Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"КОММЕРСАНТЪ": Высокогорная проповедь. О фильме Ивана Вырыпаева «Спасение»


В прокат вышел четвертый полный метр режиссера, драматурга и художественного руководителя театра «Практика» Ивана Вырыпаева — неожиданно медитативное для этого автора кино с идеями

Двадцатипятилетняя католическая монахиня Анна (Полина Гришина) половину жизни провела в монастыре, а теперь, собрав рюкзак, отправляется с миссией в Тибет. Но дорога к храму закрыта из-за непогоды, и Анне волей-неволей предстоит провести несколько дней в совершенно чужом и чуждом ей мире. Сначала она долго не выходит из гостиницы, молится, блюет и пьет воду с аспирином, а потом начинает выбираться в город и познавать новую культуру, блуждая по красочным улицам и живописным горам, вступая в странные беседы с незнакомцами, покупая модную шапку и по ходу узнавая, что в мире существует, например, группа U2. 

Эту историю гуру "новой драмы", драматург, режиссер и худрук театра "Практика" Иван Вырыпаев задумал шесть лет назад как проект, который, по-видимому, должен был стать игровым фильмом-эссе о вере, включающим в себя документальные монологи реальных героев (далай-ламы, например). Но политическая ситуация на востоке Украины лишила режиссера зарубежного финансирования, и масштабный проект пришлось свернуть до скромного фильма о путешествии монахини в Тибет, что Вырыпаева, кажется, не слишком расстроило — как мы знаем, он может делать фильмы и вовсе без бюджета, поместив все действие в городскую больницу ("Танец Дели").

В "Спасении" Вырыпаев расширяет свою географию до планетарного уровня — как он сам рассказывает в интервью, если раньше ощущал себя русским человеком, то теперь мыслит гражданином мира. Ловко обойдя вопросы цензуры, он делает героиню католичкой, а страну ее пребывания — буддийской. Но интересуют его не столько вопросы взаимодействия религий, сколько вопросы коммуникации вообще. Героиня познает чужую культуру, не только сталкиваясь с восточным бытом, но и встречая на своем пути, например, стереотипных приверженцев нью-эйджа и масскульта. Для Вырыпаева как для драматурга Бог есть слово, но встречу с этим словом (с которым он довольно ловко умеет обращаться) он нарочито оттягивает, пряча за складками предельно созерцательного фильма. В сценарии два с половиной диалога, которых приходится ждать, как этого самого спасения. Дождавшись, понимаешь, что режиссер, не изменяя себе, транслирует глобальные соображения о вере, духовности и необходимости коммуникации, поднявшись в высокие горы Тибета, а там — для верности — забравшись еще и на табуретку. Это и расстраивает больше всего. Что он не считает себя кинорежиссером, а кино видит скорее как площадку для расширения аудитории — ни для кого не секрет, да и фильмы его редко бывали фильмами в традиционном понимании этого слова. "Спасение" тем не менее прикидывается духовным роуд-муви, соблюдающим все законы жанра. По большому счету в нем ничего не происходит: сестра Анна куда-то идет, или куда-то едет, или лежит на кровати, или сидит на лестнице; красиво развевается ее черное монашеское одеяние на фоне заснеженных гор, а еще у нее красивые руки и весьма выдающийся профиль. Анну, кстати, играет вырыпаевская художница сцены Полина Гришина из соображений правдоподобия — ее отец был монахом, и она все детство и юношество провела в монастыре.

В конечном итоге злиться на весь этот спектакль немного странно — как странно просить, скажем, человека, всю жизнь игравшего на барабанах, сыграть на скрипке. Бывают исключения, но Вырыпаев не из них. Его кино фальшивит, скрипит и разваливается. Он создает сильный образ — отреченная от мира невеста Господня,— но не знает, как его оживить, так как не владеет ни киноязыком, ни пониманием структуры кино, да и чувство ритма у него хромает. Обвинять его в театральных привычках и неумении обращаться с кинематографической материей тоже нет никаких оснований — как нельзя запретить осуществить свой замысел человеку, которому просто позарез понадобилось сказать то, что он хочет, и так, чтобы его услышали (то есть с экрана). Но проблема, кажется, в том, что сказать он хочет примерно следующее: считать себя пылесосом — настоящее безумие, группу U2 приличный человек имеет право не знать, поиск Бога — это коммуникация, а духовность можно запросто отыскать в повседневности. Спасибо, мы поняли.

Анна Сотникова,

"КОММЕРСАНТЪ", 25 сентября 2015 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования