Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": Республика джамаатов. Дагестан исламизируется, но молодежь все равно втягивается в радикальные движения


Дагестан – самый исламизированный регион России. Здесь сосредоточены 23 шейха различных тарикатов (суфийских традиций), 13 исламских теологических вузов, функционирует более 2000 мечетей – более 80% всех культовых сооружений России. При каждой мечети формируется собственный джамаат (община). Как показывает практика, далеко не всегда эти общины исповедуют исключительно суфийский (так называемый традиционный) ислам. Часть джамаатов находится в состоянии неприязни друг к другу.

В Дагестане деятельность движений, проповедующих характерные для радикалов обвинения окружающих в неверии и джихад, набрала силу, не допуская ни малейшего отступления от фундаментального ислама. Многие дагестанцы, по мнению ваххабитов, отошли от единобожия, предаваясь "новшествам" – самому страшному из грехов, чрезмерно почитая праведников, сподвижников Пророка и святых, превращая их надгробия в "идолы". Ваххабизм отличает непримиримость к мирским элементам образа жизни мусульман.

Сейчас идет много споров о том, когда именно пришел салафизм в Дагестан. Традиционалисты говорят, что это произошло в 1990-х годах на волне фактического безвластия в стране и республике.

Но сами салафиты упоминают проповедника XVI века Салиха аль Ямани (йеменца по происхождению), который основал в Дагестане первую школу салафитского толка. Аль Ямани умер и похоронен в Дагестане. Указывают также на салафитскую мечеть XIX века в Кази-Кумухе Лакского района. Имамом этой мечети был известный шариатский судья и ученый-арабист Замир-али Каяев (1873–1943), известный в основном своими рассуждениями относительно учений о хадисах Пророка. Историческое присутствие здесь салафитов подтверждают надписи на могильных камнях, данные в переписных книгах, сохранившиеся рукописи. А в 1990-х годах новое появление этого течения в республике связано с именем руководителя Исламской партии возрождения (салафитского толка) Ахмад-кади Актаева.

Объединение сторонников радикального ислама в Дагестане приводит к возникновению военизированных групп, готовых с оружием в руках добиваться создания шариатского государства. В Дагестане, где мусульман большинство, всегда стремились формировать исламское пространство, его признаки заметны сегодня и в других республиках региона. Восстанавливается система вакфов, развиваются исламский банкинг, страхование и медицина. Популяризируется исламская женская мода, открыты мусульманские кафе и рестораны, магазины халяльных продуктов, "бутики" с религиозной атрибутикой и литературой, организованы родильные отделения для мусульманок, мусульманские поликлиники, фитнес-клубы, бассейны, такси, стала реальностью полигамная семья. Недавно в Махачкале открыли пляж для религиозных женщин. То есть то, за что борются джамааты, уже по факту существует. В республике сегодня почти не проходят гастроли известных артистов и оркестров. После серии показательных расправ со стороны боевиков практически исчезли колдуны, маги, ворожеи, целители, кои в изобилии были совсем недавно.

Мониторинг молодежной среды Дагестана показывает, что 42% респондентов так или иначе связывают свое будущее с исламом. Они вовсе не хотят создания некоего "Кавказского халифата", их интересует применение шариата как правовой системы внутри отдельной республики. Молодежь думает, что республика должна идти по примеру развитых султанатов – Катара, Брунея, Бахрейна, но с жесткой моделью правления.

При этом, как показывают исследования, криминализация дагестанских подростков гораздо выше, чем взрослых, а совершаемые деяния принимают форму особой жестокости. Реальные масштабы преступности среди подростков, по оценкам специалистов, в 8 раз выше показателей зарегистрированной преступности.

Специалисты отмечают, что в Дагестане нет эффективной системы отношений между исламом и властями республики, из-за чего вести среди молодежи пропаганду традиционного ислама стало непросто, а его многочисленные общины политизированы. На фоне этих трудностей рост расширяющего религиозную экспансию салафизма приобретает особое значение. Разногласия по богословским и ритуально-обрядовым вопросам между последователями разных суфийских шейхов осложняют религиозную ситуацию, а раскол мусульманской общины Дагестана, раздробленность традиционных и нетрадиционных джамаатов дает почву для развития в регионе экстремизма.

От всего происходящего в первую очередь страдает экономика республики и всего Северо-Кавказского региона. По основным социально-экономическим показателям, по производству регионального продукта, по уровню заработной платы Дагестан занимает последнее место в России, с очень высокими показателями теневой экономики, "откатов", клановости.

При этом заметно укрепилась идеологическая база джамаатов, у них теперь нет нужды вербовать сторонников, молодежь, не найдя справедливости, сама идет к ним. Мощная антиваххабитская кампания, развернутая в республике, успехов не дала. Мониторинг молодежной среды в Дагестане, учитывая всплеск увлечения молодежи ваххабитским исламом, свидетельствует о росте влияния подпольных джамаатов. На территории Дагестана функционируют молодежные экстремистские организации с выстроенной иерархией, идеологией и дисциплиной. Сегодня суммарную численность таких организаций сосчитать трудно, но их присутствие в информационной среде и социальных сетях весьма ощутимо.

Работа по налаживанию диалога противоборствующих религиозно-политических групп, организаций и джамаатов, о котором много говорили последние годы, так и не достигла своих целей. Основной его участник на данном этапе – ассоциация "Ахлю-Сунна" объявила о приостановлении политической деятельности. Очередная попытка диалога захлебнулась уже на старте.

Чиновники по-прежнему не отдают себе отчета в том, что на Северном Кавказе, особенно в Дагестане, при различных конфликтах местные жители обращаются не столько в полицию, сколько к имаму мечети. Поэтому все проблемы, которые изначально имели иную природу, здесь неизбежно приобретают религиозную окраску.

Руслан Гереев

"НГ-РЕЛИГИИ", 5 октября 2011 г.

На фото: шариатский судья и ученый-арабист Замир-али Каяев, имам салафитской мечети в Кази-Кумухе.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-22 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования