Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА": Почему русские принимают ислам? Чтобы понять это, наш корреспондент отправился к мусульманам Карелии


Работа у Виктории Вебер такая: читать газеты и писать заявления в прокуратуру.

Работа у Виктории Вебер такая: читать газеты и писать заявления в прокуратуру.

Итак, это наконец произошло: на меня подали в суд.

В первый раз за 15 лет профессиональной работы. Из-за статьи "Будут ли русские чтить Коран и есть рис палочками?" (8, 9, 10 июля 2003 г.), которая "оскорбляет религиозные чувства и достоинство мусульман" и "формирует негативный образ темноволосых смуглых людей с карими глазами".

Когда обреченно объявила: со мной будут судиться мусульмане Карелии, эта новость отчего-то вызвала дружный хохот.

"Еще скажи, что исламские фундаменталисты Кореи!" - развеселились коллеги.

Вот и я о том же. Во-первых, почему, в таком случае, промолчали все остальные российские мусульмане - из Татарии, Дагестана и Башкирии? Во-вторых, при чем тут моя статья о последствиях нерегулируемой миграции и причинах взрыва бытового национализма?

Откуда у парня исламская грусть?

Энергия этих людей поражала. Всего за какой-то 2003 год мусульмане Карелии поборолись: а) с великим и могучим русским языком - за то, что неправильно использует слово "шахид"; б) с карельской прокуратурой, которая завернула два автобуса бездокументных чеченцев (36 мужчин и 8 женщин), приехавших в погранзону собирать ягоды (!!!); в) с Днем десантника, по традиции закончившимся дракой. Кроме того, провели международный фестиваль чтецов Корана. Объявили об учреждении стипендий для мусульманских студентов-журналистов. Открыли два молельных дома - в Петрозаводске и Кондопоге. А теперь вот решили сделать себе имя с помощью "Комсомолки". Не ново.

Вот только один вопрос не давал мне покоя: откуда на территории самых святых для православного люда мест, известных миру деревянными церквушками в Кижах и монахами-отшельниками Валаама, взялась едва ли не самая активная в сегодняшней России мусульманская община?

Любопытство было сильнее страха перед скамьей подсудимых. И я поехала по адресу, указанному в исковом заявлении.

Дай руку, друг...

Дверь Духовного управления мусульман (ДУМ) - трехкомнатной "хрущевки" в панельном доме - открыла красивая женщина, завернутая в хиджаб. Это Фатима, жена имама. Или Вика Вебер, русская немка, вышедшая замуж за араба, который 10 лет назад приехал в Петрозаводск учиться на врача. Вика является секретарем ДУМ Карелии и начальницей информационного отдела. То есть письма в газеты и заявления в суд пишет она. Но под чью диктовку?

Ее муж - Висам Али Бардвил - мягко улыбается бархатно-черными глазами, но руку отдергивает: "Мне нельзя прикасаться к женщинам". И моя рука нелепо зависает в воздухе...

Через 15 минут, когда из дома уйдет посетитель-мужчина, Вика выйдет к нам в короткой юбке и с распущенными волосами, и я от неожиданности поздороваюсь с ней снова, не признав в этой смелой звонкоголосой даме ту забитую женщину Востока, которая только что стыдливо опускала ресницы.

Вика приняла ислам в Польше, в "челночные" еще времена начала 90-х. Познакомилась там с одной мусульманской семьей, пожила у них в месяц рамадан, поразилась, что с нее не взяли денег за питание, и сказала волшебную фразу: "Ла иллаха илла Ллаху..." ("Нет никакого божества, кроме Аллаха". - Ред.) И все! Чтобы стать мусульманкой, больше ничего и не требуется.

Вернулась в Петрозаводск и пошла искать арабов, чтобы припасть к истокам. На медицинский факультет университета как раз заехала целая арабская группа. Сейчас у Вики есть все, что женщине нужно для счастья: авторитетный муж-мулла, четверо детей (Амаль, Амина, Абдурахман, Эффеутдин), несколько хиджабов и работа: выискивать в статьях журналистов крамольные, с точки зрения новообращенных мусульман, строчки.

Теперь о ее муже. Свежеиспеченный российский гражданин 28 лет, говорящий по-русски лучше некоторых родившихся в России, бывший студент, недоучившийся по причине отсутствия средств.

Несколько лет назад, когда Висам Али был зеленым младшекурсником, в общежитие к нему пришел первый карельский мусульманин Олег Стародубцев и попросил рассказать об исламском мире. "По мусульманским канонам я не имел права отказаться", - объяснил Висам Али. Так Бардвил вместо врача стал имамом, потому что "мулла Стародубцев", согласитесь, звучало несколько экзотично.

Этническим мусульманам никому ничего доказывать не надо - раз в неделю, по пятницам, они приходят в молельный дом, на чем их участие в партийном строительстве заканчивается. (Интересно, что местные татары и азербайджанцы Бардвила не признают и мечтают о своей, отдельной мечети. - Ред.) Но русские мусульмане - совсем другая история. Им нужно убедить: а) себя - в том, что они сделали правильный выбор, б) мусульман по рождению - в том, что неофиты не хуже их.

Им нужно защищаться, поэтому они и нападают.

"Ибрагимуха, пойдем пить чай!"

Рождаются же люди с такими красивыми русскими фамилиями: Волгины!

Фамилия-то никуда не денется, будет жить, но вот с именами в этом роду явно будут проблемы. Глава молодой семьи, Алексей, требует, чтобы его звали Махмудом. Его жена Лена называет себя Зайнаб, ну а детей они нарекли соответственно Ибрагим и Ильяс. Смесь французского с нижегородским дает следующий результат: "Ибрагимуха, пойдем пить чай!" - кричит старшему сыну с кухни Лена. "Ильяска, оставь в покое кошкин хвост!" - отчитывает младшего Алексей. "Услышав их имена, по крайней мере никто не будет удивляться, когда они устроятся на работу и попросят разрешения несколько раз в день на коврике в углу совершать молитву", - объясняет Леша-Махмуд.

Как всяким новообращенцам, им хочется спасти всех неверных и приобщить к своей религии новых людей. Недавно вот привлекли одну свою знакомую - православная церковь запросила у нее за крещение 200 рублей, а мусульманкой можно было стать бесплатно. Прав был Маркс - бытие определяет сознание...

Это Волгины: Ибрагимуха, Ильяска, Елена и Алексей.

Это Волгины: Ибрагимуха, Ильяска, Елена и Алексей.

Лену привел в ислам муж, а Алексея, который заинтересовался религией в 14 лет, в пору подросткового самоутверждения, - знакомые мусульмане. А если бы тогда на пути ему попались язычники, мы бы сейчас пили с ним медовуху и вспоминали Ярило с Даждьбогом. Но мы пьем чай и совершенствуем русский язык.

- Когда был "Норд-Ост", меня от телевизора вообще тошнило, - мрачно делится Алексей-Махмуд.

- Но не телевизор же захватил заложников!

- Но телевизор назвал это "очередным актом исламского экстремизма"!

На следующий день, когда я позвонила, он исправился: "Норд-Ост" - это, конечно, прежде всего преступление..."

Наверное, ночью, когда душа вылетела из тела и отправилась гулять по райским кущам, Алексей в нем все-таки победил Махмуда...

"Женщина в исламе защищена больше"

Света Савас - высокая блондинка в красном костюме. Менеджер в крупной фирме - мобильный телефон названивает через каждые пять минут, никаким хиджабом и близко не пахнет. "У меня свой ислам", - объясняет она.

Муж у Светланы - сириец, детский врач. И вот какой у нас с ней приключился диалог о практическом применении ислама к жизни женщины:

- Я не сразу стала мусульманкой, я спорила. Я спрашивала: почему ваши женщины носят хиджаб? Мне ответили: женщина - как флакон очень дорогих духов: если его постоянно держать открытым, он выдыхается... Женщина в исламе защищена больше, чем в христианстве, и она знает свои права. При разводе, например, муж должен будет оставить мне все имущество и отдавать 50 процентов дохода.

- А как насчет идеи иметь еще трех жен, кроме вас?

- Сначала мне это, конечно, не нравилось, но потом я подумала - мне-то ведь уже тоже будет лет немало... Мужчине в 50 лет хочется чего-нибудь свеженького. А кому буду я нужна? Он же меня-то не бросает! Будет обеспечивать дальше! А русские мужчины бегают к любовницам втайне от жен и оставляют детей без копейки.

- А если ваши представления об исламском мире не совпадут с реальностью - вы же в странах Востока не были?

- Совпадут! Там все по-другому. Там люди другие, я знаю!

- В общем, приезжаете вы в Сирию, надеваете хиджаб, и из самостоятельной женщины, которая может сама себя обеспечить, превращаетесь в полностью зависимое от мужа существо...

- С удовольствием! Это наше самообеспечение мне уже вот где сидит! Я хочу надеть на себя хиджаб, ходить по пятницам в мечеть и воспитывать детей, сидя дома, а не откупаться от ребенка игрушками из-за отсутствия времени.

Этот манифест во славу мужчин Востока был бы абсолютно оправдан, если бы не одно обстоятельство: пока что Света Савас полностью содержит своего восточного мужа - точно так же, как содержала бы русского...

Люди не любят ближнего своего. Ужас...

Илья Сараев похож на монаха, петрозаводские бабушки останавливают его на улице и просят благословить. В своей нынешней любви к исламу крестившийся когда-то в православие отрок Илья зашел дальше всех: он сменил паспорт, хочешь не хочешь, а зови его теперь Али Борисович.

Старинную Библию с "ятями", хранившуюся в их семье, он изучил лет в 12. И обнаружил: в Священном Писании написано одно, а люди делают совсем другое.

Бог видел - он искал: сначала интересовался кришнаитами, потом запал на буддизм, затем изучил мировоззрение свидетелей Иеговы. Ислам был последней религией, до которой у него дошли руки.

Кроме нового имени и ощутимых моральных приобретений, есть у него, впрочем, одна связанная с исламом потеря: любимая женщина, с которой он жил в гражданском браке. Тот факт, что Илья Сараев принял ислам, послужило детонатором их разрыва. После этого девушка, считавшая себя убежденной атеисткой, решительно пошла в православную церковь и крестилась. "По крайней мере она перестала быть язычницей. Хоть какая-то польза", - философски рассуждает Али Борисович. Но счастья на его 33-летнем лице при этом не видно.

Вот эти милейшие русские люди и сочли мою статью про национализм для себя оскорбительной. Каждый из них по отдельности - хороший человек, искренний и тонкий. Но что с ними происходит, когда они собираются вместе? И почему остальным русским это не нравится?

СЛОВАРИК "КП"

ХИДЖАБ - принятый исламом стиль одежды для женщин, часто используется для обозначения покрытия головы.

(Окончание в следующем номере.)

Галина САПОЖНИКОВА

 

20 октября 2003 г.

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования