Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА": Нужна ли интеллигенция православной Церкви? Мнение Зинаиды Миркиной и Григория Померанца


Интеллигенция, возникшая во второй половине XIX века, после реформ Александра II, всегда была проблемным слоем. Проблемна она и сейчас.

Об этом недавно писал патриарх Кирилл: "Одной из главных проблем России было отсутствие связи между интеллигенцией и церковью и отсутствие мощного корпуса православной интеллигенции, которая была бы способна к самоорганизации и оказанию реальной поддержки церкви. Мы, как народ, так и церковь, сегодня очень нуждаемся в формировании корпуса православной интеллигенции". Эти слова мы принимаем как призыв к диалогу. Мы думаем, что к ним с радостью присоединились бы митрополит Антоний Сурожский, которому недавно была посвящена трехдневная конференция (23-25 сентября 2011), и протоиерей Александр Мень, наследие которого обсуждалось на чтениях 10 сентября при участии широких кругов интеллигенции.

Мы сами люди светские, но глубоко верующие и чувствуем присутствие Святого Духа в глубине всех великих религий сквозь оболочки догматических споров. Когда бездуховная идеология коммунизма исчерпала себя, и открылись храмы, мы были очень рады.

Храм - место, где расправляется Дух, создавший нас, Дух, которым мы дышим. Казалось, можно будет глубоко вздохнуть и дышать всей грудью.

Но вот наши молодые друзья принесли нам выписки из твиттерских сообщений игумена Виталия Уткина, облеченного должностью епархиального секретаря Ивановской епархии. "Интеллигенция бесплодна и бесполезна для страны, поэтому православной интеллигенции не может быть в природе".

Невольно вспоминается ленинское определение: "Интеллигенция не мозг нации, а г…". И ровно в том же ключе в мультимедийном пространстве звучит ряд других реплик о. Виталия в адрес интеллигенции, которые можно расценить как вызов: "Интеллигенция безответственна и некомпетентна. Интеллигенция никак не является синонимом образованных людей".

Хочется вспомнить слово, придуманное Солженицыным - "образованщина", то есть образованность без нравственной и духовной основы, противоположность подлинной интеллигентности. И далее о. Виталий продолжает: "Интеллигент, придя в церковь, начинает себя чувствовать крайне неуютно. Он по природе вечный диссидент, служить не может". Действительно, в такой церкви, воинственно антиинтеллигентской служить сможет только единомышленник о. Виталия. В других репликах от епархиального секретаря достается не только интеллигенции, но и всему гуманитарному пространству: "Гуманитарное пространство необходимо очень хорошенько встряхнуть, переформировать". Затем декларируется обожествление государственной власти, которое иначе как языческим, никак нельзя назвать: "Власть может называть себя как угодно, но в России она всегда будет нести на себе сакральный отблеск и стремиться к автократии. <…> Считаю, что Россия в настоящий момент не созрела для демократии, а церковная "демократия" вообще неканонична и невозможна. Последнюю совершенно ошибочно именовать "соборностью"". И далее в словах игумена звучат ноты уже откровенного диктаторства: "Я выступаю за строгую церковную дисциплину. Поэтому, всевозможные "православные патриоты", которых я наблюдаю года с 1987, это протестантствующие либералы, разрушающие иерархическое церковное пространство. <…> Я категорически не приемлю любого диссидентства. А "православные патриоты" - это люди с риторикой "несогласных". По сути, это антигосударственные либералы".

Не удивительно, что подобное мировоззрение в качестве своего кумира способно поставить на пьедестал ни кого иного как тов. Сталина. "С большим уважением, - пишет о. Виталий, - отношусь к имперскому и советскому периодам нашей истории. Не скрываю, что уважительно и с пониманием отношусь к Сталину <…> У всякого процесса, у всякого развития есть своя логика. Почему Сталин не отказался от косной идеологической конструкции? В силу этой самой внутренней логики, обусловленной массой причин. Есть путь. Так и надо по нему идти".

Таким образом, логика параллельного, по сути, церковно-государственного пути, предлагаемого о. Виталием, становится достаточно прозрачной. Тотальная диктатура, подавление личности, страх с соответствующим лицемерием; вот только в качестве инструментария вместо большевистской идеологии вполне можно использовать букву православных уставов и канонов.

Опять недоумение и боль: а что в таком случае делать священнослужителям и православным мирянам, почитающим новомучеников - жертв сталинского террора? Если всё будет продолжаться в том же духе, то, скорее всего, остается ждать лишь построения сталинизма в отдельно взятой епархии.

И тогда пророческими оказываются слова интеллигентки, преподобномученицы Марии (Скобцовой), известной многим как мать Мария, добровольно отправившаяся в газовую камеру фашистского концлагеря вместо женщины с маленьким ребёнком; слова, прозвучавшие ещё в 1936-м году на парижской конференции в ее докладе "Настоящее и будущее Церкви": "Если в Церковь, одаренную терпимостью и признанием со стороны советской власти, придут новые кадры людей, этой властью воспитанные… сначала они, в качестве очень жадных и восприимчивых слушателей, будут изучать различные точки зрения, воспринимать проблемы, посещать богослужения и т.д. А в какую-то минуту, почувствовав себя, наконец, церковными людьми по-настоящему, по полной своей неподготовленности к антиномическому мышлению, они скажут: вот по этому вопросу существует несколько мнений - какое из них истинно? Потому что несколько одновременно истинными быть не могут. А если вот такое-то истинное, то остальные подлежат истреблению как ложные. Они будут сначала запрашивать Церковь, легко перенеся на нее привычный им признак непогрешимости. Но вскоре они станут говорить от имени Церкви, воплощая в себе этот признак непогрешимости. Если в области тягучего и неопределенного марксистского миропонимания они пылают страстью ересемании и уничтожают противников, то в области православного вероучения они будут еще большими истребителями ересей и охранителями ортодоксии. Шаржируя, можно сказать, что за неправильно положенное крестное знамение они будут штрафовать, а за отказ от исповеди ссылать в Соловки. Свободная же мысль будет караться смертной казнью. Тут нельзя иметь никаких иллюзий - в случае признания Церкви в России и в случае роста ее внешнего успеха она не может рассчитывать ни на какие иные кадры, кроме кадров, воспитанных в некритическом, догматическом духе авторитета. А это значит - на долгие годы замирание свободы. Это значит - новые Соловки, новые тюрьмы и лагеря для всех, кто отстаивает свободу в Церкви. Это значит - новые гонения и новые мученики и исповедники".

Казалось бы, мать Мария сказала все. Этого достаточно. Но, может быть, далеко не всех пугает позиция отца Виталия? Поворот мыслей в обратную сторону, тоска по Сталину сейчас довольно громко звучит в нашей стране. Объясняется это просто: протестом против "дикого капитализма" и оголтелого цинизма нынешнего времени. Однако ничего страшнее, чем возвращение к Сталину, мы не знаем. А уж в сфере духовной это логика великого инквизитора, того, кто прикрывается именем Христа и творит антихристово дело.

Решившись опубликовать это обращение на страницах "Российской газеты", мы хотим привлечь внимание к опасности, касающейся не только православной церкви, но и всего российского общества. Думаем, что в недрах Церкви есть и будут силы, стремящиеся противостоять тенденции сталинизации. Достаточно вспомнить имена выдающихся церковных интеллигентов, проповедников и миссионеров и ученых недавнего времени, совершавших свое дело не смотря ни на что: митрополита Антония Сурожского, протоиерея Александра Меня, академика Д.С.Лихачева и С.С.Аверинцева.

Зинаида Миркина, Григорий Померанц

"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА", 12 октября 2011 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-22 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования