Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НОВОЕ ВРЕМЯ": Расколотые одной целью. Египет расколот на исламистов и неисламистов. С этим же столкнется и новая Ливия


На улицах городка Кена, что ютится на берегах Нила в Верхнем Египте, идет борьба за умы. Активисты одной из умеренных исламистских группировок суют в руки прохожим флаеры, предостерегающие от опасностей светского государства: "Однополые браки! Алкоголь! Нудистские пляжи! Вам это нужно?" Семь месяцев прошло после свержения президента Хосни Мубарака, правившего Египтом 30 лет, и полтора — с начала суда над ним.
Исламисты, прежде действовавшие в подполье, получили право на открытую агитацию и загодя начали готовиться к парламентским выборам, намеченным на ноябрь.

Победа исламистов на выборах отнюдь не предопределена. Немалое число их сограждан-мусульман выступают за верховенство светских законов над религиозными догмами. Да и меньшинства — в основном христиане-копты — будут голосовать скорее за светский Египет. Между двумя сторонами есть, правда, и точки соприкосновения. Например, христиане поддерживают право мусульман на свой исламский суд по семейным и бракоразводным делам. Но в целом о будущем Египта по-прежнему приходится говорить в сослагательном наклонении.

Новизна момента в том, что египетские исламисты, и в первую очередь движение "Братья-мусульмане", прибегают к нетипичной для ортодоксов риторике и вполне способны завоевать симпатии части сторонних избирателей. В середине августа египетский вице-премьер Али Аль-Селми, слывущий либералом, объявил, что проект новой конституции Египта (она будет принята после ноябрьских выборов) предполагает создание "гражданского демократического государства". Исламисты расценили это заявление как "нарушение демократического процесса": мол, работа над новым основным законом — прерогатива новоизбранного парламента, а не уходящего правительства, которое своими действиями прокладывает путь к возрождению в Египте политического сыска.

Первое время дискуссии сторонников двух путей развития Египта носили вполне мирный и даже взаимоуважительный характер. Но в последнее время обстановка все больше накаляется. Недавно на каирскую площадь Тахрир, эпицентр египетского февральского восстания, вышли салафиты, последователи образа жизни и веры ранней мусульманской общины, и стали призывать к установлению исламского государства. "Народ требует законов Аллаха", — скандировали они. Это слишком уж явно диссонировало с главным лозунгом революционного февраля: "Народ требует смены режима".

Египет переживает "великий раскол" — на исламистов и неисламистов. Схожая тенденция обозначается в постреволюционном Тунисе, с этим же неизбежно, после окончательной победы над Каддафи, столкнется и новая Ливия. Главная опасность ситуации в том, что после выборов и принятия новой конституции одна из противостоящих сторон неизбежно почувствует себя преданной. Ведь во времена Мубарака многие "братья-мусульмане" были арестованы без предъявления обвинений и подвергались пыткам. А после февральской революции движение продолжало организовывать кампании против пыток и необоснованных арестов. Сегодня они хотят одного: чтобы их возвращение в политическое правовое поле стало необратимым. Потому-то и не доверяют либеральным политикам, при прежнем режиме потворствовавшим, как они считают, гонениям в их адрес.

Либерально настроенные египтяне не меньше обеспокоены заявлениями исламистов о том, что "христиане и женщины не должны занимать президентский пост". Они небезосновательно видят в этом предвестие политических и культурных репрессий в иранском стиле. При этом, не веря в возможность компромисса с исламистами, некоторые либералы уже ратуют за продление мандата Высшего совета вооруженных сил  — по сути, военной хунты. Выход ли это?

Обе расколотые стороны хотят видеть Египет свободным от любых форм насилия и дискриминации. Такой Египет они в состоянии построить только сообща. Но времени для компромисса и сотрудничества у них все меньше. 

Уильямс Дэниел

"НОВОЕ ВРЕМЯ", 19 сентября 2011 г.

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-22 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования