Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"REGIONS.RU": Священнослужители о "православных неверующих". Принадлежность к Православной Церкви, о которой заявляют большинство участников соцопросов в России, никак не сказывается на их жизни


Принадлежность к Православной Церкви, о которой заявляют большинство участников социологических опросов в России, никак не сказывается на их жизни, заявляют социологи.

Сейчас 72% взрослого населения считают себя православными, 6% – мусульманами, 6% – верующими, но конфессионально не определившимися, 9% – неверующими. При этом в "Левада-центре" считают, что высокий уровень религиозной идентификации в России — "временное явление, оно представляет собой реакцию на распад тоталитарного общества, проявление мировоззренческого кризиса".

55% называющих себя православными верят в Бога. Регулярно в богослужении участвует менее 10% православных, более половины бывают в храмах лишь дважды в год – на Рождество и Пасху. Менее 1/3 православных говорят с детьми на религиозные темы. Не причащаются 62% называющих себя православными. В существование рая верят 41%, ада – 48% православных, столько же верят в религиозные чудеса.

Более одного раза в год в храме бывает 20% населения России (в США этот показатель 57%, в Италии – 61%, в Польше – 78%). 93% православных никогда не участвовали в приходской жизни.

При этом авторитет РПЦ в обществе в течение двух десятилетий стабильно высок: большей степенью доверия, чем Церковь, пользуется только президент РФ.

Regions.Ru попросили священнослужителей прокомментировать эти выкладки социологов.

Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, член Общественной палаты протоиерей Всеволод Чаплин считает приведенные цифры вполне достоверными.

"Я бы, правда, отметил, что по данным тех же социологов более 30% населения хотя бы иногда посещает богослужения, причащаются 20%, а крещены около 86%. Это примерно соответствует и моим представлениям об обществе, основанным на моей священнической практике и практике общения", - сказал он.

"Для меня очевидно, что доля людей, имеющих какую-то православную религиозную практику, составляет от четверти до трети нашего населения, и это очень много. Это говорит о том, что религиозное возрождение не только не остановилось, но за последние 10 лет привело к тому, что становится все больше людей не номинально православных, а действительно участвующих в церковной жизни и церковных таинствах. И я уверен, что этот процесс пока только начинается. Поэтому пессимизм, который организаторы опроса пытаются связать с его результатами, мне кажется неоправданным", - отметил протоиерей.

"Да, есть и такие, кто, именуя себя православными по национально-культурной идентичности, не веруют в Бога. Но таких становится все меньше, а людей, осознанно участвующих в церковной жизни, напротив, становится больше", - добавил о.Всеволод.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая Чудотворца в Пыжах, согласился, что очень многие, называющиеся православными, таковыми на самом деле не являются.

"Это говорит о многом, и в первую очередь - об ответственности священников, совершающих крещение людей, не подготовленных должным образом для вхождения в Церковь, об ответственности тех, кто должен стоять на страже истины и чистоты веры", - сказал он.

"Катастрофа, которая произошла в ХХ веке, когда Церковь прославилась небывалым числом новомучеников и исповедников, но когда произошло и небывалое отступничество, напоминает об этом явлении. Все внешнее без внутреннего - это тайна беззакония внутри Церкви. Св. Феофан Затворник говорил, что внешняя видимость при соблюдении того, что полагается, и внутренняя пустота - это то, что создает благоприятную атмосферу для прихода "человека беззакония" не только в мир, но и внутрь самой Церкви", - сказал о. Александр.

"Сегодня миссионерство и проповедь прежде всего должны быть обращены к тем, кто уже принял крещение, но фактически остается вне Церкви и ослабляет ее даже больше, чем внешние гонения. Это те, из-за кого "имя Божие хулится среди язычников". Объяснима будет и новая негативная и агрессивная реакция и, может быть, новые гонения против Церкви со стороны мира, не понимающего, что такое Церковь. Именно так и разрешится, скорее всего, "мировоззренческий кризис", о котором говорит институт Левады. Потому что люди будут воспринимать Церковь как мешающую им жить "свободно", т.е. так, как они хотят, не ограничивая себя никакими требованиями совести, разума и нравственных законов", - считает протоиерей.

"Это предупреждение Церкви, это реальная картина, которую надо видеть. Дай Бог, чтобы были сделаны правильные выводы из этой реальности", - заключил он.

Протоиерей Сергий Шастин, настоятель Крутицкого Патриаршего подворья, напротив, соцопросам доверять не склонен.

"Методы проведения подобных опросов не вызывают доверия, тем более у такой политизированной организации, как "Левада-центр", - сказал он.

"Действительно, большинство людей, считающих себя православными, в церковь ходят очень мало. Это люди маловоцерковленные или не воцерковленные вообще. Действительно проблема есть, но в каких действительных масштабах и каких процентах, судить этим цифрам нельзя", - считает отец Сергий.

"Работе Церкви по воцерковлению народа, государство должно помогать. И чем быстрее государство это поймет, тем быстрее нравственность нашего народа поднимется", - заявил он.

"Но правдивой информации о Церкви, ее вероучении и традиции в СМИ очень мало. То, что доносят до людей православные каналы - капля в море по сравнению с той заразой, которую распространяет большинство телеканалов, так что телевизор вообще лучше не включать", - констатировал протоиерей.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, полагает, что активными и практикующими христианами являются всегда 15-20% людей от общего населения.

"Даже во времена Константина Великого так было, так что приведенные цифры справедливы. Между национальным, историческим отождествлением и религиозной ориентацией, осуществлением жизни по христианским принципам всегда существенный зазор", - считает священник.

"И перспектива изменения этих цифр зависит от многих факторов. Если государство и общество вернутся к общественной нравственности, к христианским традициям – в таком случае, цифра, возможно, изменится", - заключил отец Андрей.

Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, задался вопросом, не слишком ли критично мы относимся к православию: "Если сравнивать с другими конфессиями, то ситуация будет еще более сложная. К примеру, какой процент мусульман совершает пятикратный намаз ежедневно?"

"Как правило, причисляя себя к православным, человек просто выражает свою общественную позицию, а не реальное участие в богослужении. И христианство не очень в этом плане отличается от других религий, просто чаще подвергается нападкам критиков, - говорит священник. - Конечно, не очень хорошо, что у нас так мало людей ходит в храмы. Здесь причина во многом в том, что в советское время народ был отлучен от активного богослужения, что повлекло за собой просто вопиющую безграмотность среди тех, кто теперь причисляет себя к православным".

"В начале 90-х у священников просто не хватало сил и времени заниматься массовым образованием желающих, которые в большом количестве стали приходить в храмы. Они старались приобщить их хотя бы к крещению. Слава Богу, сегодня ситуация меняется, священники все больше занимаются катехизацией, особенно служители более молодого возраста", - рассказал отец Димитрий.

Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), кандидат богословия, зам. декана факультета церковного служения Российского православного университета, не во всем согласился с выводами "Левада-центра".

"Если человек называет себя православным, но при этом не верует в Бога, то это равносильно тому, что человек говорит о том, что он здоров, а на самом деле болен. Это два противоречащих друг другу понятия. Видимо, опрашиваемые тем самым хотели сказать, что они не воцерковленные люди и для них Бог, скорее, – такое общее понятие, наличие которого неоспоримо, но при этом конкретное обращение к Нему кажется для них не совсем уместным, может быть, даже затруднительным", - сказал он.

"Что касается положения православия в обществе, то действительно стоит сказать, что Русская Православная Церковь, являясь доминирующей религиозной организацией в России, пользуется уважением ее граждан, и большинство относит себя именно к православию. Даже те люди, которых условно можно назвать неверующими, ассоциируют себя с православием, может быть, именно потому, что православие для них представляет собой русскую национальную культуру, ее нравственные ценности, и поэтому для них ближе быть православным человеком, чем быть мусульманином, например, или иудеем", - считает о.Лаврентий.

"Сложившееся положение религии в обществе я не связываю с крахом тоталитарного государства – Советского Союза, но связываю, скорее, с тем, что народ нуждается в духовно-нравственных ценностях, и наиболее оптимальная и близкая по культуре, по истории для русского народа система нравственных ценностей содержится в православии. Именно этим можно объяснить то, что православие столь распространено и пользуется уважением со стороны граждан России", - заключил иеродиакон.

Виктор Лега, зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики ПСТГУ, напомнил, что быть религиозным человеком вообще весьма трудно, и истинных христиан всегда мало, так как это накладывает на человека многочисленные обязанности.

"А вот к христианству как к культуре себя причисляют многие - поскольку православие ближе русскому народу именно в культурном плане, и к тому же не все знают, как следовать христианству в религиозном плане", - говорит Виктор Петрович.

"И вряд ли приведенные данные являются временным явлением, поскольку и в советский период те, кто действительно верили в Бога, все равно ходили в храмы. Как сказано в Библии "много званых, да мало избранных". Поэтому такой численный разрыв будет оставаться по-прежнему", - подытожил он.

"REGIONS.RU", 3 октября 2011 г.

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-22 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования