Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ПРАВОСЛАВИЕ.РУ": «Всем управляет воля Божия, главное – ей не мешать». Интервью с архиепископом Батумским и Схалтским Димитрием


- Владыка, о Вас отзываются как о человеке необыкновенной духовной высоты, мужества и веры. Наверное, благодаря этим Вашим качествам в епархии творятся чудеса, и удается сделать так много в столь непростом регионе, постепенно из мусульманства возвращающемся к православию – в Аджарии.

- Епархия - апостола Андрея, я всего лишь его наместник. Епархия историческая. До наших дней сохранились остатки храма Архангелов, построенного апостолом Андреем Первозванным. Согласно грузинской летописи "Картли Цховреба" и другим источникам, именно через Аджарию вошли на проповедь Евангелия в Иверии апостолы Симон, Андрей, Матфий.

Перед этим, гласит церковное предание, они бросали жребий, кому куда предстоит путь. Иверия и Афон достались Пресвятой Богородице. И Божия Матерь уже собиралась ехать в Грузию, но Ей явился архангел, и передал волю Сына – оставаться в Иерусалиме, ибо близился час Ее Успения. Богородица вместо Себя послала апостолов Андрея и Симона. Среди слов, сказанных архангелом, были и такие: "Страна, которая Тебе досталась в удел, просветится в будущем". Апостолы пришли в Грузию через Аджарию, и именно через ту ее область, что зовется Дидажарой.

В Грузию апостолы принесли бесценную святыню - нерукотворный образ Пресвятой Богородицы, переданный для этой страны Самой Матерью Бога. На пути апостолы присели отдохнуть, и на том месте, в Андриасцкаро, где они положили икону, забил святой источник, не пересыхающий по сей день.

Апостолы продолжали свой путь вглубь Грузии, совершая по дороге многие чудеса. Икону они оставили в Ацкури. Поэтому икона получила название Ацкурской Богоматери (память 28 августа).

Во время своего второго миссионерского путешествия в Грузию апостолы взяли с собой Симона Кананита и Матфия. Первый мученически погиб близ Сухуми, второй - около Батуми. Доныне в Гонийской крепости на окраине Батуми покоятся мощи апостола Матфия.

С XVI в. в Аджарию вторглись османы и три столетия правили страной, постепенно обратили население в ислам, уничтожили все, кроме Схалтской церкви. Трижды пытался переступить ее порог ходжа, но падал навзничь, сраженный сильным ударом камня. Храм у турок прослыл "местным шайтаном" и был оставлен в покое.

В 1878 году в результате Русско-Турецкой войны Аджария освободилась от турецкого засилья, и была принята в состав Грузии. Началось открытие церквей, но продолжилось оно недолго. На смену туркам пришли большевики, мусульман страшнее. Среди прочих они взорвали храм святого Александра Невского, возведенный в честь победы над турками, а на его месте соорудили гостиницу "Интурист".

- Владыка, расскажите о Вашем жизненном пути.

Выбор моего пути – это воля Божия и заслуга нашего Патриарха. Он крестил меня в монастыре Самтавро в Мцхете в восемь дней отроду.

В 22 года, после окончания семинарии в Тбилиси, я поступил в Московскую Духовную Академию. Проучился в ней с 1982 по 1986 годы…

- Какие воспоминания сохранились у Вас от обучения в МДА?

У нас все попроще. У вас – строгая дисциплина. Когда только приехал, звоню Патриарху: "Ваше Святейшество, не могу больше здесь, режим военный, на улицу не пускают…" – "Терпи, дорогой, терпи".

Но школа большая. Любимым преподавателем был Алексей Ильич Осипов. Ни преподаватели, ни однокурсники долгое время не знали, что я – племянник Патриарха… Как узнали? Один раз Патриарх собирался приехать в Москву, и я составил прошение о встрече с ним, подошел к инспектору, тот прошение не подписал. Пришлось тайком убежать. И вот сидим мы со Святейшим в холле гостиницы "Советская", разговариваем, заходит этот инспектор, и, не замечая меня, направляется к Патриарху. Тогда Патриарх меня ему представил. После этого учиться стало уже не интересно.

Ох, и намучился я со своим именем. Звали меня тогда Мзечабука. "Мзе" – это солнце, "чабука" - юноша. Сперва мои однокурсники звали меня: "Чабуко, чибуко…", потом на втором курсе – я растолковал им свое имя, и с тех пор меня величали не иначе, как "Солнцеликим юношей". На третьем курсе встретил меня в коридоре отец Рафаил, очень духовный лаврский монах, сейчас живет на Афоне, увидел, что я опять расстроен и говорит: "Я тебе помогу". И помог, перевел мое имя на латинский, получилось "Ювеналий", что для русского уха звучит куда более привычно. Однажды приехал в Загорск Святейший Патриарх Илия. Мои однокурсники говорят ему: "Ваше Святейшество, а с нами ваш родственник, Ювеналий, учится". Потом Святейший меня встречает и спрашивает: "Ты не знаешь, кто из наших родственников – Ювеналий, который в Академии учится?".

Часто мы ходили в Троицкий собор, на акафист к Сергию Радонежскому, и он всегда нам помогал. На первом курсе со мной приключилось вот что. Надо было сдавать экзамен по истории СССР, принимал Трофимов, автор учебника. Мне выпал билет с апрельскими тезисами Ленина, я – ни бум-бум. У нас в семинарии такими делами не занимались. А в МДА этот предмет чуть ли не лучше Нового Завета был поставлен. Я получил двойку, и решил, что пересдавать не буду. Вызвал меня ректор и говорит: "И меня выгонят, и тебя выгонят, ничего никому так не докажешь. Лучше выучи все и сдай". И вот приближается второй семестр, я читаю с утра до вечера историю СССР, ну ничего в голову не заходит. Пошел в Троицкий собор, к своей любимой чудотворной иконе Николая Угодника, я всегда ему во всем исповедовался. Подхожу и в этот раз, и прошу: "Ваше Высокопреосвященство, Вы ведь хорошо знаете, что все это для меня лишнее. Но если Вы дадите благословение, я выучу". Время пересдачи приближается. Пять дней осталось. Утром заходит в аудиторию инспектор курса: "Встаньте, минута молчания. Преподаватель Трофимов скончался"… Я как испугался... "У кого какие оценки есть, такие останутся". – "А у меня два". Инспектор подумал: "Ну ладно, четверка будет". Потом на его место уже больше никого не назначили.

Во время учебы в Академии, по благословению Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Илии, меня поставили в диаконы в 1985 году, а в 1986 рукоположили в священники.

Первое место моего служения - в Никольской церкви в Батуми. Очень скоро, уже в 1987 году, перевели в Кахетию, в кафедральный собор святого Георгия, там я пробыл девять месяцев. Затем в 1987-1988 году направили в Тбилиси, где я служил в Анчисхати и преподавал литургику в Духовной Академии.

- Почему литургику? Ведь Ваша кандидатская диссертация была посвящена ранней истории Грузинской Церкви.

Так Патриарх благословил. Мне хотелось историю, умолял – только не литургику. Но вернувшись в Тбилиси после отъезда в сетке расписания против своего имени увидел: "литургика". Что делать! За три месяца выучил все сам, занимался и днем, и ночью. Так я стал литургистом, и до сих пор об этом не жалею. Очень помогает.

В 1989 году меня вернули в Батуми. Как я не хотел…Ох…Как я не хотел.

- Что там было?

Что было? Ничего не было. Две церкви – одна на кладбище и Никольский храм, еще Джехети - Никольский монастырь в Гурии. Постепенно по милости Божией был открыт кафедральный собор Рождества Богородицы. Это тот самый храм, в котором велись съемки фильма Тенгиза Абуладза "Покаяние"; там Приборостроительный институт находился. Позднее, в 1991 г., была открыта духовная гимназия, первая церковная школа в СССР. А 13 мая за один день крестили пять тысяч мусульман и атеистов. Незадолго до этого, в 1989 году, - открытие Схалтского монастыря и крещение тысячи местных жителей, исповедовавших на тот момент ислам. 1991 год - открытие гимназии апостола Андрея. Сейчас в ней учатся около 800 детей. Через два года, в 1993 году, - открытие духовной семинарии Иоанна Богослова, в 1994 – дома милосердия для пожилых людей, в 1991 – духовного училища в Хуло. Там сейчас учатся около 500 человек, в Батумской семинарии – около 160.

Я сам тогда был митрофорным протоиереем. В 1997 году меня постригли в монахи, а через две недели, 8 ноября, Святейший Патриарх Илия поставил в епископа Батумско-Схалтской епархии. Вот и вся скудная и неинтересная моя биография.

- Владыка, какие проекты сейчас осуществляются в епархии?

С Божией помощью строим дом для детей–сирот, новую резиденцию близ Батуми, храм Святой Троицы, восстанавливаем монастырь в Хино.

- Владыка, совсем недавно успешно, в пользу православной Церкви, закончилась полемика с католиками, которые хотели учредить в Грузии свои епархии? Вы принимали в ней активное участие, часто выступали в средствах массовой информации...

С католиками у нас сложные отношения, потому что они занимаются однозначно прозелитической деятельностью, направленной против православных стран. Согласно определению Второго Ватиканского Собора, католическая Церковь признает благодатность православной Церкви и запрещает католикам заниматься прозелитизмом. Они же сами свой закон не соблюдают.

В Грузию католики вошли тайком, в XVI веке, тихо, по-фарисейски, через обманы, притворялись учителями и основывали католические школы. Нам известно письмо Папы Римского к тайному представителю в Грузии, где говорится: "Одевайте любое облачение, служите в любых одеждах, торгуйте, дайте деньги взаймы, если не отдадут, требуйте, чтобы перешли в католичество". Это письмо попало в руки грузинскому царю Теймуразу, который прочитав его, тотчас запретил служение прокатолически настроенного патриарха Антония и выгнал всех католиков из страны.

Эти католики настигли Теймураза, во время его визита в Санкт-Петербург и отравили. Сохранилось другое письмо - падре Леонардо, одного из тех, кто был удален царем Теймуразом из Грузии, к Папе Римскому: "Теймураз собирается ехать в Россию, и живым оттуда он не вернется".

Действительно, на приеме в императорском дворце почувствовавшему себя плохо Теймуразу принесли выпить горькое лекарство. В справке о смерти сказано: "умер от острой боли в животе". Умышленное убийство выявили сразу. Католики не только убили Теймураза, но они же распространили слухи о том, что якобы перед смертью царь раскаялся, что изгнал их из Грузии и благословил всех. Тело царя Теймураза везли в Грузию, но похоронили на дороге, в Астрахани, в 1762 году, рядом с грузинским царем Вахтангом VI, под кафедральным собором.

Мы долгое время просили Россию – разрешить перезахоронение. Царь Теймураз - наш исповедник. В 1973 г. археологи открыли могилу и обнаружили, что его тело абсолютно нетленно.

После Теймураза правил его сын Ираклий Второй, который сам прежде, в своем завещании, оговорил: "Нельзя возвращать Антония на патриарший престол, тому же, кто совершит это, анафема". После смерти Теймураза Ираклий отправился в Россию и встретился с Антонием, который к тому времени уже был назначен епископом Владимирской епархии. Ираклий переступил через свое завещание и вернул Антония в Грузию, на патриарший престол. Видимо потому, что тот приходился ему двоюродным братом.

Через пять месяцев Грузию постигла чума - шесть тысяч полегло за несколько месяцев, потом - нашествие персов. Интересно, что чума распространилась из Ахалцихе, то есть именно из того района, где жили католики, изгнанные Теймуразом. Это символично, это знак Божиего наказания. А еще через некоторое время было упразднено грузинское Царство, просуществовавшее 1500 лет. Видите, вот сила проклятия, которое действует по сей день. Поэтому нам необходимо вернуть нашего царя-исповедника.

Во время революции Папа Римский говорил о России: "Большевизм – это железный веник, который очистит Россию от православия, а затем придем мы на эти благодатные русские земли". Из-за католиков пала Византия. В 1438 году на Ферраро-Флорентийском Соборе была заключена Уния о соединении православной Византии с еретиками! Вскоре, в 1453 году, Византийская Империя прекратила свое существование, и Папа Римский говорил: "Мне приятнее слышать голос мусульманского ходжи, чем пение православного священника".

Когда католики ворвались на Афон, все монастыри оказывали им сопротивление. Всех старейших монахов Иверского грузинского монастыря утопили, а молодых продали в Италию. Единственно, кто уступил еретикам, был Ватопед, иноки которого встретили католиков с церковными песнопениями. Через неделю случилось землетрясение. Единственно, кто пострадал от него был снова Ватопед. Вывод: мы защищаем православие, значит защищаем свое государство.

Месяц назад мы случайно узнали о том, что католики тайком хотят оформить соглашение, открыть епархии, школы, медицинские заведения…Конечно и в Грузии существует закон о свободе вероисповедании, и представители всех вероисповеданий имеют определенные права, но все же необходимо советоваться, а не самовольничать и не совершать ничего исподтишка. Мы выступили, на улицы вышла молодежь. Ведь это соглашение, которое собиралось заключить с католической Церковью наше правительство, и было бы тем самым веником, который бы очистил нашу страну от православия.

- Владыка, сейчас грузино-русские отношения, пожалуй, переживают не лучшие свои дни...

Мне очень жало, что сейчас политика мешает прежним добрым отношениям. Православная Россия – наша самая близкая держава. Со мной вместе учились русские владыки - Савва (Волков), Максимилиан, Варсанофий (Судаков), Петр (Карпасюк). К сожалению, мы не общаемся сейчас. Мне очень хочется всех их увидеть, пригласить в гости, очень по ним скучаю и всегда вспоминаю их в своих молитвах.

Беседовала Александра Никифорова

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования