Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ДЕЛОВАЯ СТОЛИЦА": Мощи Сваровски. Зачем русское православие в космосе. "Полет частицы мощей святого Серафима в Космос — это генеральная репетиция конца времен, или научно-богословский эксперимент, верифицирующий легенду?.."


С некоторых пор в кругах российских ученых появился анекдот. "Профессор: при каких условиях происходит расщепление атома? Студент: если Бог благословит!"

Анекдот — привычная форма протеста для советских интеллигентов — снова оказался востребован. Этот, например, появился и прижился в ученых кругах после открытия кафедры богословия в Московском инженерно-физическом институте (МИФИ) — никакие другие формы протеста ученых и студентов против этого решения не помогли.

Интересно, какие анекдоты появятся после сообщения о том, что очередная смена, вылетевшая на МКС, повезла с собой в космос частицу мощей Серафима Саровского. "Произойдет ли отделение третей ступени ракеты-носителя? Да, если на борту есть хотя бы одни святой. Пускай и мертвый. И даже не "одним куском".

Можно по-разному относиться к самой традиции поклонения мощам — по поводу этой практики нет единого мнения даже в среде священнослужителей. В разные времена и в православной, и в католической церквях поклонение мощам, факт их хранения, передача в наследство внутри аристократических семей были довольно распространенной практикой. За мощи конкурировали, наличием тех или иных мощей гордились и мерялись между собой храмы. Все это стимулировало такой специфический "спорт", как охота за мощами, и практику растаскивания их на части.

В наше время чемпионом по мощепоклонству можно считать, наверное, русское постсоветское православие. Во всяком случае, такая широкая практика "гастрольных поездок" мощей сохраняется, пожалуй, только у нас. Мощи-гастролеры, как мы сами неоднократно имели возможность убедиться, собирают толпы желающих припасть. И надо сказать, что это всегда весьма доходные поездки, что стимулирует всевозможных "бизнесменов" — от совершенно честных организаторов подобных гастролей до профессионалов, промышляющих кражей мощей.

Но одно дело — катать отдельные части святых тел в пределах тропосферы, совсем иное — выход "за пределы неба". Впрочем, кандидатура святого была подобрана удачно. Серафим Саровский — святой не просто почитаемый, но накрепко связанный с передовой наукой. Его родной Макарьевский монастырь находится в городке Саров Нижегородской области. Он же Арзамас-16 — известный ядерный полигон. Когда мощи святого были найдены в Ленинграде и перенесены на родину, их не смогли поместить в Саровском монастыре именно потому, что Арзамас-16 в тот момент оставался закрытым городом. Выставить мощи для поклонения "по месту прописки" не представлялось возможным. Поэтому из практических соображений мощи поместили по соседству — в Дивеевском женском монастыре.

Вопрос, мучающий публику, обсуждающую эту "командировку" святого, — зачем? Космонавты могут быть очень религиозными людьми и везти с собой священные книги, иконы (их, правда, на МКС и так, говорят, уже не меньше, чем портретов Гагарина), другую религиозную атрибутику, необходимую им для душевного комфорта. Все это космонавты приносят на МКС согласно своей квоте личного груза. Иногда в этих личных грузах находятся очень странные предметы. Но именно святые мощи среди личных вещей оказались впервые. Можно было бы не обращать внимания — личные вещи, как и все личное, не предмет для обсуждений. Но дело в том, что мощи Серафима Саровского не выглядят именно "личной вещью". Такие "вещи", конечно, бывают в частном владении людей набожных или коллекционеров, но все-таки чаще они принадлежат церкви. Тем более мощи такого важного и знакового для русского православия святого, как Серафим Саровский.

Зачем же церкви отправлять Серафима Саровского — пускай и не всего, а частично — в такую даль? Казалось бы, куда логичнее было бы отправить что-то такое спасительное и чудотворное в обанкротившийся банк РПЦ "Пересвет" — там это сейчас нужнее, чем на МКС. А вот поди же ты...

РПЦ решила освятить Космос? Застолбить его за "Русским миром"? Организовать там православное присутствие? Наличие святых мощей — заявка на превращение МКС как минимум в часовню. Или "космическая" частица мощей после полета будет собирать вдвое большую кассу, чем та, которая не покидала Землю?

Церковников понять можно. Во-первых, "это красиво". Во-вторых, это реванш. Так же, как и кафедра богословия в МИФИ. Назло всем этим ученым-кипяченым, адептам атеизма-агностицизма, уверяющим, что "не видят места Бога в мироздании". Ах, "Гагарин в космос летал и Бога там не видал?" — значит, мы летим в космос. 

На научную десакрализацию мира церковь отвечает демонстративной ресакрализацией. Не по сути. Невозможно заново накинуть на мир священный покров "неведомого". Но по форме — заставить всех считаться со своим присутствием там, где им вроде бы нечего делать. Не потому, что нужно, а потому, что можешь.

Демонстрация влияния — один из трендов в российском истеблишменте. Церковь пытается взять реванш у науки, которая оттеснила ее от власти в ХХ в. Не только от власти в узком политическом понимании — наука вытеснила церковь из ниши властителя дум. И теперь, кроме как реваншем, стремление церкви влезть в сугубо научную сферу никак не объяснить. РПЦ оттесняет всяких физиков от трона, заставляет их подвинуться в медийном пространстве и школьных программах. Так же, как иконы и кресты заставили подвинуться портреты Королева, Гагарина и Циолковского на стенах МКС. Наконец, полет Серафима Саровского "в кусках" на МКС — своего рода промо-тур. Это демонстрация влиятельности РПЦ в самых продвинутых слоях населения.

Космонавты, конечно, уже не такие герои дня, какими были в моем детстве, когда их имена, номера "Сюзов" с "Салютами" и даты полетов знали наизусть, но они и теперь заметные люди. К тому же люди, чьи имена ассоциируются с передовыми исследованиями. То, что с ними летит кусочек Серафима Саровского, делает и святого как будто членом команды. В общем, "РПЦ на острие науки".

И совсем уже наконец — это маленькая злорадная мстишка кремлевским адептам гражданской религии. Пару лет назад, как вы, может быть, помните, грузовой модуль, несущий на МКС знамя Победы, запустился неудачно и сгорел в атмосфере. Вышел конфуз, руководство — под общий хохот — оправдывалось тем, что это было "ненастоящее знамя". Но факт остается фактом: знамя Победы, этот атрибут гражданской религии, "языческий дар", сгорел. А истинная святыня — мощи Серафима Саровского — прибыли по адресу без всяких приключений. Вот и думайте-гадайте, что действительно "богоугодно".

В связи с этим полетом Серафима Саровского мне вспомнилась легенда, слышанная в Дивеевском монастыре лет двадцать назад — в то время, когда мощи еще только обживались на новом месте и, возможно, пока еще сохраняли целостность. Легенда гласила, что когда наступит конец времен, все, кто находится в Дивееве подле святых мощей, спасутся. Весь этот фрагмент реальности, окружающий Серафима Саровского, вместе с ним будет поднят прямо на Небеса — вместе с "попутчиками". В контексте этой легенды мне вот что интересно: полет частицы мощей святого Серафима в Космос — это генеральная репетиция конца времен, или научно-богословский эксперимент, верифицирующий легенду?

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-22 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования