Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

ПОРТАЛ «РЕЛИГИЯ И ПРАВО»: Нравственный застой. Общество и церкви дезориентированы и деморализованы, но спокойны


Если долго и упорно говорить о каком-либо неоднозначном и сомнительном событии или действии, что оно нравственно, то будет ли оно от этого нравственным или станут ли его главные действующие лица нравственными? И является ли нравственным сам тот человек, который говорит о покрытом мраком театральном представлении, что оно нравственно?

Ответ на эти вопросы есть – это все вообще не имеет никакого отношения к нравственности. Однако я испытал странное ощущение от реакции христианских деятелей на недавнюю рокировку двух руководителей нашей страны и фактически прошедшие выборы президента. Такое впечатление, что меня зомбировали: я смотрел на картинку с изображением двух лидеров – улыбающихся Путина и Медведева – а голос из наушников говорил мне: нравственность, нравственность, нравственность…

Священнослужители, конечно, совсем не должны поддерживать или, наоборот, радикально критиковать Медведева и Путина, тем более что, действительно, на политическом горизонте больше нет никаких фигур, которые могли бы их заменить, а Путин является символом стабильности для большинства граждан. Как отметил обозреватель портала "Религия и право" Андрей Рябенко, "Путин – это порождение российского коллективного бессознательного". Фактически, это бессознательное и движет, наверное, политическим истеблишментом и многими религиозными лидерами.

Главным спикером, выступившим от имени всех религиозных лидеров, стал глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, который подчеркнул нравственный, мирный и дружеский характер передачи власти в России. Позиция Московской патриархии и даже остроумие отца Всеволода Чаплина в данном случае были более или менее предсказуемы.

Однако, нравственное оправдание политической конструкции в Кремле со стороны других христиан, в частности, протестантов, выглядит более оригинальным (католики, к примеру, не заявляли о том, как нравственно происходит подготовка к выборам в администрации президента). О том, что все слова, сказанные Чаплиным, были согласованы или, по крайней мере, одобрены задним числом другими христианами, стало известно из интервью с главой крупнейшего объединения пятидесятников - РОСХВЕ - епископом Сергеем Ряховским, который также принял участие в съезде партии "Единая Россия" 23-24 сентября, где были приняты ключевые решения. По его словам, гражданская позиция церквей была услышана властью: "нас стали воспринимать как полноправных участников общественно-политической жизни страны. Наша гражданская позиция услышана. Открываются новые горизонты и перспективы для более активного участия евангельского сообщества в общественно-политической жизни страны".

Учитывая реалии отношения чиновников и православных на местах к протестантским церквям, эти слова-призывы Сергея Ряховского звучат скорее как мантры и заклинания, чем как констатация фактов. Судя по видеоинтервью с Сергеем Васильевичем, где он объясняет свою фактическую поддержку "Единой России", для руководства одного из союзов главное - присутствие и представительство (как отметил Сергей Ряховский, "я вообще не отказываюсь ни от каких приглашений").

Представительство Сергея Васильевича Ряховского в органах власти, в Общественной палате РФ в последние 12 лет (как раз во время путинского правления в России) стало важным прорывом для евангельского движения, самым значительным с советских времен. Действительно, о протестантах стали говорить и их стали видеть в общественно-политической сфере ("видеть", но это не значит, что протестанты смогли стать "заметными" или "влиятельными"). РОСХВЕ провозглашало еще в 2002 году политику действия и влияния, однако в реальности ничего не изменилось за последние 10 лет в плане укрепления общественно-политических позиций многообразного евангельского движения России.

Произошло это по нескольким причинам, в том числе и независимым от Сергея Васильевича Ряховского, который войдет в историю российского протестантизма как своего рода новый Иван Степанович Проханов, лидер евангельских христиан 1920-х годов, который встречался с Лениным и предлагал проект строительства города нравственности верующих в соответствии с советскими принципами. Однако это первый лидер протестантов в России, который стал и общественным деятелем. А Сергей Ряховский ввел протестантов в политику постсоветской России, и нельзя сказать, что это так уж легко даже при лояльной позиции.

Во-первых, евангельское движение по определению многообразно и не может подчиняться ни одному центру, а каждая церковь независима. А вполне взвешенная иногда, а иногда сервильная позиция РОСХВЕ и лично Сергея Васильевича воспринимается как позиция протестантов вообще и всех церквей – и баптистов и адвентистов и других направлений пятидесятников, что по мере развития движения перестало отражать реальную ситуацию и реальное положение дел, и стало возникать раздражение создавшимся положением.

Во-вторых, не было и нет никакого стремления заявлять об определенных ценностях перед лицом власти, не было и нет попытки чего-то требовать или показывать власти, что евангельское движение - это большая сила. Конечно, с чиновниками и жесткими политическими манипуляторами из администрации президента только так и можно наладить диалог, но стратегически это приучило власть к тому, что протестанты никогда ничему не помешают и будут занимать то место, которое им скажут. Вспомните ситуацию вокруг церкви Ассамблея Бога в Москве и демонстраций, которые они устраивали в Пушкинском сквере – многие лидеры пытались их осадить и запретить им выступать, об их правах заявили, но скрыто, где-то в кулуарах. И все усилия оказались тщетными.

В-третьих, те слова и заявления о демократии и гражданском обществе, о поддержке церквями демократических устремлений и инициатив власти, которые были актуальны десять лет назад, в настоящее время устарели, надоели, в них разочаровались, они повторяются как мантры. И это ведет к застою.

Оказалось, что постоянные закулисные договоренности и представительства фактически не оказывают реальной поддержки большинству церквей, а тем более церквям из других протестантских союзов, а заявления, что власть настроена демократически, а вот отдельные чиновники все портят – стали успокаивать чиновников. Особенно это стало явным с 2009 года, когда занявший реальную общественно-политическую Московский патриархат стал продвигать свои инициативы и предъявлять реальные требования к власти – РПЦ стала гражданской силой (или становится только), и стало особенно очевидно, как все остальные религиозные объединения элементарно потерялись на фоне РПЦ и патриарха Кирилла.

Наконец, подтверждением совпадения взглядов РОСХВЕ и РПЦ стало интервью зампредседателя РОСХВЕ Константина Бендаса "Порталу-Credo.Ru", в котором он так оценил работу тандема: "Я с удовлетворением, как христианин и священник, отмечаю, что и тот, и другой не позволяли нашей стране пуститься в достаточно страшное либеральное плавание в сфере нравственности и морали, не позволяли каким-то непонятным "фундаментальным правам человека" довлеть над нравственными нормами и моральными устоями".

Это же самое представление о правах человека, а вернее, нивелирующее принцип соблюдения прав граждан отношение зафиксировано в Декларации прав человека Всемирного русского народного собора и в многочисленных высказываниях тогда еще митрополита Кирилла и протоиерея Всеволода Чаплина. Позиция патриарха Кирилла заключается в том, что демократия и демократические нормы неприменимы в нашей стране, а соблюдение прав человека и равенства всех верующих перед законом не может быть ценностью в самобытном российском обществе, где должно быть верховенство традиционных религий и "нравственной" политики. Взаимодействие патриархата и Кремля с этой точки зрения – также пример "нравственности в политике". Получается, что евангельское движение с этим согласно, оно признает ненужность демократических ценностей и прав человека, поскольку в России надо строить самобытное православное государство. Страшилки по поводу либерального общества, где признаны однополые браки и сексология преподается в школах – это отражение реальной проблемы западного плюрализма, но мы-то понимаем, что не это главные проблемы России и не с такими трудностями будут сталкиваться неправославные верующие…

Отсутствие ценностей и рассуждения об относительности прав человека – это еще 12 лет застоя, освященных нравственной, глубоко нравственной позицией российских христиан.

Коллективное бессознательное поддерживает представление о сильной и стабильной стране при Путине, глубоко сидящее в умах большинства граждан (верят они в это или просто прикидываются – это другой вопрос). Если в ближайшие годы будут возникать проблемы у церквей и верующих, если вы будете ощущать на душе какое-либо давящее тоскливое ощущение, то просто поставьте перед собой портрет Путина и Медведева и говорите – нравственность, нравственность, нравственность…

Попробуйте, и вам сразу станет легче.

Роман Лункин,

Портал "РЕЛИГИЯ И ПРАВО", 1 октября 2011 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-22 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования