Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИЗВЕСТИЯ": Доходы церкви, как правило, не привязаны к волеизъявлению налогоплательщиков. Налоговый консультант Кирилл Никитин — о том, за чей счет надо содержать религиозные учреждения


Рыбак рыбака видит издалека. На свадьбе своих немецких друзей я разговорился с одним из гостей, который оказался налоговым юристом. Как только закончились светские темы, мы с радостью начали обсуждать работу. Немецкий коллега мечтательно выслушал мой рассказ про 13% российского подоходного налога и с грустью сообщил про "свой" федеральный подоходный налог по ставке 42%. И это не считая почти 4% Kirchensteuer, земельного "церковного налога", в его случае — в пользу католической церкви.

Оказывается, только в 2010 году поступления в бюджет Германской католической церкви от этого налога составили €4,79 млрд, в среднем €150 на прихожанина. В 2011-м аналитики прогнозируют рост этой суммы на 2%. И это несмотря на то, что число людей, вышедших из состава церкви в прошлом году, впервые за всю историю страны превысило (на 10 854 чел.) количество новых прихожан (цена педофилических скандалов).

Детальность и точность статистики впечатляют. Мне ответить немецкому коллеге было нечем. Достоверной статистики о религиозных и атеистических предпочтениях российских граждан не существует. Звучащие из уст представителей различных конфессий утверждения о количестве верующих строятся в лучшем случае на вульгарно-социологических исследованиях, в рамках которых опрашиваемые могут причислить себя к той или иной конфессии. Причем названная принадлежность не накладывает на прихожанина никаких обязательств и одновременно не дает никаких прав.

Финансирование церкви в России осуществляется комбинацией доходов от коммерческой деятельности, благотворительности и непосредственно из госбюджета (чего стоит привлечение ФСО к охране иерархов Русской православной церкви, не говоря о всем многообразии форм передачи конфессиям государственного имущества на безвозмездной основе, бесплатного подключения культовых сооружений к коммуникациям и проч.).

Достоверных данных по расходам консолидированного бюджета на финансирование отделенной от государства церкви также не существует, так как нет соответствующего аналитического разреза в бюджетной классификации. Крупнейшие религиозные организации по умолчанию воздерживаются от публикации финансовых отчетов. О размере госфинансирования церкви бюджетами разных уровней можно судить разве что по количеству и значимости церковных наград, выданных чиновникам, распоряжающимся  соответствующими средствами. То есть доходы церкви, как правило, не привязаны ни к волеизъявлению источника доходов (налогоплательщика), ни к ее реальному месту (популярности и численности последователей) в обществе.

Тем временем практика европейских стран выработала принципиально отличный от описанного выше механизм финансирования деятельности крупнейших конфессий, а именно — церковный налог. Такие налоги (или компоненты подоходного налога) существуют, в частности, в Германии, Дании, Швеции, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Исландии, Испании, Италии.

У каждой страны свои особенности, однако основной принцип церковного налога заключается в следующем. Лицо, причисляющее себя к той или иной религиозной общине, наделенной соответствующим правовым статусом, уплачивает в пользу этой общины налог, как правило, исчисляемый в процентах от дохода. "Отказник" должен заявить о выходе из общины, то есть из церкви. В этом случае он может лишиться доступа к ряду "услуг", таких как, например, бракосочетание по церковной традиции и похороны на церковном кладбище. Другой вариант — предоставление налогоплательщику возможности перенаправить платежи, например, в государственные (вместо церковных) программы помощи нуждающимся (вариант Испании и Италии) или на поддержку науки (Исландия).

Эти механизмы действуют как в странах, в которых церковь является государственной, так и там, где она отделена от государства. Таким образом, церковь финансируется не в целом налогоплательщиками вне зависимости от отношения к религии и вероисповедания, а своими прихожанами, которые выбирают, кого финансировать, зная, сколько это стоит и что они получат взамен. В результате атеисты не финансируют содержание католических епископов, а мусульмане — строительство лютеранских храмов. То есть благосостояние церкви напрямую зависит от реального, а не декларируемого на основании сомнительных оценок числа и благосостояния именно ее прихожан.

Например, граждане Германии платят подоходный налог по прогрессивной шкале от 0% до 45%. В дополнение к этому на уровне федеральных земель устанавливается церковный налог в размере 8 или 9% от подоходного налога. Средний класс в Германии платит подоходный налог по ставке около 42%, которая применяется к доходу, начиная с €55 тыс. в год на человека. Таким образом, принимая решение стать членом той или иной конфессии или общины, прихожанин соглашается добровольно расстаться еще с 4% своего дохода. С таким "отягощением" декларация собственной принадлежности к какой-либо конфессии стоит дорого, а значит, делается со всей ответственностью.

А теперь представим, что такого рода механизм будет введен в России. Налог на доходы у нас, как справедливо отметил в одном из своих выступлений нынешний премьер-министр РФ, — один из самых низких в мире — платится в основном по ставке 13%. Добавим еще пару процентов или скажем, что 1 из 13% носит целевой характер и идет на содержание, по выбору, РПЦ и ряда других традиционных конфессий (список может варьироваться в зависимости от этнического состава конкретного субъекта федерации), и предоставим налогоплательщику самому решать. Во-первых, платить или не платить, и во-вторых, если платить — то в пользу какой из церквей (и, скажем, в качестве альтернативы для неверующих граждан, РАН или РАМН). И посмотрим, сколько у нас честно верующих налогоплательщиков.

Кирилл Никитин

"ИЗВЕСТИЯ", 4 октября 2011 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-22 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования