Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"КАЗАНСКИЙ РЕПОРТЕР": Игумен Силуан: «Я хранил молчание, пока обвинения в мой адрес не стали совсем фантастическими»


Скандал, который разразился в Казанской епархии в последнюю неделю вокруг известия о том, что может быть смещен наместник Успенского монастыря в Свияжске, все больше набирает обороты. Накануне отец Силуан получил решение о своем временном отстранении. Вечером того же дня появилась информация о том, что исполнять обязанности наместника вместо игумена Силуана будет иеромонах Амвросий. При этом обвинения в адрес опального наместника на страницах татарстанских СМИ стали более жесткими. «Казанский репортер» обратился с просьбой об интервью к игумену Силуану, и он согласился нарушить молчание, ответив на вопросы в эксклюзивном интервью.

– Отец Силуан, ситуация, которая сейчас сложилась вокруг вашего отстранения, все больше обрастает слухами и домыслами. Что же все-таки происходит?

– То, что сейчас творится вокруг моей персоны, не поддается никаким разумным объяснениям. Я до последнего отказывался от каких-либо интервью и не давал никаких комментариев, но сейчас, на мой взгляд и по убеждению близких мне людей, сложилась такая ситуация – звучат такие обвинения, что молчать дальше, значит, соглашаться с ними. Когда митрополит Феофан впервые приехал в Свияжскую обитель с архипастырским визитом, я сказал: «Владыка, если я по каким-то причинам не устраиваю в качестве наместника, то пост свой смиренно оставлю». Митрополит ответил: «Пока все нормально – трудись, выполняй, чего говорю».

– Вы понимали, что пришел новый глава и не исключено, что вы можете оказаться человеком, что называется, «не из его команды»?

– Признаюсь честно, я готов был уйти в любой момент, если вдруг не устрою митрополита, как бы грустно мне ни было это делать. Но митрополит сказал: «Если бы я тебе не доверял, тебя бы здесь не было!». Теперь объясню: игумена монастыря могут снять, и это прописано в монашеских уставах, если он допустил серьезные канонические нарушения – ересь, убийство, грабеж, блуд, воровство. Никаких канонических претензий ко мне, за которые меня можно было бы снять безоговорочно, и я говорю это со всей ответственностью, у митрополита Феофана ко мне нет.

– Кстати, о претензиях. В последние дни их звучит очень много. К примеру, говорят о том, что в монастыре работают ваши родственники.

– До реставрации Свияжской обители электроснабжение ее было организовано достаточно примитивно – один провод тянулся на корпуса. Две трети помещений не освещались. Тогда, если возникали проблемы с электричеством, я обращался за помощью к своему старшему брату Вахтангу. Когда же в монастыре появилось серьезное современное электро- и газовое хозяйство, я уговорил его мне помочь, трудясь во славу Божию. Надо понимать, что платить большие деньги монастырь не может, а найти на таких условиях хорошего специалиста, мягко говоря, сложно. Вахтанг согласился. Он не священник, он – мирянин, работал вольнонаемным. Очень ответственный работник. За две должности – главного энергетика и газовика – он получал небольшие деньги, тем более для такого объема работы.

Вторая родственница – жена моего младшего брата Елена. До того, как она появилась в обители, у меня был не очень удачный опыт. Несколько продавцов монастырских лавок были пойманы на воровстве. Я не придавал эти истории огласке, так как в первую очередь винил себя как руководителя. Но начал искать человека, которому можно было бы доверить эту работу. У Елены был опыт работы в торговле, к тому же человек она православный. Она не казначей, не бухгалтер, как это было заявлено где-то в прессе. Казначей – это очень серьезная должность. Она – руководитель торгового отдела. Ее задача заработать для монастыря на продаже в лавках, подсчитать все правильно и передать монастырю.

В канонах прописано, что родственники не могут участвовать в управлении церковными организациями. Ни Вахтанг, ни Елена никакого отношения к управлению монастырем не имели и не имеют.

– Говорят, жена секретаря митрополии и лавками заведует, и член финансовой комиссии, и финансами руководит?

– Я никогда об этом не задумывался.

– В монастыре была финансовая проверка?

– Проверку я ждал. Я вообще уверен, что финансовая проверка – это хорошо. Если что-то обнаруживается по ее результатам – можно это исправить, если ничего – значит в верном направлении трудимся. Проверка была.

– Результаты?

– Ну, первое нарекание – это, как я сказал выше, два моих родственника. Во-вторых, митрополит обвинил меня в том, что много денег я раздал в долг. Но ведь надо понимать, что стоит на самом деле за этим обвинением. Да, я давал в долг работникам монастыря и знакомым, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Давал, естественно, без процентов, но с оформлением всех бумаг – договора, графика погашения долга. Все было абсолютно прозрачно. Чтобы было понятно, расскажу одну историю. Работник нашего монастыря по случайности в Казани спровоцировал ДТП. Машина второго участника сгорела. Работник наш – человек толковый и монастырю полезный. Пострадавшая сторона согласилась заключить мировое соглашение, если он выплатит ущерб – 1 миллион 400 тысяч рублей. Я оформил ему эти деньги в долг. Подсчитали: семь следующих лет все субботы и воскресенья он трудится в монастыре бесплатно. Монастырь выплатил ему его зарплату вперед и спас его от тюрьмы. Вот такую благотворительность от лица монастыря я мог себе позволить. Но при этом каждая выданная копейка, как и ее возврат, документально оформлены.

– Это все финансовые претензии?

– Единственное, что я могу назвать своим финансовым нарушением – это то, что нарушен был порядок принятия решений о выдаче денег. Но! Надо понимать, что никогда ни при митрополите Анастасии, ни при митрополите Феофане никем во всей Казанской епархии этот порядок не соблюдался.

– Что за претензии национального характера у митрополита Феофана к вам?

– Я – грузин по происхождению. Кто-то когда-то давно пустил «утку», по-другому я это назвать не могу, что являюсь сторонником Саакашвили и развесил его портреты, едва ли не в церквях. Ну что сказать на это? Как минимум, я не его сторонник, как максимум – если бы я и позволил себе повесить портрет грузинского политического лидера, то только у себя над кроватью. Да, в моей келье висел флаг Грузии как единственное напоминание о моей Родине. Митрополит Феофан, увидев его, потребовал снять. Хотя моя келья – это мое личное пространство. Но я снял, дабы не разжигать ссору. Кроме того, мне было велено вообще освободить келью и другие настоятельские жилые помещения. Весь корпус, который был благоустроен по указаниям митрополита, он забрал себе.

– Накануне в СМИ со ссылкой на ваше «личное дело» появилась информация об избиении одного из насельников. Что это за история?

– Мне эта история очень неприятна, но коль уже ее вытащили на свет, расскажу. В самом начале моего пути на Свияжске там работал некий вольнонаемный. Человеку я доверял, но потом поймал его на серьезном воровстве и потребовал покинуть остров. Он уезжать не хотел и пообещал мне отомстить. Через некоторое время явился в монастырь со следами побоев и заявил, что скажет, что избит был по моему наущению. Митрополит Анастасий меня к себе вызывал, расспрашивал, я ему все подробности рассказал. Думаю, если бы факт избиения имел место, то, как минимум, было бы уголовное дело! Что записано по этому поводу в моем «личном деле», я, в отличии от журналистов, которые вытащили это на свет, не знаю. Но даже если там и есть какое-то порицание за все, что связано было с тем насельником, то порицание случилось, а, как известно, ни по каким законам – ни по людским, ни по Божьим – дважды за одно и то же не наказывают.

– Почему, как вы думаете, епархиальный совет единогласно проголосовал за отстранение вас с поста наместника?

– За несколько дней до епархиального совета у меня на нервной почве обострилось заболевание позвоночника. До этого я уже перенес две операции. Когда врачи сказали, что мне нужно срочно лечь в больницу, иначе могу оказаться в инвалидном кресле, я попросил благословления митрополита. Он сказал: «Ложись, но епархиальный совет все равно состоится». Я знаю всех, кто участвовал в епархиальном совете, знаю, кто и что говорил. От многих просто не ожидал услышать то, что услышал! Хочу лишь сказать – обоснуйте свои обвинения! Побывав всего несколько раз в гостях в Свияжске, как вы можете судить о том, какой я монах?! Меня в чем только не обвинили, не выслушав меня. Неужели я лишен права голоса только потому, что кто-то решил, что я в чем-то виноват? Неужели за два с лишним десятка лет моего служения в церкви они не рассмотрели, что я такой негодяй, а только сейчас поняли, какой я?

– Как вы считаете, учитывая все вышесказанное, в чем причина «нелюбви» митрополита к вам?

– Я неудобный персонаж. В какой-то момент он мне сказал: «Езжай благочинным в Елабугу». На тот момент уже все проверки состоялись. То есть все претензии ко мне не настолько серьезны, чтобы доверить мне новую серьезную должность? Я тогда ответил: «Если вы меня снимите, я, скорее всего, уеду. Единственная просьба, владыка, дайте мне время. Во-первых, в настоящее время решается вопрос о третьей операции на позвоночник. Во-вторых, для того, чтобы пристроить тех, кто сегодня трудится в монастыре, за чьи судьбы я в ответе и кто может остаться без работы при новом руководстве. В-третьих, чтобы подготовить себе место. Неужели за 23 года служения церкви я не заслужил того, чтобы меня не выгоняли, что называется «с вещами на выход в течение 24 часов»?

– А что, речь идет об этом?

– Ответ митрополита был таков: «Или ты сейчас же уедешь, куда я тебе указываю, или мы тебя выгоним с позором». Я отказался уехать немедленно и теперь наблюдаю, как митрополит сдерживает свое обещание. Я прочитал в нескольких изданиях о рекомендованном мне смирении. За все то время, в течение которого на меня льется грязь, я не проронил ни слова. Не делал никаких разоблачений, не сказал ни одного компрометирующего митрополита Феофана слова. Хотя шлейф, который даже публично оставил за собой митрополит, впечатляет. Я смирялся с тем, что об меня вытирают ноги. Я просил лишь время на то, чтобы уйти, причем, повторюсь, готов был уйти с первых дней. Я, если честно, не понимаю, для чего все это вокруг меня было устроено?

– Вы не пробовали задать этот вопрос лично митрополиту?

– Это сделать не так-то просто! После любых обвинений из его уст в свой адрес пытаешься сказать: «Владыка, могу я объяснить ситуацию?», а в ответ: «Все, закончили на этом разговор. Ты меня не слушаешься». Диалог выстроить не получается. Я считаю, что мое место просто освобождают, причем хотят это сделать быстро и любой ценой. Никаких серьезных нарушений, в которых меня обвиняют, я не совершил и готов выслушать все претензии глаза в глаза – прилюдно!

– Хотели ли бы вы сказать что-нибудь своим прихожанам?

– Я не желал никаких скандалов. Не думал никогда, что стану таким медийным лицом, да еще в таком свете. До сегодняшнего дня хранил молчание, пока обвинения в мой адрес не стали совсем фантастическими. Зато я увидел, какие формы может принимать ложь! Смиряюсь со всеми испытаниями, выпавшими мне на пути. Мне очень жаль будет оставлять прихожан. И тех, кто приезжал постоянно в Свияжскую обитель, и тех, кто делал первые шаги в Вере. Но хочу сказать, что я всегда буду на связи, несмотря ни на какие расстояния!

Беседовал Антон Райхштат.

В настоящее время игумен Силуан находится на лечении в РКБ. Решается вопрос об очередной операции на позвоночник. «Казанский репортер» планирует обратиться и к митрополиту Феофану, чтобы задать возникшие вопросы и предоставить возможность высказать свою точку зрения на сложившуюся ситуацию. К слову, 30 октября сторонники отстраненного наместника планировали выйти на митинг в знак несогласия со стилем правления митрополита, однако затем стало известно, что акцию решили отменить.

"КАЗАНСКИЙ РЕПОРТЕР", 20 октября 2016 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-22 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования