Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"812 ONLINE": Протоиерей Пелин наказан «за провал операции» с Исаакиевским собором. То ли РПЦ МП демонстрирует светским властям примиренческое настроение, то ли проводит внутреннюю работу над ошибками


Плохие новости с духовно-нравственного фронта: первые жертвы. Епархия понесла потери, настоятель Сампсониевского собора протоиерей Александр Пелин лишился своего поста. В Исаакиевском соборе тоже новый ключарь. То ли церковь демонстрирует светским властям примиренческое настроение, то ли проводит внутреннюю работу над ошибками. Впрочем, последнюю проповедь митрополита Варсонофия назвать миролюбивой очень сложно.

Отец Александр Пелин и архимандрит Серафим (Шкредь) до последнего момента были соответственно настоятелем Сампсониевского собора и ключарем (т.е. настоятелем де-факто) Исаакиевского собора, которые входят в музейно-соборную империю Николая Бурова. Во время войны за Исаакий Пелин выступал главным спикером со стороны церкви (он одновременно возглавляет епархиальный отдел по взаимоотношениям церкви и общества, правда, при этом в епархии есть информационный отдел, сектор по коммуникациям и пресс-служба), в то время как архимандрит Серафим публично нигде не участвовал.

Именно Александр Пелин, в частности, опубликовал письмо, в котором анонимный альпинист признавался, что сбросил Мефистофеля по указанию Николая Бурова. Николай Буров со своей стороны также не скупился на претензии в адрес Александра Пелина, при этом говорил, что с отцом Серафимом у него полное взаимопонимание.

И вот митрополит Варсонофий произвел рокировку: Серафима (Шкредя) отправили настоятелем в Сампсониевскй собор, а Александра Пелина перевели настоятелем в храм Спиридона Тримифунтского в Адмиралтействе. В освободившийся  Исаакиевский собор назначен новый ключарь – настоятель маленького купчинского храма Георгия Победоносца протоиерей Алексий Исаев (человек петербургский, в отличие от Серафима и Пелина, приехавших в Петербург из Мордовии вместе с Варсонофием).

Эти перемещения, безусловно, знаковые. Убранный из Исаакия архимандрит Серафим (Шкредь) – человек, с Петербургом до этого года никак не связанный. Его богатая биография, в которой было даже уголовное дело, подробно описана в прессе. Только в этом апреле он из настоятеля мордовской церкви внезапно стал ключарем главного храма Петербурга, главой которого считается сам митрополит. Теперь Шкредь переведен в куда менее пафосный храм. 

Убрали отца Серафима явно для того, чтобы погасить очаг напряженности. Знаковое и назначение его  преемника – протоиерея Алексия Исаева источники характеризуют как представителя петербургского духовенства, неконфликтного и очень активного. В частности, он был одним из инициаторов строительства церкви в Московском парке Победы. Которую месяц назад суд признал самостроем, подлежащим сносу. При прежнем митрополите Владимире Алексий Исаев занимал пост председателя отдела по взаимоотношениям церкви и общества – того самого, которым теперь руководит человек мордовской команды митрополита Варсонофия Александр Пелин.

«Это очень деятельный батюшка, человек в церкви не случайный, петербургский. Я подхожу к обоим священникам с позиции конструктивного диалога. Надеюсь, отцу Серафиму удастся восстановить в Сампсониевском соборе тот сильный приход, который был раньше, но захирел при Александре Пелине», – сказал «Городу 812» директор Исаакиевского собора Николай Буров.

А вот самого Александра Пелина, как считается, наказали персонально: как самый активный участник борьбы за Исаакиевский собор, немало масла подливший в огонь конфликта, он назначен стрелочником. Потому что храм Спиридона Тримифунтского, в который его перевели, хотя и находится в таком важном месте, как Адмиралтейство, – всего лишь малоизвестная и малопосещаемая домовая церковь.

Несмотря на опалу протоиерей Александр Пелин хотя и выключил свой мобильный телефон, не пропал из публичного пространства. Будучи членом федеральной Общественной палаты (избран от Общественной палаты Мордовии), он на неделе ездил туда заседать. После чего дал получасовое интервью абхазскому новостному агентству, запись которого выложена на YouTube. В нем, будучи представленным начальником епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества и настоятелем «одного из храмов», Александр Пелин рассказывал, как Госдеп выделил 20 миллиардов долларов на дестабилизацию ситуации в России.

Возможно, впрочем, что его роль в истории с Исаакиевским собором больше, чем кажется. Ведь до сих пор непонятно, почему митрополит Варсонофий, человек в бюрократических вопросах очень опытный, стал писать в Смольный, не проведя предварительно зондирования почвы. Некоторые источники считают, что именно Александр Пелин, человек, близкий к митрополиту и открыто враждующий с Николаем Буровым, сподвиг его на этот шаг. Если так, то наказание постигло его за провал всей операции.

Церковные перестановки произошли накануне Крестного хода, во время которого губернатор и митрополит имели возможность увидеться лично. Возможно, это взаимосвязанные события: готовясь к встрече, митрополит мог приготовить губернатору такой подарок в качестве свидетельства добрых намерений.

Однако в тот же день, после Крестного хода, митрополит Варсонофий служил в царскосельском Софийском соборе. Службу он завершил проповедью, которая на сайте митрополии была озаглавлена «Когда храмы превращаются в музеи, случается беда».

После довольно неожиданного богословского тезиса, что «сегодня храмы заменяют нам живого Христа» и «когда храма не было, у нас не было Христа», митрополит обрушился на тех, кто использует храмы не по назначению.

«А некоторые вообще приписывают храму другие функции: приходят, смотрят на колонны, резьбу и уходят. То есть для них храм – это достопримечательность. Как это оскорбительно для Господа, который смотрит с икон на нас и вопрошает: «Вы ко Мне пришли, ко Мне обращаетесь за помощью? Я вам дам ее, а что вы смотрите на колонны?»» – объяснил митрополит Варсонофий верующим мысли Бога.

Не столь важно, сказаны ли эти слова с целью наставления прихожан или перед нами – политическая декларация, ориентированная на внешних читателей. Важно другое. С одной стороны, мы видим попытки епархии погасить конфликт, убрав наиболее одиозные фигуры, с другой – прямое декларирование того, что от претензий на Исаакиевский собор она не отказывается.

О том, что борьба за храм, видимо, не закончилась, говорит и Николай Буров.

Но тогда к чему реверансы? Возможно, излишней скандальностью истории обеспокоились в патриархии и велели мириться вплоть до дальнейших указаний. Потому что самих петербургских иерархов скандальность, как мы видели, не смущала.

Из проповеди митрополита Варсонофия 12 сентября в Софийском соборе Царского Села

«Сегодня храмы заменяют нам живого Христа. Он ходил по городам и весям. Сейчас Он не ходит по городам и весям, но Его дом находится в храме. Храмы стоят в каждом городе, в селе. Для чего они стоят? Храм – это то место, которое приведет нас к вечности. А мы часто этого не понимаем, думаем только о том, как бы на земле пожить. А некоторые вообще приписывают храму другие функции: приходят, смотрят на колонны, резьбу и уходят. То есть для них храм – это достопримечательность. Как это оскорбительно для Господа, который смотрит с икон на нас и вопрошает: «Вы ко Мне пришли, ко Мне обращаетесь за помощью? Я вам дам ее, а что вы смотрите на колонны?»

Когда храмы превращаются в музеи, случается беда. Потому что Господь Бог пришел к своим, пришел в храм к нам, а получается, что мы его не приняли. Надо дорожить временем, в которое мы живем, и храмами, которые у нас есть. Когда храма не было, у нас не было Христа».

Антон Мухин,
"812 ONLINE", 23 сентября 2015 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования