Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЖИВОЙ ЖУРНАЛ" ИГУМЕНА РПЦ МП АГАФАНГЕЛА (БЕЛЫХ): Пара слов идеалиста про Синод и епипад


в шапке

Это, конечно, хорошо, что такой "архишторм и епипад", как народ шутит на FB, свершился в Московском Патриархате. Епископ, наконец, будет знать всю свою паству в лицо, а, аще тенденция сия продолжится, то и по имени-отчеству, каждого персонально. Но, это если успеет познакомиться, потому что забавные рокировки архипастырей с места на место, такие как, например, взаимный обмен Орловского управляющего на Красноярского, - конечно имеют тайные и нам неведомые высшие смыслы, но коренным образом противоречат древнейшей церковной традиции понимания пастырства как обручения с церковью*. На всю оставшуюся жизнь. Не с "церковью вообще", а с конкретной общиной. Так что паки и паки пресловутая "церковная целесообразность" - rules! Просто фигурок на шахматной доске появилось много и все эти синодальные Е2-Е4 приобретут ещё бОльшую виртуозность и изящество комбинаций.

На этом фоне выгодно выделяется представление кандидатов архиепископом Хабаровским Игнатием. Если все предыдущие журналы Синода об избраниях и замещениях начинались со стандартного: "Преосвященный (имярек) представил кандидатуру к избранию клирика (имярек)" и все, то в рапорте владыки Игнатия добавлены две существенные строчки:

В рапорте на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Преосвященный архиепископ Хабаровский и Приамурский Игнатий представил кандидатуру к избранию епархиальным архиереем клирика Хабаровской епархии игумена Аристарха (Яцурина) и кандидатуру к избранию викарием Хабаровской епархии — игумена Ефрема (Просянка). Предварительно кандидатуры игумена Аристарха и игумена Ефрема обсуждались на епархиальном собрании и получили единодушную поддержку духовенства.

Получили ли такую же единодушную поддержку духовенства (а в идеале и мирян) на своих новых местах служения - прочие кандидаты и перемещенные лица? Вопрос дилетантский, вопрос идеалиста и, посему, - чисто риторический )) можно не отвечать.
----------------------------------------------

* "Ни один епископ не мог быть избран без участия клира и народа. Исключение представляли лишь Церкви новообразованные, еще не имевшие достаточной авторитетности в деле избрания. Иногда при этом народ предлагал на усмотрение епископов своего кандидата. Иногда, наоборот, воля народа, за отсутствием законных возражений, имела решающее значение. Участие народа в избрании епископа не было только формальным. В случае единогласного решения народ выражал свой приговор восклицанием "достоин!" или "недостоин!".

Право это подтверждено Первым Вселенским Собором в Послании к Александрийской Церкви (по поводу мелетиан) и первым правилом IV Карфагенского Собора (епископ рукополагается в согласии клира и мирян). В "Постановлениях апостольских" подтверждается то же право: "В епископа рукополагать того, кто беспорочен... избран всем народом. Когда его наименуют и одобрят, то народ... пусть даст согласие" (VIII, 4).

Но эта практика существовала недолго: власть византийских императоров нанесла ей скоро сильный удар. Уже в законах императора Юстиниана право избрания епископов предоставляется не народу, но клиру и вельможам; затем - именитым лицам, считавшим себя патронами известной Церкви, предоставлено было почти безусловное право единоличного выбора епископа для этой цели, и клир должен был соглашаться с волею патронов, за редкими исключениями, где выбор известного лица прямо противоречил церковным канонам. Император Феодосий в этом ограничении прав народа и клира дошел даже до того, что сам единолично, вопреки всеобщему желанию, позволил себе назначить Нектария епископом Константинопольским. Так как клир и народ довольно долго не приходили к определенному решению, император затребовал список кандидатов и из них сам выбрал Нектария, несмотря на то, что он не был еще крещен, а был только оглашенным. Епископы пробовали было рассуждать о законности такого выбора, но воля императорская осталась непреклонной. Так мало-помалу народ лишен был права избрания епископов. Право избрания осталось за клиром и светской властью, но последняя удержала это право только до VII Вселенского Собора, который определил: "Епископов, избранных мирскими начальниками, не признавать... имеющий быть произведенным в епископа должен быть избран епископами".
(Настольная книга священнослужителя, Т. 4, стр. 655)

"ЖИВОЙ ЖУРНАЛ" ИГУМЕНА РПЦ МП АГАФАНГЕЛА (БЕЛЫХ), 7 октября 2011 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-22 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования