Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПРАВОСЛАВИЕ.РУ": Последний славянофил (к 180-летию со дня рождения Ивана Аксакова)


Иван Аксаков - один из виднейших теоретиков и практиков славянофильства. Основополагающим принципом его политической теории стала славянофильская формула "Силу мнения - народу, силу власти Царю!", которую Аксаков отстаивал всю свою жизнь.

 Имя одного из самых поздних русских славянофилов - Ивана Аксакова (1823-1886), брата Константина Аксакова, долгое время было забыто. А между тем, глубокие личные и идейные отношения связывали этого человека с такими великими деятелями русской культуры как Федор Достоевский, Федор Тютчев, Владимир Ламанский, Афанасий Фет, Николай Страхова, Михаил Катков. До сих пор полностью не издано его обширное публицистическое, поэтическое, философское и эпистолярное наследие. В последнее время вышел в свет сборник его публицистики в серии "Из истории отечественной философской мысли" и сборник статей "Из потаённой литературы". Но это – лишь малая часть всех аксаковских трудов: дореволюционное собрание публицистических сочинений составляет семь увесистых томов.

Вся жизнь Ивана Аксакова была отрицанием бездействия и самоуспокоения. О каждой его речи в Московском славянском комитете во все концы мира неслись многочисленные телеграммы, и по ним во многих европейских столицах судили, что же думает русский народ о тех или иных шагах русского правительства. А слова "честен как Аксаков" стали своего рода поговоркой.

Иван Сергеевич Аксаков родился 26 сентября/8 октября 1823 года в селе Куроедово Белебеевского уезда Оренбургской губернии. Род Аксаковых был одним из самых древних аристократических родов России. Детские годы Аксаков провёл в деревне среди простого народа. В 1827 году вся многочисленная семья Аксаковых переехала в Москву. С этого времени гостеприимный дом старшего Аксакова стал одним из тех мест, где собирались многие известные деятели русской культуры, друзья отца семейства - замечательного русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, автора "Багрова - внука" и сказки "Аленький цветочек". Среди гостей бывали великий русский писатель Николай Гоголь, актёр Михаил Щепкин.

Юность Ивана Аксакова прошла в Петербурге, в Училище правоведения, где готовили специалистов гражданского управления. Окончив курс в 1842 году, после 4 лет напряжённой учёбы, он поступил на службу в московский департамент Сената. Впрочем, здесь его служба продолжалась недолго, так как Аксаков попросил перевести его в провинцию. Несколько лет он прослужил в Калужской, а затем и в Астраханской судебных палатах. Негативные впечатления от этой работы и горестные воспоминания о дореформенном суде остались у него на всю жизнь.

В конце 40-х годов, после революционных событий в Европе 1848 года, власти в России стали особенно резко реагировать на происходящее. Пострадал в это время, несмотря на свои монархистские и славянофильские взгляды, и критически настроенный к казёнщине Аксаков. В марте 1849 года он был арестован, но вскоре его страстное воззвание дошло до государя, который ответил начальнику III отделения следующее: "Призови, прочти, вразуми, отпусти!". 22 марта Аксаков вышел на свободу, однако долгое время оставался  под негласным надзором полиции.

В 1852 году под редакцией Аксакова выходит "Московский сборник". Уже второй выпуск издания был запрещён, а сам публицист лишился права его печатать. Однако, Аксаков не разочаровался в своей стране, по-прежнему оставаясь её патриотом. Это подтвердилось во время Крымской войны, когда он вступил в Серпуховскую дружину народного ополчения. В 1857 году публицист активно публикуется в славянофильском журнале "Русская беседа" (1858-59), а после снятия с него издательского запрета на издательскую деятельность издает газету "Парус", которую также запретили на втором выпуске издания.

В 60-е годы Иван Сергеевич редактирует газеты "День" (1861-1865) и "Москва" (1867-1868), отличающиеся независимой и критической позицией. Обе они под давлением цензуры прекратили своё существование. В 1869 году он стал одним из основателей Московского купеческого общества взаимного кредита, а в 1874 году его возглавил.

Кроме этого, Аксаков активно выступал как сторонник политической и культурной независимости славянских народов. Эта активность выражалась в участии и создании им различных славянских благотворительных комитетов. Однако в конце 70-х годов все они были закрыты, а самого публициста выслали из Москвы, после чего он поселился в имении своей жены А.Ф. Тютчевой в селе Варварино Владимирской губернии. Причиной такого решения властей стало яркое и эмоциональное выступление Аксакова по поводу мирного договора 1878 года, фактически отрицающего все плоды победы России в русско-турецкой войне 1877-78 гг.

В последние годы своей жизни (1880-1886) Аксаков был редактором газеты "Русь", где продолжал отстаивать славянофильские идеалы, идею славянского единства, сохраняя, как и прежде, независимую общественную позицию.

В 1882 министр внутренних дел граф Н. Игнатьев под влиянием Аксакова попытался созвать Земской Собор, приурочив его к коронации императора Александра III. Однако это начинание было приостановлено К.П. Победоносцевым. Таким образом, Аксакову так и не удалось претворить в жизнь ни один из своих многочисленных проектов, несмотря на заслуженный авторитет и влияние в России. Однако к мнению Ивана Сергеевича стал прислушиваться новый император Александр III. Именно в его правление было издано единственное семитомное издание сочинений Аксакова. Оно увидело свет в год его смерти.

Всю свою жизнь Аксаков задавался вопросом: "Отчего же так нелегко нам живётся на Руси?". В одной из своих многочисленных статей он пишет следующее: "Трудно ей особенно потому, что приходится ей иметь дело не с какой-либо внешней опасностью, внешним врагом - и с самим собой. Трудно ей потому, что и врачевания приходится искать, как убеждает в том недавний опыт, не во внешних учреждениях только, не в одной благонамеренности  правительственной, а в чём-то ином, в разрешении многочисленных, громадных вопросов духовного свойства". И далее публицист обращается к западнически мыслящим крупным чиновникам и общественным деятелям, как бы объясняя из-за чего, в итоге, возникает сложная жизнь в России: "Пора бы, кажется, понять, что это не более как средства к жизни, её внешние формы, а не сама жизнь; что в том-то и состоит уродство нашего развития, что прежде содержания являются у нас формы, в которые и втягиваются потом содержания искусственно и насильственно, а не содержание само свободно и органически, создаёт себе форму. Итак, казалось бы, по этой дороге и идти дальше некуда". Какой же выход видит публицист из данного тяжёлого положения? С его точки зрения, необходимо прекратить многочисленные эксперименты по навязыванию России западного образа мыслей  и образа жизни.

Какие же меры предлагает Аксаков в данной ситуации? Он вполне обоснованно считает, что всем нам необходимо вернуться к своим национальным традициям. "Надо только уразуметь сокровища духа в русской земле и познать их…", - отмечает он.

Иван Сергеевич Аксаков, как отмечает Б.П. Балуев в своём исследовании о Н.Я. Данилевском, был единственным кто иногда "давал в своих изданиях отпор наиболее злобным выпадам идеологов европейской цивилизации против России и русского народа". И именно он, имея в виду многочисленные и неоднократные проявления патологической русофобии в западной научной и публицистической литературе, разъясняет, что Россия виновата перед Западом только лишь в том, что существует (в данном случае во многом можно перефразировать знаменитую басню И.А. Крылова о волке и ягнёнке), что главный источник ненависти Запада к России кроется в "историческом инстинкте непримиримой вражды двух противоположных начал" - "латинского и православного", что Россия для Запада - плебей, при общении с которым не следует соблюдать никаких нравственных норм, и поэтому вполне допустим и осуществим двойной стандарт.

Как известно, Аксаков был во многом продолжателем и распространителем идей Федора Тютчева, на дочери которого Иван Сергеевич был женат. И он, вслед за поэтом - мыслителем продолжил резкую критику западной цивилизации, защищая интересы России и славянства (особенно южного и восточного) во  внешней и внутренней политике, считая важным и привлечение западных славян к идее православия.

После неудачной для России Крымской войны наступает во многом блестящий период в деятельности Аксакова как публициста. И хотя, в начале своей публицистической и общественной деятельности он не был сторонником антизападничества, но оно постепенно сформировалось в нем как ясная и четкая  идея. Так, например, в 1861 году он писал следующее: "Пора понять, что ненависть, нередко инстинктивная, Запада к славянско-православному миру происходит от глубоко скрытых причин; причины эти - антагонизм двух противоположных просветительных начал и зависть дряхлого мира к новому, которому принадлежит будущее".

Несколько позднее он вполне пророчески писал: "Вся задача Европы состоит в том, чтобы положить предел материальному и нравственному усилению России, чтобы не дать возникнуть новому, православно-славянскому миру, которого знамя предносятся России и который ненавистен латино-германскому миру". И уже, позднее, в 1881 году, он резко критикует Запад, практически перефразируя Тютчева: "На просвещённом Западе издавна создалась двойная правда. Одна для себя, для племён германо-романских  или к ним духовно причастным, другая - для нас и славян. Все западно-европейские державы - коль скоро дело идёт о нас и о славянах - солидарны между собой. Туманность, цивилизация, христианство - всё это упраздняется в отношении Западной Европы к восточно-православному миру".

Аксаков один из немногих русских публицистов того времени, активно поднимает тему "европейничания"  передовой русской интеллигенции. В 1861 в газете "День" он писал, что русская интеллигенция "постоянно ищет поддержку в общественном мнении Европы, заискивая его благосклонность или через низкое отречение от своих начал, или через смиренное и унизительное безмолвие".

И в этом плане Аксаков поддерживает Николая Данилевского в яростной критике этой прослойки общества, "которое, веруя только в последнее слово европейской науки, истощается... в бесплотных помыслах и мечтаниях: преобразить по чужому образу и подобию весь русский народный исторический склад". И в данном случае, как и Данилевский, Иван Сергеевич эмоционально стремиться довести до сознания западнически и промасонски настроенной интеллигенции, что последнее слово европейской мысли, будь то в науке, в обществоведении, в искусстве, а также в любой другой области, не всегда и не обязательно есть - слово. Таким образом, как бы подытоживает Аксаков, такой "интеллигент" фальшивит не только тогда, когда навязывает русскому обществу "чужое убеждение, чужое мерило, продукт чужой истории, чужих нравов", но и тогда, когда какую-либо гипотезу европейской науки "выдаёт уже за научную аксиому, случайное, преходящее мнение или явление на Западе возводит в крайнее слово знания или жизни, обобщает частые факты, искажает смысл возникающих там задач и вопросы, ещё не решённые там, - сразу решает во имя "европейского прогресса" для своего отечества". Аксакова больше всего возмущает тот факт, что русская творческая мысль страдает и гаснет от общественного равнодушия, а западная, плоская и заёмная пробивается через все препятствия и охватывает буквально повально, "как-то стадообразно" массы умов.

Сам Аксаков не считал себя теоретиком. Всю свою многочисленную энергию он направлял на популяризацию славянофильского учения. Как активный политический деятель Иван Сергеевич сыграл значительную роль в российской и славянской жизни 1850-80-х годов, но положение практического политика не предполагает излишнего теоретизирования. И всё же, несмотря на это, его можно считать по всем заслугам одним из виднейших теоретиков славянофильства. Если такие "основатели" славянофильства, как А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, брат Аксакова – Константин - заложили философскую и культурную основу славянофильства, то Аксаков может считаться создателем его политической теории.

Основополагающими принципами этой теории Аксакова были единство "земли" - народа и "государства" - Царя - при духовной власти Православной церкви. При этом, народ должен не просто слепо подчиняться Царю, он должен был иметь свои права, и, в первую очередь,  иметь право высказывать своё мнение. "Силу мнения - народу, силу власти - Царю!", - подобную славянофильскую формулу отстаивает Аксаков на протяжении всей своей жизни.

Сергей Лабанов

23 октября 2003 г.

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования