Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГАЗЕТА.RU": У вас фундаментализм отклеился. О ненастоящем российском православном фундаментализме


Около двух лет назад я писал: в России за последние полвека у власти были коммунисты, оказавшиеся перерожденцами, а потом либералы, которые тоже вышли имитаторами, — теперь, очевидно, очередь ненастоящих националистов. Ныне же выяснилась еще одна интересная деталь:

вместе с националистами на власть претендуют православные фундаменталисты.

И народ ждет то ли отечественного издания ИГИЛ, то ли нового средневековья. Ну, на худой конец, чего-то вроде мира Тома Сойера, где детей поголовно заставляют учить наизусть Библию и за шалости порют розгами.

Ничего подобного не будет, дорогие россияне. Фанатизм тут фейковый, он целиком и полностью вписывается в рамки постмодернистской парадигмы. Настоящие фанатики из настоящего ИГИЛ громят все, что не вписывается в рамки их религиозных воззрений, — имитаторы приходят на выставку беззащитных, как им кажется, маргиналов и диссидентов и разбивают, по их словам, тарелку из ИКЕА.

Это же не вандализм, а перформанс с нарочитым занижением ущерба.

Или вот недавно православная общественность обратила внимание на станцию метро «Войковская»: она названа в честь одного из участников убийства царской семьи. Но эта же самая общественность не возражает против поездок со станции «Ленинский проспект» на станцию «Библиотека имени Ленина». Имя мелкого исполнителя убираем, а имя вдохновителя и организатора красного террора — нет.

Ленин — не Сидур, замахнуться на него кишка тонка.

Разбей активисты икейскую тарелку о подножье очередного памятника Ильичу — им бы тут же пришлось объяснять властям, чем отличается этот акционизм от украинского ленинопада, и отражать яростные атаки коммунистов. А ведь их ядерный электорат в значительной мере и состоит из тех самых тихих церковных бабушек, чувства которых акционисты так старательно защищали в Манеже.

И поэтому можно старательно не замечать, что В.И. Ульянов-Ленин развернул самые масштабные и продолжительные в истории гонения на православную церковь, а его почитание приобрело в СССР все черты религиозного культа. Даже про Джугашвили найдутся отговорки: возродил из праха Московскую патриархию, согласно апокрифам, посещал старицу Матренушку и вообще был чуть ли не тайным верующим. Но вот с Ульяновым — химически чистый случай. Можете себе представить, чтобы боевики ИГИЛ прошли мимо такого безобразия?

Но не стоит уделять много внимания хулиганам. Давайте посмотрим на серьезных и вежливых людей.

Например, на Сретенский монастырь в самом центре Москвы, недалеко от Лубянки, — полтора года назад мне доводилось писать и о его настоятеле, архимандрите Тихоне Шевкунове. Еще в 2008 году, когда он неофициально считался духовником В.В. Путина, в своем фильме «Гибель империи. Византийский урок» он ясно обозначил все те идеологические тренды, которые ныне стали реальностью.

В 2011 году он выпустил книгу «Несвятые святые», которая сразу стала бестселлером, была переведена на множество языков и воспринята как своеобразный манифест русского православия XXI века. Достаточно консервативный и на чей-то даже взгляд фундаменталистский манифест про ценности безусловного послушания…

Но сегодня «Несвятые святые» не просто книга, а торговый бренд, хорошо раскрученный.

В центре Москвы, в том самом монастыре существует ресторан под этим именем, а в Crocus City Hall будет идти мюзикл по книге. Всеми этими благами можно насладиться, не совершая дальних паломничеств, не изнуряя себя постом и молитвой и даже вообще не веря в Бога.

И последний пример, из области медиа. К полноценному запуску готовится телеканал «Царьград ТВ», очень православный, очень патриотичный, очень антизападный. Его основатель — Константин Малофеев, а вот его главным режиссером пару месяцев назад стал… Юрий Грымов.

Напомню, что он был мэтром рекламы в лихие девяностые, в двухтысячные снял самый глубокий и тонкий, на мой взгляд, отечественный сериал «Казус Кукоцкого», а в мятежном 2013 году был генеральным продюсером телеканала «Дождь». Сейчас переменились и атмосфера, и запросы, и финансирование — и Грымов на «Царьграде». И неужели при нем этот канал понесет ужасы фундаментализма в массы?

Людей, для которых православный фундаментализм — не ролевая игра, не перформанс и не работа, в России крайне мало, и они крайне мало на что влияют.

А главное, на этот самый фундаментализм нет спроса среди широких масс населения. Вернее… он есть, но лишь пока он не касается тебя лично.

Согласно всем опросам общественного мнения, у нас в стране подавляющее большинство людей называют себя православными. При этом значительная часть из них в Бога не верит, а большинство в церкви бывает в лучшем случае на крестинах, венчании и похоронах.

Но при этом им приятно сознавать, что наша православная вера — самая правильная и самая славная, не важно, в чем именно она заключается. Что где-то в особых местах есть особые люди: святые, которые, конечно же, несвятые, но других нет — к ним можно в случае крайней надобности прибегнуть, чтобы получить утешение и удачу от «чего-то там свыше». Желательно, не обременяя себя разными обрядовыми подробностями и ни в чем себя по жизни не ограничивая.

Если на это есть спрос, то будет и предложение. Как всегда, оно будет в разных сегментах: некоторые любят погорячее, а некоторые — поосновательнее. Но весь этот мнимый фундаментализм действует в логике рыночной экономики и постмодернистской культуры и как только выйдет за их рамки — будет отвергнут подавляющим большинством того самого «православного населения». Настоящий фундаментализм требует жертв, и немалых, прежде всего от самих фундаменталистов. Заповеди, в конце-то концов, придется соблюдать!

Когда три года назад о. Всеволод Чаплин предложил вернуть десятину — дополнительный налог на верующих, это предложение было встречено гробовым молчанием. А казалось бы, куда проще: сделать, как в Германии, где каждый человек, объявив себя принадлежащим к определенной конфессии, платит на ее содержание дополнительный «церковный налог».

Но теперь представьте себе, что всех сотрудников вашей фирмы или предприятия вызывают в бухгалтерию и предлагают определиться: если верующий — будешь дополнительно платить такую-то сумму в месяц. Нет сомнений, что у подавляющего большинства православная принадлежность тут же сменится на «Бог у меня в душе» и «мне для общения с Богом посредники не нужны».

Официально записались бы в православные, видимо, только те, кто и так делает регулярные взносы на свой храм, кто бывает в нем постоянно — а таких людей у нас считаные проценты. И говорить от имени «подавляющего большинства» или «исторически главной конфессии» никак бы не получилось.

Аморфное большинство, ни за что не отвечающее, пассивные «потребители религиозных услуг» — самая удобная паства.

И она за редкими исключениями составляет большинство во всех религиях, начиная с примитивного шаманизма. Впрочем, она и стремится свести любую религию к шаманизму, но это уже особый разговор.

Словом, самой действенной прививкой от фундаментализма служит пофигизм, а с ним у наших людей как раз все в порядке.

Андрей Десницкий,

"ГАЗЕТА.RU", 20 сентября 2015 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования