Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РУБЛЕВ": Pew Research: православные христиане стран бывшего СССР демонстрируют самый низкий уровень религиозности


Американский исследовательский центр Pew Research Center опубликовал масштабный доклад «Православное христианство в XXI веке» (Orthodox Christianity in the 21st Century), в котором проанализировал состояние православия в мире на сегодняшний день.

В исследовании отмечается, что православные христиане, живущие в странах бывшего Советского Союза, демонстрируют самый низкий уровень религиозности. Исследователи предполагают, что, возможно, в этом нашло свое отражение наследие атеистической эпохи и преследований за веру. 

В России, например, только 6% взрослых православных христиан заявляют о том, что они посещают церковь не реже одного раза в неделю, 15% считают, что религия «очень важна» в их жизни, а 18% говорят, что они молятся ежедневно. Другие бывшие советские республики демонстрируют одинаково низкий уровень религиозности среди населения. 

Напротив, православные христиане в Эфиопии (эксперты Pew Research Center отнесли Эфиопскую (Абиссинскую) церковь к числу православных, несмотря на отличия в вероучении — Rublev.com) демонстрируют значительно более высокий уровень соблюдения религиозных норм. Аналогичные показатели наблюдаются также среди других христиан (включая католиков и протестантов) в странах Африки к югу от Сахары. Почти все эфиопские православные христиане говорят, что для них очень важна религия, примерно три четверти (78%) посещают церковь раз в неделю или чаще, а около двух третей (65%) заявляют, что они молятся ежедневно.

Православные христиане, живущие в Европе за пределами бывшего Советского Союза, демонстрируют несколько более высокий уровень религиозности, чем жители бывших советских республик, но по этому показателю они все же уступают членам православной общины Эфиопии. Например, в Боснии 46% православных христиан заявляют, что религия очень важна в их жизни, в то время как 10% говорят, что они посещают церковь еженедельно или чаще, и 28% сообщают, что они молятся ежедневно.

Православные христиане в Соединенных Штатах, составляющие примерно 0,5% от общего населения США и включающие в себя множество иммигрантов, демонстрируют умеренные уровни религиозности — ниже, чем в Эфиопии, но выше, чем в большинстве европейских стран, по крайней мере, по некоторым параметрам. Около половины (52%) взрослых православных христиан в Соединенных Штатах свидетельствуют, что для них очень важна религия, примерно одна треть из них (31%) посещает церковь раз в неделю или чаще, а 57% ежедневно молятся.

Численность православных в мире: тенденция к неуклонному снижению доли среди общего числа христиан

В докладе отмечается, что за последнее столетие православное население во всем мире увеличилось более чем вдвое и составляет около 260 миллионов человек. Только в России число православных превысило 100 миллионов, резко увеличившись после падения Советского Союза.

Тем не менее, несмотря на рост этого показателя в абсолютных числах, доля православных среди всего христианского населения постоянно снижается. Основной причиной этого явления эксперты называют более быстрый рост числа протестантов и католиков, а также последователей нехристианских религий.

Сегодня только 12% христиан во всем мире являются православными. Сто лет назад этот показатель равнялся 20 процентам. И если в 1910 году православные христиане составляли 7% от общего числа населения мира, то на начало XXI века эта цифра снизилась до 4 процентов.

Географическое распространение православия также отличается от других основных христианских традиций в XXI веке. В 1910 году, незадолго до переломных событий — Первой мировой войны, большевистской революции в России и развала нескольких европейских империй — все три основные ветви христианства (православие, католицизм и протестантизм) были преимущественно сосредоточены в Европе. С тех пор присутствие католицизма и протестантизма значительно расширилось за пределы континента, в то время как православие по-прежнему сосредоточено в Европе. 

Сегодня почти четыре пятых всех православных христиан (77%) живут в Европе; столетие назад аналогичный показатель равнялся 91%. Напротив, только около четверти католиков (24%) и 12% протестантов сейчас живут в Европе, по сравнению с 65% и 52%, соответственно, в 1910 году.

Уменьшение доли православных в масштабах мирового христианства исследователи также связывают с демографическими тенденциями в Европе: здесь наблюдаются стабильно более низкие показатели рождаемости, а население в целом старше, чем в развивающихся регионах мира, таких как страны Африки к югу от Сахары, Латинская Америка и Южная Азия. Население Европы по сравнению с общемировым сокращается уже давно, и в ближайшие десятилетия в абсолютном выражении оно также будет уменьшаться.

В докладе отмечается: исторически сложилось так, что распространение того, что сейчас называется православным христианством, в славянских регионах Восточной Европы относится к девятому столетию. Тогда, согласно церковной традиции, миссионеры из столицы Византийской империи Константинополя (ныне Стамбул, Турция) распространяли веру в Европе. 

Православие заняло лидирующее положение в Болгарии, Сербии и Моравии (которая сейчас входит в состав Чешской Республики), а затем, начиная с X века, в России. После Великого раскола между восточными (православными) церквями и западной (католической) церковью в 1054 году православная миссионерская деятельность распространилась по всей Российской империи с 1300-х до 1800-х годов.

В то время как православие распространялось по всей евразийскому континенту, протестантские и католические миссионеры из Западной Европы направили свои усилия за пределы своих стран, пересекая Средиземное море и Атлантику. Португальская, испанская, голландская и британская империи, среди прочего, несли западное христианство (католицизм и протестантизм) в страны Африки к югу от Сахары, в Восточной Азии и в Америке — в регионы, которые в XX веке переживали гораздо более быстрый рост населения, чем Европа. 

В целом православная миссионерская деятельность за пределами Евразии была менее выраженной, хотя православные церкви сохраняли свои позиции на протяжении веков на Ближнем Востоке, а православные миссионеры завоевали некоторое число новообращенных в таких отдаленных местах, как Индия, Япония, Восточная Африка и Северная Америка.

Исследователи Pew Research называют крупнейшей на сегодня православной церковью за пределами Восточной Европы Эфиопскую (Абиссинскую) православную церковь, которая насчитывает около 36 миллионов приверженцев. Это почти 14% от всего православного населения мира. С точки зрения православного вероучения эта Церковь принадлежит к дохалкидонским православным церквям и исповедует христологию, отличную от православной. Она получила название миафизитство.

Социологи отмечают, что феномен восточноафриканского православия отражает две широкие тенденции. Во-первых, православное христианское население здесь выросло намного быстрее, чем в Европе за последние 100 лет. И, во-вторых, православные христиане в Эфиопии отличаются более строгим соблюдением религиозных норм и обрядов, чем православные христиане в Европе. 

Согласно исследованиям Pew Research Center, это соответствует более широкой модели, в которой европейцы в среднем менее религиозны, чем жители Латинской Америки и Африке к югу от Сахары. Эксперты подчеркивают, что эта тенденция верна не только для христиан-европейцев, но и для мусульман Европы, которые более свободно относятся к соблюдению религиозных обрядов в целом, чем мусульмане в других странах мира.

Современные православные мира. Общие черты

Одним из самых распространенных среди православных христиан атрибутов религиозности исследователи называют почитание икон. Большинство православных христиан всего мира заявляют, что в своих домах они хранят иконы или другие священные изображения.

Фактически, наличие икон является одним из немногих показателей религиозности, по которому православные христиане Центральной и Восточной Европы превосходят православных эфиопов. В 14-ти странах бывшего Советского Союза и в других регионах Европы с преобладающим православными населением средняя доля православных христиан, которые хранят дома иконы, составляет 90%, в то время как в Эфиопии — 73%.

Православные христиане во всем мире также придерживаются общих взглядов на некоторые канонические правила и ограничения. Это касается вопросов священства (православные священники — исключительно мужчины, преимущественно женатые), подчинения церковной иерархии, возглавляемой патриархами и архиепископами.

Кроме того, православные христиане во всем мире признают возможность развода (в отличие от Католической церкви) и высказывают консервативные взгляды по таким вопросам, как гомосексуализм и однополые браки.

Отношение к католицизму

В целом, православные христиане видят много общего между своей верой и католицизмом. На вопрос, имеет ли православие и католицизм «много общего» или, напротив, эти ветви христианства «очень различаются», большинство православных христиан в Центральной и Восточной Европе выбирают первый вариант ответа. Со своей стороны, католики в регионе также склонны рассматривать две традиции как более похожие, чем разные.

Однако исследователи называют эту тенденцию проявлением «мнимого родства»: историческое наследие «великой схизмы» 1054 года до сих пор проявляет себя в религиозных взглядах верующих обеих традиций.

Так, например, в России лишь один из шести православных христиан (17%) высказался за восстановление общения с Римско-католической церковью. Есть лишь одна страна — Румыния, большинство православного населения которой (62%) заявляют о поддержке воссоединения восточных и западных церквей.

Эта тенденция, по мнению экспертов исследовательского центра, может быть связана с настороженным отношением православных христиан к папству. Несмотря на то что большинство православных христиан в Центральной и Восточной Европе согласны с тем, что Папа Франциск улучшает отношения между католиками и православными, в целом одобрительно высказываются о римском понтифике гораздо меньше респондентов.

Взгляды православных в этом вопросе также могут быть связаны с геополитической напряженностью между Восточной и Западной Европой. Православные христиане в Центральной и Восточной Европе склонны ориентироваться, как политически, так и религиозно, на Россию, в то время как католики в регионе обычно смотрят на Запад.

Ученые отмечают, что в большинстве стран с преобладающим православным населением в Центральной и Восточной Европе, включая Армению, Болгарию, Грузию, Грецию, Румынию, Россию, Сербию и Украину, национальные Церкви возглавляют патриархи, обладающие авторитетом выдающихся религиозных деятелей. 

Во всех странах, кроме Армении и Греции, многие или большинство православных верующих видят в национальных патриархах высший авторитет православия. Например, в Болгарии 59% православных говорят, что они признают своего национального патриарха в качестве высшего авторитета Церкви, хотя в то же время 8% указывают на патриарха Константинопольского Варфоломея. Патриарх Кирилл также пользуется высоким авторитетом среди православных христиан, в том числе за пределами границ России, отмечается в докладе.

Опубликованный отчет базируется на данных, собранных по результатам проведенных центром и другими организациями социологических опросов, а также на базе докладов Pew Research Center «Глобальное христианство» (“Global Christianity”, 2011 г.) и «Будущее мировых религий: прогнозы роста населения, 2010-2050 годы» (“The Future of World Religions: Population Growth Projections, 2010-2050”, 2015 г.)

"РУБЛЕВ", 10 ноября 2017 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования