Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА": "Александрии" светлые лики


Корреспондент "Парламентской газеты" побывал в мастерской, где пишут лучшие в России иконы

Светлы лики, одухотворенны и благостны, очи глубоки и проницательны, персты изящны и легки, а одежды выписаны тонко и прозрачно. Все это - современная русская икона, выполненная в стилистике московского письма XVII века. Я смотрю на это чудо и вижу: икона светится каким-то особенным, внутренним светом. Это приглушенное лучезарное сияние возникает из прозрачных глубин иконописного письма. Оно завораживает, рождает в тебе ответную чистоту и веру, святость и благодать.

Наверно, мне несказанно повезло: меня впустили в святая святых - иконописную мастерскую "Александрия" при храме святителя Николая Мирликийского, что на Преображенском погосте Москвы. Когда-то здесь были казармы, построенные еще Петром I, затем мужской монастырь, а сейчас совместная община старообрядцев и православных. И еще, в этом храме представлено едва ли не лучшее в Москве собрание иконописи. Мастерская действует уже девять лет, и трудятся в ней около трех десятков художников-изографов, а еще есть небольшая живописная школа. Все, кто здесь работает, профессионалы, освоившие филигранное иконописное письмо. Могут и твореным золотом складки на одежде прорисовывать, и роскрышь в красках делать, и черневое письмо по золоту класть. А золото какое! Желтое - для нимбов, красное - для одежд, а еще есть белое, зеленое и даже лунное. Не менее трех-четырех лет учатся здесь мастерству. Ведь нужно не только освоить технику наложения красок, но и собственное мироощущение изменить, научиться мыслить и чувствовать иначе. Не во злобе, но лишь в радости и умиротворении душевном можно над иконой работать.

Любуясь ликом Спасителя, вдруг с изумлением начинаю понимать, что не я на него, а он на меня смотрит - внимательно, глубоко, пронзительно. Судорожно пытаюсь вспомнить что-то из теории живописи, чтобы хоть как-то объяснить происходящее.

Обратная перспектива - да, посквозное письмо тонким лессировочным мазком по сусальному золоту - да, особенности композиционного построения образа - да. Но всего этого мало, чтобы понять суть происходящего. Господи! Да ведь это то самое, запредельное, что можно только почувствовать, но о чем трудно рассказать.

- Икона - это чудесный дар Божий. Через нее Господь посылает нам ту благодать, которой умножается всяческое добро и пресекается зло, - подтверждает мои мысли протоиерей Владимир, председатель наблюдательного совета мастерской. - Сила святая и заступничество икон не единожды спасали и конкретных людей, и всю Россию-матушку. Так повелось с незапамятных времен. И в доме икона должна быть самым красивым из всего того, что только в нем есть.

- Но сейчас икона - это зачастую дань моде, а не святыня, символ веры и поклонения. И уж извините, батюшка, за цинизм, но девять из десяти преступников в нашей стране сейчас носят крестик на шее.

- К сожалению, да. Но крест на шее и свеча в руке - это еще не вера, а, быть может, только маленький шажок на пути к ней. Духовное возрождение не проходит так гладко и легко, как хотелось бы. Здесь нужно прилагать огромные усилия, отказавшись от гордыни, тщеславия, развращенности. Главное - постичь очевидную истину: не церковь плоха для меня, может быть, я плох для церкви. Жизнь полна страстей и пороков. Но истинно верующий человек не ворует, не прелюбодействует, не убивает. Он строго соблюдает и чтит десять заповедей библейских. И помогает ему в этом икона. Сейчас многие уже забыли, что образа в жилище должны помещаться с восточной стороны, откуда ожидается второе пришествие Христово, либо в направлении ближайшей от дома церкви.

- А какие иконы должны быть в семье?

- Прежде всего - родовые. Такие иконы особо чтимы на Руси и передаются по наследству как самое дорогое, что есть в семье. Нужны в доме и семейные иконы с изображением святых покровителей всех членов семьи, именные - в честь святого, именем которого назван человек при крещении, венчальные, образа заступников в различных видах труда.

- Давайте, батюшка, вернемся к делам мастерской. Почему "Александрия" взяла за основу стиль московской иконописной школы XVII века?

- Московская школа воплотила в себе все лучшее, что было в православной иконописи. К тому же ее отличала реалистичность образов. Поэтому мы и взяли за основу именно этот образец. И, как показало время, не ошиблись. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мы демонстрировали свои работы в Париже и получили высочайшее признание. А в нынешнем году на первой Всероссийской выставке "Православная Русь" иконы мастерской "Александрия" были признаны лучшими, не имеющими аналогов во всем мире. Больше скажу. Именно обновленная икона станет символом православной церкви в ХХI веке. Судите сами - и церковная архитектура, и пение, и славянский язык, и обрядность - все это традиционно и присуще православию на протяжении уже многих веков. А вот наша икона станет органичным слиянием лучших христианских традиций и современных технологий живописи.

- В чем же особенность "Александрийских" икон?

- Главное изображение мы положили не на красочный фон, а на цветное золото. На наших иконах вы можете найти 24 его оттенка. Такого нет нигде в мире. Мы стали активно использовать и все оттенки твореного, или, как его еще называют, жидкого золота. Отсюда и тот самый свет, который излучает икона. Такого эффекта мастера пытались добиться в течение многих веков с помощью цветовой палитры, но лишь использование открытой нами всего год назад техники письма по цветному золоту в совокупности с игрой света и тени позволило нашим художникам добиться именно такого божественного свечения.

- Сколько таких удивительных икон может выпускать мастерская?

- Пока немного, до десятка в месяц. Но каждая из них - это действительно уникальное творение.

- Но, извините за мирскую лексику, рынок икон может быть перенасыщен. В стране действуют уже несколько иконописных мастерских и десятки частных художников, завозится огромное количество греческих икон.

- Каждый преследует свою цель. Есть богомазы, которые хотят больше заработать и выпускают много ширпотреба даже с нарушением православных норм. Многие профессиональные мастерские пытаются сохранить традиции и работают в стилистике какой-либо одной школы, например ярославской, новгородской или византийской. Греческие иконы красивы, но существенно отличаются от русских, поэтому не находят живого отклика в наших душах. Так что каждому свое...

И вот я хожу по мастерской. Мой гид - Ирина Белова - молодая женщина с огромными темно-карими глазами и удивительно красивым лицом. Нет, даже не лицом, а почти иконописным ликом. Когда-то она была мастером по росписи тканей, но несколько лет назад, когда работы не стало, пришла в эту мастерскую. Теперь она высококлассный изограф, заместитель главного художника мастерской. Она рассказывает, что до XVI века иконописцев в миру вообще не было. Все образа писались в монастырях монахами-богомазами. Лишь 500 лет назад, когда иконы стали появляться в домах, появились богомазы из мирян. А женская рука, держащая кисть, прикоснулась к иконе и вовсе недавно - в конце XIX века. Сегодня в "Александрии" значительная часть художников - женщины. И это неудивительно. Женское трудолюбие, усидчивость и терпение как нельзя лучше соответствуют тонкому и кропотливому письму икон.

А начинается все с липовых досок, вплотную подогнанных и скрепленных друг с другом клином. Липа берется потому, что содержит меньше всего смолы. Ее высушивают, строгают и полируют. Затем на нее кладется паволок - ткань типа марли - и меловая грунтовка левкас. Новый ответственный этап - золочение. Стандартной упаковкой, а в ней 60 листов тончайшего сусального золота общим весом всего полтора грамма, можно покрыть до одного квадратного метра фона. Затем вся заготовка покрывается лаком. В этом подготовительном процессе, который длится месяц, участвуют два-три мастера. Здесь нет мелочей, даже погодные условия влияют на процесс золочения. И только после этого к работе приступает художник. Перед началом своего ответственного дела живописец постится, духовно настраиваясь на нелегкий многомесячный труд, причащается, получает благословение и, конечно, изучает тот образ, который ему предстоит воссоздать. И еще. Изограф должен стремиться к тому, чтобы научиться мыслить так, как мыслили иконописцы-богословы прошлых столетий. Ведь недаром говорят, что икона - это богословие в красках.

- Над некоторыми иконами мы работаем больше года, - рассказывает Ирина. - Для ростовой иконы святого Ильи Муромца с житиями, которую мы писали по заказу Пограничной службы, даже яичную темперу сами перетирали по старинным рецептам.

...Мне самому удалось наблюдать, как кропотливо и тщательно, тончайшими лессировочными мазками прописываются детали. Иные можно лишь через мощную лупу разглядеть. Поражает и трепетное отношение мастеров к своей работе. Они даже пальцами редко икон касаются. А чтобы рука не уставала, запястье кладут на специальный подручник.

- А может ли обычный художник написать икону? - задаю я Ирине несколько провокационный вопрос.

- Может. Но это будет не икона, а картина, и с ней невозможно молитвенное общение. Ведь без веры нет художника-иконописца. Даже если живописец - человек верующий, в своей работе он выражает себя, а иконописец создает святой образ - воплощение святости - где творческое "я" на самом последнем месте. У абсолютного большинства икон даже авторства нет. Данное человеку иконописное мастерство - это не его заслуга, а дар Божий. Наверное, именно поэтому так мало икон, подписанных их авторами. А потом, у иконы своя жизнь, у человека - своя.

Слушая рассказ Ирины, я вспомнил, что в старину богомаз даже не продавал своих икон. Они просто менялись, в том числе и на деньги. Приходил мастер в иконную лавку и молча показывал хозяину икону. Тот так же молча клал рядом несколько монет. Если цена не устраивала, художник продолжал молча стоять у прилавка. Хозяин еще добавлял денег. И так до тех пор, пока богомаз опять же молча не уходил, забрав свои деньги и оставив икону. Был и другой способ. Всю площадь образа выкладывали в один слой золотыми монетами. Сколько входило - такова ей и цена. Вот уж действительно - икона на вес золота.

С удивлением замечаю, как полируют уже практически готовую икону. Гладким камешком агата мастерица вручную натирает все золоченые поверхности, после чего они начинают не то чтобы блестеть, а светиться.

- По старинному рецепту полировать золото нужно волчьим клыком, - раскрывает еще один секрет иконописного мастерства моя провожатая. - Но для нас зуб волка - страшный дефицит, поэтому обходимся агатом.

- Когда икону можно считать законченной?

- С точки зрения живописи тогда, когда на ней написано имя изображаемого святого. Но икона становится иконой лишь после того, как ее освятят...

И вот мы в храме. Перед алтарем на аналое лежит совершенно новая икона. Ее чудное свечение будто колышется в мерцающих бликах горящих свечей. Облаченный в церковные одежды батюшка совершает таинство освящения со всеми присущими этому обряду действиями - каждением, молитвой, кроплением святой водой. Удивительно, но на каждый вид иконы читается своя молитва. Желательно также, чтобы икона освящалась в присутствии ее нового владельца. Священник благословляет его только что освященной иконой и произносит несколько назидательных слов. Благоговейно приняв икону, мирянин целует ее и с благодарностью покидает храм.

Отныне и в его дом войдет благодать церковной молитвы, а его обращенные к иконе слова объединятся с молитвой церковной.

P.S.Когда материал готовился к печати, стало известно, что 6 октября в выставочном зале Администрации Президента России откроется выставка работ иконописной мастерской "Александрия".

Александр ВИТКОВСКИЙ

4 октября 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования