Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ИЗВЕСТИЯ КАЛМЫКИИ": К святыням Тибета или Экспедиция на "крышу мира"


За последние 50 - 60 лет ни одной российской научной экспедиции не удалось побывать в ранее закрытых, изолированных от всего мира странах - Тибете и Непале. Почти весь сентябрь 2001 года в Синьцзянском и Тибетском автономных районах Китая работала комплексная научная экспедиция под названием "По древним путям миграции народов Евразии".

В ее состав входили 14 ученых, общественных деятелей, журналистов из разных республик России. Калмыкию представлял доктор педагогических наук Борис ОКОНОВ. Поездка была задумана и спланирована якутскими учеными во главе с заместителем директора частного предприятия "Саха-Диам" Л.Федоровой и профессором А. Гоголевым. Сегодня Борис Оконов рассказывает читателям "ИК" об этой интересной и увлекательной экспедиции.

- Борис Босхомджиевич, почему именно якуты стали организаторами этого мегапроекта и кто входил в состав экспедиции?

- Меня жизнь часто сталкивала с якутами. Человеком, выведшим меня в большую науку, был Иннокентий Васильевич Пухов, якут по национальности, много повидавший на своем веку. Участник войны - орденоносец, он был истинным ученым, Человеком с большой буквы, мудрецом. Среди якутов у меня много друзей, есть родственники. Начну свое повествование с самого начала.

О возможности принять участие в этом заманчивом мероприятии сообщили мне якутские коллеги Л. Федорова и Н. Дьяконова. В то время я был в творческом отпуске, поэтому охотно откликнулся на предложение.

И вот 7 сентября 2001 года я в Екатеринбурге. Встретил здесь моих знакомых по недавней конференции в Якутске Надежду Афанасьевну Дьяконову, профессоров-мэтров Ахмета Мухаметвалеевича Сулейманова (Башкирия), Эмиля Бакиевича Молдобаева (Киргизия), Василия Васильевича Илларионова (Саха-Якутия). Кроме названных, в экспедиционную группу входили С.Орус-Оол из Тывы, молодые ученые С. Тюхтенева из Республики Алтай, М. Романова из Бурятии, преподаватель ЯГУ Г. Левин, драматург, режиссер С. Ермолаев, переводчик С. Гоголева, социолог Е. Горохова из Республики Саха-Якутия. Руководителем экспедиции была Л. Федорова, научным консультантом группы - академик, доктор исторических наук А. Гоголев из Якутии. После короткого знакомства-представления наша интернациональная группа, уладив все вопросы, отправилась в аэропорт Екатеринбурга. Самолет вылетел по расписанию в Урумчи, столицу многонационального Синьцзян-Уйгурского автономного района. Удивительное чувство охватило меня от сознания того, что лечу в неизведанный, но столь желанный край. Я видел возбужденные, радостные лица своих новых друзей-коллег, связанных одной нерасторжимой нитью.

ЗЕМЛЯ МОИХ ПРЕДКОВ

- Я представляю чувства, которые переполняли вас. Ведь не каждому удается побывать на родине своих предков.

- Да, для меня это, прежде всего, земля моих предков. Четыреста лет назад они, скотоводы и воины, кочевали по этим необозримым степям. И сейчас большая часть моих соплеменников разбросана по разным провинциям Китайской Народной Республики.

...И вот мы благополучно приземлились в Урумчи. Нас встретили гиды, знакомые нашим руководителям. Вскоре мы окунулись в восточный мир красок и контрастов... Вечером я позвонил своему знакомому профессору Джамцо, с ним я знаком с 1986 года. Он местный торгут, специалист по эпосу. Мы были участниками международной конференции ПИАК в Ташкенте. С тех пор я его не видел. Через некоторое время он был у нас в номере. С ним был молодой ученый Батмонк. Общались с ними на нашем родном языке, ибо они не знали русского языка, а я - китайского.

Необычность этого события в том, что встретились представители одного народа через 230 лет на земле своих предков. Эта встреча связана с трагическими страницами калмыцкой истории, о которой писал А.Пушкин. А вот какие горькие строки мы находим в поэме "Емельян Пугачев" Сергея Есенина:

    Вам не снился тележный свист?
    Нынче ночью на заре жидкой
    Тридцать тысяч калмыцких кибиток
    От Самары проползло на Иргис.
    От российской чиновничьей неволи,
    От того, что, как куропаток,
    Их щипали на наших лугах,
    Потянулись они в свою Монголию
    Стадом деревянных черепах...

Мои гости были потомками тех, кто в 1771 году оставил волжские берега. Разбросанные по необъятным просторам великого Китая, они помнили свое прошлое, думали о завтрашнем дне.

ДЖИДЖИТЕН У ДАЛАЙ-ЛАМЫ VII, ИЛИ ИСТОРИЯ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕДИЦИИ

- Борис Босхомджиевич, вам хорошо знакома история паломничества калмыков в Тибет. История эта интересна и полна еще многих неоткрытых страниц. Теперь и вам довелось попасть в эту загадочную страну под названием Тибет.

- С юношеских лет я интересовался историей своего народа и уже к зрелым годам имел довольно ясное представление о ней по трудам И.Бичурина, В.Бартольда, Б.Владимирцова, И.Златкина, Рашид-ад-Дина, Н.Страхова, Ш.Чимитдорджиева и др. В первой трети XVII века из-за внутренних неурядиц, а также в результате общего усиления ойратских племен началось их расселение на запад, в сторону ногайской степи, и на юго-восток, в район Кукунора. Одно из древнеойратских племен - хошоуты - во главе с Гуши-ханом расселяется в районе озера Кукунор.

В 30-е годы усиливается ойратское вмешательство в дела Тибета. В ходе междоусобной борьбы руководство секты Гелугпа во главе с Далай-ламой V решает опереться на поддержку ойратов. Ойратские отряды прибывают в Тибет. Далай-лама V возводит Гуши на трон перед статуей Будды в главном храме Лхасы Джокан и присваивает ему титул "хана веры, охранителя буддизма". После военного похода в Тибет (1639-1640) Гуши-хан в 1642 году в торжественной обстановке передает Далай-ламе V власть над Тибетом. После смерти Гуши-хана в 1660 году его сыновья разделили владения отца. Даян-хан остался в Центральном Тибете, а Даши-богатур получил кукунорские владения. (Е. Кычанов. "Повествование об ойратском Галдане Бошокту-хане". М., 1980.)

В январе 1904 года Главный штаб отправил на разведку в Тибет группу калмыков-буддистов во главе с подъесаулом 1-го Донского казачьего полка Н. Улановым. 14 января 1904 года два участника калмыцкой миссии - Наран Уланов и его помощник бакши (вероучитель) Дамбо Ульянов были приняты Николаем II на особой аудиенции в Зимнем дворце. В то время в Лхасе учились 22 астраханских и ставропольских калмыка.

Я знаком с материалами Секретной экспедиции Наркоминдела в Лхасу в 1920-х годах. В экспедицию входила группа калмыков во главе с красным командиром-калмыком В. Хомутниковым. (А. Андреев. "От Байкала до Священной Лхасы". СПб., 1996). С детства передо мной стоял образ Джиджитена, моего далекого предка в восьмом поколении. В 1756 году он побывал в Тибете и был на аудиенции у Далай-ламы VII. Легенды и сказы о нем сохранились до наших дней. Вот такова предыстория моего нынешнего путешествия, которое состоялось благодаря моим якутским коллегам.

ГДЕ ОНИ, ЗОЛОТЫЕ КРЫШИ ЛХАСЫ?!

2 сентября, переночевав в гостинице города Чэнду, наш самолет держит курс в священную для буддистов Лхасу. Удивительное зрелище: перед нами легендарная столица Тибета, а в иллюминаторы мы видим величественные Гималаи. Снежные пики вершин в обрамлении причудливых облаков, таинственные молчуны-скалы, выросшие из небытия одинокие пагоды - все это являло вид какой-то неземной цивилизации. Не раз я думал, что сама природа спрятала эту дивную страну от всего остального мира. Сколько трудностей надо было преодолеть когда-то, чтобы добраться сюда, сколько снегов и заносов надо было пройти, сколько ледяных перевалов перейти! Что испытывали, о чем думали Джиджитен, База-багши, Наран Уланов, Василий Хомутников и многие другие паломники, прошедшие эту трудную дорогу? Ведь даже экспедиции Пржевальского, Л. Козлова, специально снаряженные для изучения Лхасы, не выполнили свои задачи. Их остановили у тибетских границ - до такой степени в старину это была закрытая страна.

И вот мы в аэропорту Лхасы. Нас встретили директор туристической фирмы Пасанг и его сослуживцы Дава, Тензин. Из аэропорта мы ехали в Лхасу на джипах вдоль берега реки Брахмапутра. Сидевший рядом Семен Ермолаев сказал: "Запомни, Борис. Это река Цангпо". По дороге мы остановились у каменной стены-скалы с изображением Майтрейи, которого Шакъямуни назвал Буддой будущего мирового периода. Когда наступит время Шамбалы, придет к нам и Будда Майтрейя. Все десять дней, которые мы были в Тибете, везде нас сопровождали его изображения. Но эта величественная статуя, высеченная из скалы, просто впечатляет. Представьте себе барельеф сидящего Будды высотой с 4-5-этажный дом!

"УЗЕЛ СЧАСТЬЯ" И ДЕТИ ПРИРОДЫ

Как в аэропорту, так и в гостинице я увидел величавый символ, известный всем монголам -"узел счастья". И гостиница, и все, что окружало меня, казалось каким-то сном. Наутро мы все поехали в направлении Поталы. Оставив на стоянке машины, стали по тропинке-дороге подниматься вверх. По-калмыцки, "зуугин алтн деевр" буквально означает "золотая крыша Лхасы". Но я её не увидел, не нашел. На другой день мы наблюдали, как тибетцы обрабатывают землю, точнее, пашут, отделяют солому от зерен, косят, - все это оставило самое удручающее впечатление.

С вниманием, благоговением я обходил монастыри Поталы. Впечатляли многочисленные манускрипты древности. Видели мы и тронное место Далай-ламы. Все эти большие и маленькие строения-комнаты, наполненные стройными рядами манускриптов, вызывают восторг и восхищение: "Какое богатство сокрыто в них!" Здесь я в полной мере осознал, что буддизм - великое учение, мировая религия. Кроме этого, буддизм в большей мере определяет такое понятие, как "знание". Это учение, которое приходит не только через сердце, но и через разум. За знанием шли сюда на поклонение мои предки, здесь обучали они самых способных сыновей.

Через день мы посетили небольшой поселок, побывали в доме местного жителя. Меня удивило сходство с бытом калмыков. Те же кизяки в форме "лепешек" засушивают на зиму все так же и тем же способом. Расстановка вещей: кровати, сундуки, постель, ручное веретено и, наконец, все тот же калмыцкий чай. Все это вызывало удивление. Побывали мы и на дискотеке. На сцене был небольшой портрет Далай-ламы XIV. Прекрасное выступление и оркестра, и артистов проходило в европейской манере. Достопримечательности Лхасы - Потала, Джоканг, исторический музей, этнографический ресторан - остались в памяти, даст Бог, еще раз вернусь сюда.

Сравнивая нетронутую рукой человека красоту природы Тибета и тех мест Гималаев, где мы побывали, глядя на местных жителей, на их непритязательный быт, их умение выживать в таких условиях, невольно поражаешься этому глубокому контрасту. И когда смотришь на этих чумазых детишек, сидящих на спинах матерей со специальными прорезями в штанишках в определенных местах или бегущих рядом, хочется верить, что у этих малышей есть будущее. Меня поразило то, что матери не кричали на своих детей, не шлепали их. Они - дети природы - живут неторопливо, подобно своим предкам, которые жили сто, двести и более лет назад.

ОБЩИЕ ДУХОВНЫЕ КОРНИ

После этого наша дорога пролегла на удивительную точку планеты - Кайласу. Через древние города - монастыри Шигадзе, Гьянтцзе, описанные великим исследователем - путешественником Ю. Рерихом, продвигались дальше по маршруту. Было очень интересно. Как бы вспоминая свою студенческую юность, ночевали в палатках, умывались водой из горных речушек, холодной, кристально чистой. Наш маршрут проходил на высоте 5600 и более метров. Вот одна моя запись в блокноте: "24.09.01. На высоте 4075 метров находится мертвый город, он виден издали. Это храм королевства Куки. Храм виден издалека. После того, как поднимешься к нему, то видишь: он состоит из множества многоэтажных кумирен, т.е. больших и маленьких комнат. Здесь прошел большой погром во время культурной революции. Увезены многие статуи, сломаны и обезображены изображения богов, сожжены и уничтожены манускрипты". И такое было у нас в стране. Мы подобное проходили.

- В ходе разговора вы упомянули, что не менее интересно проходили семинары.
- Да. Вечером, обычно в 18 часов, проходил фольклорно-этноисторический семинар. Руководил им профессор Анатолий Гоголев. Известный якутский ученый, человек глубоких знаний, Анатолий Игнатьевич умело продумывал занятия. Темы наших вечерних семинаров на стоянках в пути от Лхасы до Урумчи определялись тем, что мы, ученые из разных республик, исследуем один объект - историю и культуру тюрко- и монголоязычных народов. Кроме высокого профессионализма от семинаров осталось замечательное чувство эмоционально-духовного сопереживания и созвучности культуры и истории таких далеких друг от друга стран и народов, как тибетцы, алтайцы, калмыки, буряты, якуты.

Это ощущение близкого чуда я вновь испытываю, вспоминая путешествие по Тибету. Что-то в Тибете действительно оказывает на людей сильное воздействие. Это был самый необычный осенний месяц в моей жизни. Я побывал в святых для всех калмыков местах, повторил путь своего знаменитого предка Джиджитена, увидел Кайлас (возможно это Сумеру из нашего "Джангара"- ред.), совершил омовение в озере Маносарвар, подпитался новыми научными знаниями, нашел подтверждение многим своим гипотезам. Мы искали частицу потерянного мира эпохи наших предков, а нашли общие духовные корни, втянулись в процесс радостного узнавания друг друга. Осознание этого и есть главный итог нашей поездки.

Галина Хейчиева

7 октября 2003.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования