Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ": «Парящие монастыри». Построенные на вершинах скал, они словно зависли между Богом и людьми


Комплекс монастырей близ греческого городка Каламбака (так и хочется переделать его в Кулебяку) под общим названием Метеора считается одним из современных чудес света. Когда-то он был местом прибежища сотен православных монахов, теперь же превратился в популярный туристический маршрут.

Отшельники появились в этих местах, надо полагать, очень давно (во всяком случае, первый раз о них упоминается в документах 950 года н. э.), поскольку лучшее место для уединенного служения Богу придумать сложно. Огромные монолиты, вертикально торчащие из земли, точнее — пещеры в них, куда людям можно было забраться только по шатким мосткам, стали прибежищем для раннехристианских аскетов. В них, уйдя от мира, они пытались смирить плоть и забыть о человеческих желаниях. Хлеб и воду приносили местные сердобольные крестьяне, монахи их благодарили, поднимали провиант к себе на веревках и вновь приступали к молитвам.

В XI веке на вершине одного из "пальцев" монахи сложили из камней некое подобие храма, а спустя 200 лет человек по имени Афанасиос, пришедший из монастырей святой горы Афон, позвал с ближайших скал четырнадцать таких же, как он, аскетов и построил небольшую церковь и несколько келий рядом. Скалу, ставшую ему родным домом, он назвал Метеора, то есть "парящая в воздухе". Вскоре так стала называться вся местность.

Поскольку монахов в округе через некоторое время собралось немало, они заселили все более или менее удобные для проживания утесы. Легко сказать — заселили: только на то, чтобы поднять наверх все необходимые для строительства материалы, уходило от 20 до 70 лет. Тогда все, включая еду и людей, поднималось в специальных сетках и на подъем только одного человека тратили до получаса. Утверждают, что за всю историю Метеоры почти 200 несчастных нашли свою смерть у подножия в результате падений и обрывов веревок.

Сегодня со скал уже никто не падает, несмотря на то что туристические автобусы едва протискиваются в узкие расщелины на горном серпантине.

Монахов-мужчин почти не осталось: среди постоянно присутствующих туристов сосредоточиться на молитве сложно. Почти все они ушли в монастыри Афона от греха подальше, а те, кто остался, обычно не показываются перед толпами разноязыких зевак с фото- и видеокамерами.

Туристы же, заходя в очередной монастырь, разбредаются по внутренним дворикам, восхищаясь видом долины, что раскинулась далеко внизу, по храмам с древними фресками, умываются водой, которая тоненькой струйкой стекает откуда-то сверху. Но, как это обычно бывает, у экскурсовода не расслабишься: "Через двадцать минут я жду вас у автобуса, едем в другое место". В моем случае это был монастырь Русану. "Когда войдете в часовню, прочитайте "Отче наш", — продолжал гид. — И обязательно встаньте в высеченный в полу круг перед алтарем. Обязательно".

Перед дверью в малюсенькое помещение, о котором упомянул экскурсовод, живая очередь. Замечаю, что лица у многих из тех, кто выходит, кажутся какими-то озадаченными. Тем временем подходит моя очередь. Встаю в круг и… Было примерно такое чувство, будто я сию секунду выскочу из штанов и, невесомый, через купол церкви буквально устремлюсь к небу. Расстаться с землей, однако, мне не дала какая-то торопливая дама, и я так и не понял, что это было: действие некоего магического кристалла или просто веками намоленное место?

Спустя какое-то время, снова оказавшись в Греции, я взял напрокат машину, заказал гостиницу в Каламбаке и двинулся по направлению к Метеоре. Попал я туда уже поздно ночью. Улицы были почти пусты. Городок внизу мерцал огоньками уличных фонарей, в монастырях тоже кое-где горело одно-два окна. Тишина, покой, вверху — миллионы звезд Млечного Пути, внизу — в общем-то, пустота, если стоишь на краю скалы. Я подозреваю, что у первых монахов в душе рождались те же самые чувства, что и у меня тысячу с небольшим лет спустя: потрясение красотой, безрассудное желание броситься вниз, словно птица, ощущение явной и мощной силы, идущей от камней.

На следующее утро, до того как вереницы автобусов с туристами стали прибывать в Метеору, я в гордом одиночестве объездил все монастыри. Постоял перед алтарями, посмотрел на старинные Библии в музеях, получил благословение на посещение Афона от старенького монаха и напоследок заехал в монастырь Русану. Увы, как я ни старался почувствовать что-то экстраординарное, стоя на том же самом месте, ничего такого не было. В Москве приятель-атеист съязвил: мол, ради тебя одного они генератор включать не стали. А я, собственно, и не в обиде.

Николай Солдатенков

1 октября 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования