Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА": Паранджа – немусульманское изобретение. Множество исламских традиций заимствовано у завоеванных ими когда-то народов


ИСТОРИЯ ВОПРОСА: Ислам в России

Ислам – вторая по количеству последователей религия в России. В настоящее время нет точных статистических данных по численности мусульман в Российской Федерации.
По оценке главы Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, в России сегодня проживают 23 млн. мусульман, представляющих 38 народов. По данным социологический опросов, 5–6% респондентов (около 7 млн. человек) называют себя мусульманами. По данным разных экспертов, с исламской культурной традицией себя отождествляют в России от 8% до 10% населения, или 12–15 млн. человек.

По данным Министерства юстиции Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2010 года зарегистрировано 4127 исламских организаций.
В ряде субъектов мусульманство является преобладающей религией. В Республике Дагестан зарегистрирована 701 организация, в Республике Ингушетия – 17, в Чеченской Республике – 155, в Кабардино-Балкарской Республике – 124, в Карачаево-Черкесской Республике – 111. В республиках Татарстан и Башкортостан ислам исповедуют более половины населения (зарегистрировано 1087 и 559 организаций соответственно).

В России в наибольшей степени ислам распространен среди татар (за исключением кряшен и нагайбаков), башкир, кумыков и ногайцев, азербайджанцев, казахов, узбеков, туркменов, киргизов, а также среди народов, принадлежащих к нахско-дагестанской и абхазо-адыгской языковым семьям.

Основной формой ислама в Российской Федерации является суннизм. Мусульманские народы тюркской группы исповедуют суннизм ханафитского мазхаба, северокавказские народы в большинстве своем придерживаются шафиитского мазхаба. Значительная часть проживающих в России азербайджанцев исповедуют шиизм джафраитского (имамитского) направления, однако организационно они, как правило, входят в суннитские централизованные структуры. В Дагестане, Чечне и Ингушетии распространены суфийские тарикаты – кадирийя (преимущественно горные части Чечни и Ингушетии), нашкбандийя (равнинная часть Чечни) и шадилийя (Дагестан). С 1994 года в стране распространяется ханбалитский мазхаб в форме своего наиболее радикального направления – салафизма, или ваххабизма. В настоящее время салафизм исповедует часть населения Дагестана и Чечни, салафитские общины есть также в других регионах страны.

Нетрадиционные направления ислама в России представлены относительно слабо. К ним относятся некоторые синкретические суфийские ордена, секта ахмадийя, а также новые религии, имеющие исламское происхождение, – Вера Бахаи (бахаизм) и СУБУД.

Лидерство в исламском сообществе (умме) России оспаривают друг у друга Центральное духовное управление мусульман России (Уфа) и Совет муфтиев России (Москва).

Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ) образовано в 1789 году указом императрицы Екатерины II как Оренбургское магометанское духовное собрание. После 1917 года преобразовано в Центральное духовное управление мусульман. В 1944 году разделено на четыре управления и переименовано в Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири. В 1992 году решением VI съезда мусульман России и европейских стран СНГ переименовано в Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ.

Другой централизованной организацией, в значительной степени определяющей позицию российского ислама, является Совет муфтиев России (СМР).

Центром, координирующим деятельность мусульманских духовных управлений Северо-Кавказского региона, является Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК).

На взгляд обывателя, исламские традиции кажутся непонятными и в чем-то даже неприемлемыми. Женщины с закрытыми лицами, религиозная мотивация террористов формируют специфическое видение этой религии. При этом далеко не все закрепившиеся в обществе установки относительно внешних проявлений ислама зафиксированы в священных Писаниях.

Ислам – вторая по количеству последователей религия в России, и, как отмечает исполнительный директор Ассоциации этнографов и антропологов России Ахмед Ярлыкапов, в разных регионах ее формы отличаются. "На Северном Кавказе у нас есть действительно несколько регионов, где наиболее полно придерживаются традиций, например в Чечне и Ингушетии", – говорит он.

Любопытно, что различные действия, которые приняты в исламе, на самом деле пришли из других культур. "Например, калым – это наследие доисламское. Это наследие тех времен, когда девушка считалась собственностью своей семьи. Семья жениха выплачивала сумму семье девушки, буквально покупая ее, – рассказывает антрополог. – А так называемая бурка, или паранджа, которая закрывает полностью женщину, является наследием иранской оседлой городской культуры, когда женщина оказывалась затворницей. Эта традиция существовала до ислама. Когда мусульмане пришли и завоевали иранский мир, иранские традиции вдруг оказались мусульманскими. Женщина не обязана закрывать лицо по исламским традициям, – продолжает эксперт. – Среди таких вот обычаев, допустим, я бы хотел назвать бытующее до сих пор в Северной Африке женское обрезание. Каждый год исламские ученые Египта выдают богословское заключение, что это не исламская традиция, что это запрещается исламом. Тем не менее этой ужасной процедуре подвергаются до 90% девочек".

Стоит отметить, что с точки зрения ислама женщина абсолютно независимый и в экономическом плане человек. "Если взять пример Пророка Мухаммада, то его жена Хадиджа – она абсолютно спокойно занималась бизнесом. Она была его гораздо богаче. Более того, Хадиджа спонсировала его деятельность. И даже есть пример, когда она подарила, по-моему, 40 овец кормилице Мухаммада просто из благодарности, что она его выкормила. А мусульмане продолжают оглядываться назад и придерживаться правил, которые не имеют никакого отношения к исламу и являются наследием национальных традиций того мира, тех регионов, куда ислам пришел когда-то", – объясняет Ярлыкапов.

Если вспомнить Россию начала ХХ века, то можно увидеть, что мусульманки не закрывали своих лиц уродливой паранджой, они очень активно участвовали в жизни общества, а девочки спокойно получали образование.

"Сегодня мусульманская община в России находится в глубочайшем кризисе. Огромная проблема с лидерами, которые могли бы сориентировать людей", – говорит он. Но при этом уточняет, что лидеры – это вообще большая проблема мусульманского мира. "Это не религия соборов, на которых все решается, а религия интерпретаций. Она сильно зависит от мнения авторитетных людей. Человек может обосновать что угодно, как угодно. И, к сожалению, находятся люди, которые обосновывают в том числе и возможность терактов. В Коране четко сказано, что убийство даже одного человека равнозначно убийству всего человечества. Кроме того, имеется полный запрет на самоубийство".

В России проблемы различий в интерпретации вероучения тоже есть. Сравним Дагестан и Татарстан. В первом проблема примерно такая же, как в Израиле. Это очень жесткое разделение на ультрарелигиозную и ультрасветскую часть. Это произошло потому, что Дагестану в наследство от Советского Союза достался очень сильный светский сектор. Вместе с тем за 90-е годы там вырос очень серьезный ультрарелигиозный сектор, который культурно другой. А тот же Татарстан остается мусульманским, но в целом он находится в общем российском культурном поле. Этот регион органично вплетен в общероссийское пространство.

Марина Образкова, 9 июля 2010 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования