Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РУССКОЕ РЕВЬЮ КЕСТОНСКОГО ИНСТИТУТА": Ислам в Северной Осетии


Известно, что один из боевиков, участвовавших в захвате школы в Беслане, - Владимир Ходов был жителем осетинского села Эльхотово. Он был русским по национальности, но, закончив медресе, примкнул к так называемым ваххабитам, как принято именовать сторонников мусульманского фундаментализма на Северном Кавказе, и позднее стал поваром в чеченском отряде Руслана Гелаева. (1) Сегодня достаточно хорошо известно, что некоторые из осетинских мусульман вливаются в ряды движения северокавказского мусульманского сопротивления, и существует предположение, что североосетинский джамаат "Катаиб аль-Хауль" причастен к убийству 26 ноября 2008 г. мэра Владикавказа (столицы Северной Осетии) Виталия Караева.

О мусульманах Северной Осетии за ее пределами известно немного. Однако, по оценкам специалистов, около 15% населения республики являются мусульманами. Центральная мечеть Владикавказа была построена в начале XX века. Средства на строительство дал азербайджанский нефтяной магнат Мухтаров, женатый на осетинке Тугановой. Мечеть была построена в египетском стиле. По своей архитектуре она не имеет аналогов на Северном Кавказе.

В советское время  на территории Северной Осетии все мечети были закрыты, но во время религиозного подъема, наступившего в годы перестройки и продолжившегося  после распада  СССР, наблюдается оживление религиозной жизни осетинских мусульман.С одной  стороны активизируется старшее поколение мусульман-традиционалистов, наиболее ярким представителем которых был муфтий Дзанхот Хекилаев, скончавшийся  летом  2004 г. С другой– тысячи молодых людей в Северной Осетии стали активно исповедовать ислам, причем преимущественно в форме "ваххабизма". Это привело к созданию двух параллельных  мусульманских структур в республике. Мусульмане-традиционалисты в 1990 г. создали Духовное управление мусульман Северной Осетии, а мусульманская молодежь стала создавать свою организацию, которую она неформально называла "Джамаатом" и которая была официально зарегистрирована  как Исламский культурный центр в 1996 г. Своим  председателем  или амиром  молодые мусульмане выбрали Ермака  Тегаева, сорокалетнего человека с уголовным прошлым, отсидевшего в тюрьме еще в советское время 12 лет.

В состав "Джамаата", по словам его вице-амира и имама Центральной мечети Владикавказа Сулеймана Мамиева, с которым автору этих строк неоднократно доводилось встречаться, входили также мусульманские общины Беслана и Эльхотово. Осетинский "Джамаат" тесно сотрудничал с "Джамаатом" Кабардино-Балкарии, возглавлявшимся популярным среди местной молодежи имамом Мусой Мукожевым, позднее перешедшим на нелегальное положение и ставшего одним из руководителей исламской вооруженной оппозиции в Кабардино-Балкарии. Сулейман Мамиев рассказывал автору, что в общине Владикавказа в начале 2000-х гг. было около 500 человек, большинство из которых - осетины. До трагедии в Беслане было много чеченских и ингушских студентов, но после бесланских событий (1-3 сентября  2004)  их отчислили из вузов и вынудили покинуть Владикавказ.

Как сообщала мусульманская газета Северной Осетии "Да'уа",  2 февраля 2005 сотрудники УФСБ России по Северной Осетии совместно с сотрудниками УБОП МВД ворвались в дом председателя Исламского культурного центра, 48-летнего Ермака Тегаева. "Да'уа" утверждает, что на глазах у очевидцев ему была подброшена взрывчатка. Caucasus Times, ссылаясь на правоохранительные органы республики, cообщал, что во время задержания у Ермака Тегаева было обнаружено 270 грамм пластида и 3 электродетонатора, а также изъята религиозная литература, учебные пособия и видео- и аудиокассеты экстремистского характера.

По мнению не только сторонников Ермака Тегаева,  но и других  мусульман,  его задержание являлось специальной акцией, направленной  на разгром осетинского "Джамаата"  и Исламского культурного центра.  Позднее в августе того же 2005 г. Советский районный суд Владикавказа приговорил Ермака к заключению на 2,5 года в колонии-поселении,  а в течение года после этого имам Владикавказской мечети Сулейман Мамиев вместе с матерью уехал в Турцию.

В апреле 2005 года главой Духовного управления мусульман Северной Осетии становится  Мурат-хаджи Тавказахов, проживающий в пригороде Владикавказа Карца, населенном преимущественно ингушами. Однако осетину Тавказахову не удалось улучшить осетино-ингушские взаимоотношения внутри мусульманской общины Осетии. Кроме того, многие мусульмане республики подозревали его в коррумпированности и присвоении средств, поступавших  из различных мусульманских фондов на поддержку ислама в Осетии.

В феврале 2008 г. новым муфтием Духовного управления мусульман Северной  Осетии был избран Али-хаджи Евтеев. Он родился  в Москве в 1974 г. в смешанной семье: отец – русский, мать – осетинка (в девичестве Комаева), родом из семьи этнических мусульман. В раннем детстве Али-хаджи Евтеев переехал с родителями в Беслан, где и вырос. В 22 года он принял ислам и в конце 1990-х гг. принимал активное участие в создании осетинского "Джамаата", в частности он был одним из тех, кто поддержал избрание Ермака Тегаева в качестве амира. Позднее в 2000 г., разочаровавшись в Ермаке Тегаеве  и самом "Джамаате",  Али-хаджи уехал в Каир вместе с кумыками из Северной Осетии и поступил на подготовительные курсы мусульманского университета Аль-Азхар, где проучился  4 года.

В 2004 г. он поехал на малое паломничество в Саудовскую Аравию и поступил в Международный университет Медины. Однако, находясь, на обучении в арабских странах он не терял связи с Осетией, приезжал домой каждое лето и уже в 2004 г. стал заместителем муфтия республики. Когда Али-хаджи Евтеева выбрали муфтием, он был в Медине на учебе, но взял академический отпуск и решил вернуться. Оказавшись руководителем Духовного управления Северной Осетии, Евтеев обнаружил, что его касса пуста: работу приходилось начинать практически с нуля. Главную свою задачу новый муфтий видит в объединении мусульман Осетии: и молодежи, прежде ориентировавшейся или до сих пор ориентирующейся на "Джамаат", и сторонников традиционного ислама, верующих старшего поколения. Взгляды Али-хаджи я бы охарактеризовал как умеренно-салафитские. Онявляется противником вооруженной борьбы мусульман на Северном Кавказе, поскольку она не соответствует шариату, "понимаемому не формально, а во всей его полноте". Вместе с тем, возврат к истокам, переосмысление мусульманского миросозерцания на основе опыта Корана  и Сунны, по его мнению, помогут мусульманам Северной Осетии найти свое место в современном мире. Не всем такая позиция нравится. Муфтии соседних республик Северного Кавказа не общаются с Евтеевым и отказываются принять его в состав Координационного Совета мусульман Северного Кавказа. Это, на мой взгляд, связано с тем, что остальные муфтии являются последователями традиционного ислама, а кроме того, ни один из них не получил такого всестороннего мусульманского образования, как Али-хаджи Евтеев.

Несмотря на все трудности последних лет, связанные, прежде всего, с неурегулированностью осетино-ингушского конфликта, мусульманские общины в Северной Осетии постепенно растут, причем в значительной степени, за счет осетин. Как я заметил во время своей последней поездки во Владикавказ во второй половине ноября 2008,  во время пятничной молитвы в центральной мечети было больше молящихся, чем я видел в предыдущие годы, причем не только мужчин, но и женщин.

Примечание

(1) "Владимир Ходов переехал в Северную Осетию в детстве, в 1979 году, когда его мать - жительница Бердянска вышла замуж за уроженца села Эльхотово осетина Анатолия Ходова. Кто его отец - неизвестно, однако воспитывался он в осетинском селе осетинским приемным отцом. Село Эльхотово считается мусульманским. Местная мечеть построена в 1902 году. По словам односельчан, Анатолий Ходов - бывший военный - пользовался в селе уважением, семья была по местным меркам довольно состоятельной. Владимир первый раз был объявлен в розыск по обвинению в изнасиловании еще в 1998 году. Но с тех пор неоднократно приезжал в село и именно в это время поступил на обучение в одно из дагестанских медресе. После его окончания медресе Владимир Ходов серьезно изменился и (примкнул к тем, кого на Северном Кавказе называют "ваххабитами" - прим. автора). В Эльхотово он приезжал регулярно, навещал мать. Каждый день по много часов проводил в мечети. С 2002 года Ходов обвинялся в организации взрыва во Владикавказе и организации диверсии на железной дороге недалеко от Эльхотово. Об этом сообщалось по всей Северной Осетии. Тем не менее, на его жизни в родном селе это почти не отразилось. Он там жил - не постоянно, но довольно часто. Соседи также поддерживали с ним обычные соседские отношения. Затем случилась трагедия Беслана, после чего последовало решение схода о выселении из села его матери". Цит. по: Юрий Квятковский "История села Эльхотово"

 Михаил  Рощин

Февраль 2009 г


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования