Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"СЕДМИЦА": К 150-летию освящения Богоявленского собора в Елохове


В октябре этого года исполняется 150 лет со дня освящения главного престола в честь Богоявления Господня Московского Кафедрального собора в Елохове. В связи с этой знаменательной датой редакция сайта "Седмица.Ru" обратилась к известному исследователю – краеведу церковной Москвы, лауреату Макариевской премии, профессору Валерию Анатольевичу Любартовичу с просьбой рассказать о храме, изучением истории которого он занимается на протяжении многих лет.

В.А. Любартович ответил на вопросы редактора "Седмицы.Ru" Владислава Петрушко:

– Валерий Анатольевич, как получилось, что о столь знаменательной юбилейной дате – 150-летии освящения Богоявленского собора – мы узнали буквально накануне празднуемой годовщины? Для многих это стало неожиданностью…

– Точная датировка освящения храма Богоявления Господня в Елохове, возведенного в 1837-1845 гг., была определена сравнительно недавно, в ходе архивных изысканий по истории строительства этой церкви. Следует отметить, что на протяжении последних полутора лет нами проводилось комплексное научное исследование возникновения, формирования и развития церковного прихода старинной московской местности – села Елохова – и истории строительства главного приходского храма – собора Богоявления Господня.

Эта работа проводилась по инициативе руководителя ЦНЦ "Православная энциклопедия" Сергея Леонидовича Кравца и по благословению настоятеля собора протопресвитера Матфея Стаднюка. Отец протопресвитер горячо поддержал идею создания исторического описания церкви Богоявления в Елохове и ее прихода, проявил искренний интерес к результатам научных архивных исследований, активно помогал в сборе необходимых сведений и документации.

С просьбой о проведении такой исследовательской работы отец Матфей обратился ко мне еще зимой 2002 г., в целях создания книги, повествующей о Богоявленском храме и его приходе, клириках и прихожанах этой старинной московской церкви.
Тогда же к этой работе присоединилась доктор филологических наук, главный научный сотрудник Государственного Исторического музея Елена Михайловна Юхименко – известный специалист в области русской церковной истории, литературы и книжности XVII – XVIII вв., буквально неделю назад ставшая лауреатом Макариевской премии. В 1999 г. нами в соавторстве была подготовлена и издана книга-альбом "На земле Басманной слободы", рассказывающая об историческом развитии соседней с Елоховым московской местности. Результаты нового научного поиска были обобщены нами в виде книги-монографии под рабочим названием "Собор Богоявления Господня в Елохове. История храма и прихода", которая в настоящее время готовится к выходу в свет в ЦНЦ "Православная энциклопедия".

Выяснилось, что историей возникновения Богоявленского храма в Елохове и его прихода ни в церковных, ни в светских научных кругах до последнего времени серьезно не интересовались. Немногочисленные публикации на эту тему, в большинстве своем, носили откровенно компилятивный, описательный характер и опирались, в основном, на несколько давно известных фактов (например, на метрическую запись о крещении А.С.Пушкина в этой церкви) или на полулегендарные сведения, например, о рождении вблизи Богоявленского храма святого Василия Блаженного, Христа ради юродивого.

В нашей работе были использованы документы из крупнейших архивохранилищ Москвы: ГАРФ, РГАДА, ЦГИАМ, ЦГАМО, Государственного Исторического музея, а также Института русской литературы (Пушкинский Дом) в Санкт-Петербурге. Были разысканы неизвестные ранее документы в частных собраниях москвичей, выявлены или получены записи воспоминаний прихожан собора разных лет, собран уникальный иллюстративный материал по теме исследования.

При изучении архивного фонда Московской Духовной консистории и, в частности, клировых ведомостей храма Богоявления в Елохове, нами и была найдена запись о том, что эта церковь была освящена 18 октября (ст. стиля) 1853 г. Святителем Филаретом (Дроздовым), Митрополитом Московским и Коломенским. Я не могу утверждать, что дата освящения храма, совершенного после окончания его капитальной реконструкции, была установлена именно нами. В некоторых историко-краеведческих изданиях она упоминалась (без ссылки на документальные источники), но эти сведения до последнего времени оставались вне поля зрения соборян и церковных краеведов. Подтвердив документально, по просьбе отца Матфея Стаднюка, эту дату, мы невольно, стали теми "предвестниками", которые довели до сведения церковной общественности Москвы весть о приближающейся юбилейной дате.
Факты свидетельствуют, что окончание возведения здания храма и момент освящения его главного престола разделяли около восьми лет. Так затянулись его окончательная внутренняя отделка, сооружение иконостаса и подбор предметов убранства. Это произошло, по всей видимости, из-за нехватки средств, собранных прихожанами и ушедших на строительство столь грандиозного по размерам здания храма. Стало известно, в частности, что треть от всей затраченной на строительство суммы в 200 тысяч рублей покрыл своим доброхотным пожертвованием один из главных храмоздателей и благотворителей Елоховской церкви, московский 2-й гильдии купец, потомственный почетный гражданин Василий Иванович Щапов, ктитор храма с конца 1850-х гг. и вплоть до для своей кончины в 1864 г.

– К какому времени относятся первые документальные упоминания о Елоховском приходе? Что известно о том, как складывался облик доныне существующего собора?

– Первым документальным свидетельством о существовании церкви в селе Елохове явилась запись от 24 августа 1698 г. в книгах Патриаршего Казенного приказа. В этой записи церковь названа "новопостроенной". Скудость точных сведений по начальной истории церкви Богоявления Господня, что в Елохове, объясняется утратами и храмозданной грамоты, и церковной летописи. Церковное предание и некоторые документы указывают на исключительную роль гвардии полковника Воронецкого в построении каменной Богоявленской церкви. В числе жертвователей на построение храма были светлейшая княгиня Дарья Михайловна Меншикова, кабинет-секретарь Петра I А.В.Макаров, капитан А.Г.Кропотов и многие другие деятели петровской эпохи. Но для окончания строительства храма потребовались средства, полученные от великой княжны Прасковии Ивановны, дочери царя Ивана Алексеевича и сестры императрицы Анны Иоанновны. Торжественное освящение каменной церкви Богоявления в Елохове 4 июля 1731 г. совершил архиепископ Сарский и Подонский Леонид.

Приход Богоявленской церкви был одним из самых обширных в XVIII-XIX вв. в Москве. Он охватывал большую часть земель дворцовых сел Елохова и Покровского, Красного села и Немецкой слободы. Наличие здесь же католического и голландского реформатского храмов для "коренных" жителей Немецкой слободы, а также большого числа дворов старообрядцев (преимущественно – беспоповцев-федосеевцев и поморцев) свидетельствовало о конфессиональной неоднородности местного населения и оказывало свое влияние на историю Елоховского храма и пастырскую деятельность его священников.

Конец 1780-х – начало 1790-х гг. ознаменовались большими строительными работами, которые проводились на средства прихода и благотворителей. В 1789 г. было начато строительство обширной каменной трапезной с двумя приделами: правым – Благовещенским и левым – Никольским. Первый был освящен 31 октября 1793 г., второй – в 1792 г. Тогда же приступили к строительству колокольни, примыкающей к западной стене трапезной, завершившемуся до 1806 г.

Полное преодоление последствий войны 1812 г., значительный рост числа прихожан, возрождение деловой активности населения и улучшение его благосостояния к середине 1830-х гг. сделали очевидным тот факт, что старый каменный "холодный" Богоявленский храм, построенный 100 лет назад, уже не вмещал всех верующих прихода и не отвечал новым потребностям и вкусам.

"Сего же 1837 года мая 21 дня, – записано в клировой ведомости 1837 г., – настоящая холодная церковь по прошению прихожан разобрана и начата каменная же, которая строится на иждивение прихожан и прочих доброхотных дателей по плану, начальством утвержденному". Для возведения нового величественного здания храма был приглашен московский зодчий Е.Д.Тюрин (1792-1870). При проведении строительных работ богослужения для прихожан не прерывались и проводились в теплой трапезной части, у Благовещенского и Никольского престолов. К 1845 г. возведение главного здания храма было закончено, и началась его внутренняя отделка.

Характерна оценка, данная храму современником его строительства: "Богоявленская церковь, воздвигнутся на значительной площади, в населеннейшей части города и в пространнейшем против прочих московских церквей размере, рельефно отличаясь от древних, составляет достойнейший памятник в архитектурном отношении по своему новаторскому характеру, на манер петербургский, и стала предметом осмотра заезжих гостей и иностранцев. Все посещающие этот храм величают его собором".

– Валерий Анатольевич, Вы уже упомянули о таком хрестоматийном факте, как крещение в Богоявленской церкви Александра Сергеевича Пушкина – об этом знают многие. А с именами каких иных наших великих соотечественников связана история Елоховского собора?

– Интересные страницы истории храма связаны не только с именами Святителя Филарет (Дроздова) или А.С.Пушкина. В дореволюционные годы Богоявленская церковь была местом, где совершали богослужения выдающиеся московские церковные иерархи, митрополиты Московские и Коломенские: Святитель Иннокентий (Вениаминов) и Святитель Владимир (Богоявленский). На торжественной панихиде, отслуженной в храме в 1899 г в память 100-летия со дня рождения А.С.Пушкина, здесь молилась великая княгиня преподобномученица Елисавета Феодоровна.

Славные страницы храмовой и приходской жизни связаны с богослужениями Святейшего Патриарха Тихона (Белавина). Святейший Владыка посетил храм 10 раз; прихожане, вместе с духовенством, тщетно ожидали его и 25 марта/7 апреля 1925 г. для совместной молитвы в день престольного праздника придела Благовещения, пока не пришла весть о его болезни и внезапной кончине.

Прихожанами храма в разное время были представители видных московских купеческих семей, многие деятели литературы, искусства и науки, преподаватели высших учебных заведений.

После обретения в 1938 г. положения кафедрального собора г.Москвы, Богоявленский храм стал местом служения Патриаршего Местоблюстителя, а затем Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского). Патриарх Сергий впоследствии был погребен в соборе. В 1945 г. избранный и возведенный на Патриарший престол Святейший Патриарх Алексий I (Симанский), одним из первых своих указов придал Богоявленскому собору статус Патриаршего. Здесь возглавляли богослужения и участвовали в них, помимо Святейшего Патриарха Алексия I, Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков), Патриархи, митрополиты и архиепископы – Предстоятели Поместных Православных Церквей.

– Что нового удалось выявить Вам в ходе предпринятых архивных разысканий?

– Cведения о клириках храма Богоявления в Елохове, собранные нами в архивах – это особая часть исторического наследия собора. Были прослежены все изменения в составе его клира в XIX и ХХ столетиях, выявлены биографические данные о настоятелях, священниках, диаконах и отдельных церковнослужителях Елоховского храма.

Впервые на исторических фактах показана интереснейшая история Богоявленского благотворительного братства, созданного прихожанами в 1871 г. по благословению Святителя Иннокентия (Вениаминова). Оно было крупнейшим в Москве и просуществовало до 1918 г.

– Вы упоминали имя Василия Ивановича Щапова, ктитора храма. Наш выдающийся историк Ярослав Николаевич Щапов имеет к нему какое-то отношение?

– Самое непосредственное. С развитием Богоявленского прихода, его благотворительных учреждений и акций, семья потомственных почетных граждан Щаповых была связана самым тесным образом. И, думается, более обстоятельным ответом на этот Ваш вопрос смогли бы послужить заметки о своей семье и всем достойном, благочестивом московском роде Щаповых, написанные самим Ярославом Николаевичем Щаповым. Член-корреспондент РАН Я.Н. Щапов также по нашей просьбе написал и передал, для опубликования в книге о Богоявленском храме и приходе, воспоминания о своих предках-прихожанах и благоустроителях Елоховского храма.

– Большинству православных москвичей известно, что главные святыни Богоявленского собора – это хранимые здесь мощи Святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси, и чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы. Но обе эти святыни оказались в соборе уже в ХХ столетии. Не могли бы Вы рассказать о том, какие чтимые иконы и реликвии собора дошли до нас от той поры, когда комплекс Елоховского собора только формировался?

– Самой старинной иконой, сохранившейся от первоначального убранства недошедшего до наших дней первого каменного храма Богоявления в Елохове является образ Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Эта икона известна с 1731 г. как особо почитаемая в Елоховской церкви. Старинный образ Святителя Николая Мирликийского в Никольском приделе трапезной также с давних времен привлекает для поклонения верующих москвичей.

Из числа известных православных святынь, появившихся в соборе в середине ХХ столетия, помимо очень почитаемого верующими Москвы чудотворного списка Казанского образа Божией Матери и честных мощей Святителя Алексия, нужно также отметить частицы мощей и священных реликвий, переданные в собор в канун 1000-летнего юбилея Крещения Руси. Эти святыни переданы в собор из Государственной Оружейной палаты.

Согласно храмовому преданию, протопресвитером Николаем Колчицким в 1945 г. был привезен из Иерусалима и установлен в храме, в отдельном киоте, образ Божией Матери "Взыскание погибших", неизменно привлекающий для поклонения множеством богомольцев.

Несмотря на изъятие из храма 24 апреля 1922 г. комиссией "Помгола" 50 пудов, 8 фунтов серебряных изделий и церковной утвари, здесь сохранились старые хоругви, изготовленные в конце XIX в. в память Священного Коронования Императора Николая II и некоторые оклады храмовых икон старинной работы.

В числе антиминсов, хранящихся у настоятеля собора протопресвитера Матфея Стаднюка, есть самый старый, подписанный еще 24 апреля 1948 г. Святейшим Патриархом Алексием I для главного престола Богоявления Господня.

В Никольском приделе трапезной части храма находится могила Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского), похороненного здесь 18 мая 1944 г. Над его могилой в 1948 г. было воздвигнуто беломраморное надгробие, увенчанное православным крестом, выполненное по проекту выдающегося русского зодчего Алексея Викторовича Щусева.

– Валерий Анатольевич, в последнее время праздничные Патриаршие все чаще совершаются в возрожденном Храме Христа Спасителя. В этой связи у многих православных верующих нередко возникает вопрос: изменился ли в настоящее время официальный статус Богоявленского собора или же он по-прежнему остается Патриаршим и Кафедральным храмом?

– В настоящее время храм Богоявления в Елохове считается Московским Кафедральным собором. Здесь находится кафедра правящего епископа города Москвы – Святейшего Патриарха Алексия II. Здесь Святейший Владыка возглавляет богослужения в праздничные и памятные дни, здесь служат его викарии.
В год 150-летнего юбилея Кафедрального собора г.Москвы православные верующие видят его величественным и празднично помолодевшим. Благодаря неустанной заботе и попечению настоятеля собора протопресвитера Матфея Стаднюка и старосты Николая Семеновича Капчука, приходского совета и соборян здание храма содержится в прекрасном состоянии, радуя взор ярким блеском позолоты крестов и куполов, ровной окраской фасадов, благолепием прихрамовой территории. В храме постоянно проводится научная реставрация икон, золочение киотов и иконостасов, поновление росписи стен и потолков, церковной утвари и предметов убранства.

Пользуясь представившейся мне возможностью общения с аудиторией посетителей сайта "Sedmitza.ru", я хотел бы обратиться к тем из них, кто знает о каких-либо документах и фотографиях, освещающих историю существования собора Богоявления в Елохове, деятельность его клириков и видных прихожан, а может быть и располагает ими. Нам, авторам готовящейся к публикации книги, хотелось бы использовать все возможности для наиболее полного раскрытия темы нашего исследования, и в том числе на основе документов из личных архивов, до сих пор остающихся неопубликованными. Мы просим связаться с нами через портал "Sedmitza.ru" держателей такой информации. Пусть воссоздание истории Кафедрального собора Москвы станет нашим общим делом.

10 октября 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования