Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"КРЫНIЦА.INFO": Автокефалия при авторитаризме. Чем нынешний беларусский режим удобнее для создания автокефальной Церкви, чем демократический украинский?


Горячее обсуждение вопросов автокефалии Православной Церкви в соседней Украине подталкивает посмотреть на возможность создания самоуправляемой Церкви и в Беларуси. При этом авторитарный режим в стране с жесткой вертикалью власти может быть даже более удобен для создания Автокефальной Церкви, чем демократический.

В случае Украины одной из проблем в деле автокефалии является именно демократический режим с более-менее развитым разделением властей, самоуправлением в регионах и наличием интриги в ходе выборов, а также не декларируемая, а реальная свобода совести. В связи с этим центральные власти не в силах принудить различные православные Церкви к объединению для создания единой поместной Церкви, признанной мировым православием. Именно поэтому здесь существуют сразу три крупных, независимых друг от друга Православных Церкви – Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата, Украинская Православная Церковь Московского Патриархата и Украинская Автокефальная Православная Церковь. Две из них не находятся в единении с мировым православием, одна находится в подчинении Москвы, с которой у Киева напряженные, мягко говоря, отношения.

Но даже в условиях конфликта с Россией, киевские власти не способны пренебречь демократическими процедурами и приблизить объединение украинского православия. Из-за наличия трех Церквей возникают вопросы и у Константинополя, к которому Киев обратился с официальной просьбой помочь в объединении и мировом признании украинского православия. А именно: на базе какой из Церквей проводить объединение, как сделать так, чтобы в нем участвовали все Церкви и чтобы объединение не оказалось номинальным.

Вместе с тем опыт авторитарного режима в Беларуси показывает, что перед официальным Минском, в случае появления у него желания создать собственную автокефалию, эти проблемы стоять не будут. На примере Белорусской Автокефальной Православной Церкви видно, что белорусские власти в состоянии побороть церковную (и не только) оппозицию. Сегодня БАПЦ,  которая пыталась заложить свои структуры в стране в 1990-х годах, в Беларуси фактически имеет лишь один приход и одного священника на всю страну, а предстоятель БАПЦ сталкивается с проблемами при пересечении белорусской границы.

При этом в БАПЦ заявляют, что власти систематически мешают им зарегистрировать свой приход, не говоря уже о самой Церкви. Также оказались разгромлены и маргинализированы и прочие автокефалистские группы, причем у некоторых из них даже были свои храмы, которые сейчас переданы официальной Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата.

Желанию же создать независимую автокефальную Церковь у властей может поспособствовать стремление ослабить российский контроль на события в Беларуси, уменьшить идеологическое влияние Москвы, а также увеличить свои собственные контроль и идеологическое влияние.

В случае появления такого желания и наличия согласия ряда иерархов руководство страны, сконцентрировавшее в своих руках всю полноту исполнительной, законодательной и судебной власти, а также создавшее вертикаль, включающую руководителей всех уровней от председателей колхозов и до президента, в состоянии провести через Синод или архиерейский Собор БПЦ решение об объявлении автокефалии и выходе из состава РПЦ.

Также «красный дом» в силах избежать возможного раскола БПЦ и создания альтернативных центров православия в стране. Во-первых, власти страны, судя по их предыдущему опыту, смогут сделать так, чтобы все имущество, включая монастыри и храмы, осталось в руках официальной, теперь уже автокефальной БПЦ. Попытки создания новых структур, альтернативных БПЦ, могут быть легко пресечены как министерством юстиции, которое по традиции может найти неисправимые  поводы для нерегистрации, так и силовыми ведомствами и судами, которые продолжат действовать в русле официальной политики. При этом белорусское законодательство, предусматривающее обязательную регистрацию религиозных общин, ответственность (вплоть до уголовной) за деятельность от имени незарегистрированной организации и фактический запрет на проведение богослужений вне официально разрешенных мест, поможет в скором времени пресечь активную деятельность противников автокефалии.

При этом у БПЦ также имеется опыт противостояния противникам «политики партии», чему яркий пример — неудачные попытки ряда священников и монахов раскритиковать встречу Патриарха Кирилла и Папы Франциска.

Создание независимой от Москвы автокефальной Церкви с большой долей вероятности встретит поддержку также многих оппозиционных организаций и СМИ. Не будут активно противостоять отрыву от РПЦ и значительная часть секуляризованного православного общества Беларуси, которое появляется в храмах лишь по особым случаям.

Также цельной и единой автокефальной БПЦ будет проще, нежели в Украине, получить признание мирового православия и в частности Константинополя.

Вместе с тем высокой будет угроза негативной реакции со стороны пророссийских организаций, «казачества» и военно-патриотических клубов, а также непосредственно Кремля и руководства Русской Православной Церкви. Все это может обострить и так растущее негативное отношение к Минску со стороны России и даже послужить поводом для появления в Беларуси «зеленых человечков» и «отпускников» из РФ.

Кроме того, очевидно, что в случае создания автокефалии по инициативе властей и при их активном участии резко возрастет влияние властей на внутрицерковную жизнь, более частыми станут случаи вмешательства по тем или иным вопросам, даже не касающимся автокефалии. Также в случае развития событий по описанному сценарию частыми станут случаи нарушения свободы совести и вероисповедания в отношении противников отделения БПЦ.

Не исключен риск и того, что в случае смены режима Белорусская Православная Церковь может вновь лишиться автокефалии или же значительной части приходов и прихожан, которые вместе со священниками, а то и епископами при ослаблении давления могут вернуться в РПЦ.

Так что сам факт наличия авторитарного режима в Беларуси в определенной степени облегчает возможность создания и признания автокефальной Белорусской Православной Церкви. Однако активное и направляющее участие властей в этом вопросе может привести к широким негативным последствиям, а при ослаблении их влияния в очередной раз нивелировать все попытки создания самостоятельной БПЦ.

Максим Гацак,
"КРЫНIЦА.INFO", 25 августа 2016 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования