Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МНЕНИЯ": «Смысл жизни ищут неудачники». Фрагмент из беседы каббалиста Михаэля Лайтмана с популярным писателем Александром Никоновым


Простой обычный антисемитизм существовал не только на бытовом уровне, но и на более высоком. Еще будучи студентом, в Ленинграде, я не мог найти себе подработку не только в учреждениях по моей специальности, но даже и просто на заводе. Окончив институт, тоже не мог устроиться на работу по специальности, которая была как бы полузасекреченная, хотя я об этом и не знал.

Александр Петрович Никонов – журналист, писатель, председатель Атеистического общества Москвы. Александр Никонов – лауреат премий Союза Журналистов Москвы за 2002 г. и Союза журналистов России за 2001 г., дважды лауреат премий журнала "Огонек". За вклад в отечественную культуру награжден государственной наградой – медалью Пушкина (1999 г.). В 2005 году за книгу "Апгрейд обезьяны" получил Беляевскую премию. Сегодня Александр Никонов – один из самых популярных писателей среди интеллектуальной публики.

М. Лайтман: Здравствуйте, Александр. Очень приятно вновь встретиться с Вами.

А. Никонов: Здравствуйте. С момента нашей последней встречи Вы совершенно не изменились. У Вас что, есть нечто вроде эликсира молодости?
М. Лайтман: Ну, что Вы! С момента нашей встречи прошло не так уж много времени. Я, правда, успел побывать в Южной и Северной Америке, у меня были десятки выступлений на радио, телевидении, в газетах.
Недавно я был в Монтерее на международном форуме по проблемам развития человечества и преодолению современного кризиса. Интересно было послушать представителей ООН, Юнеско, других международных организаций. К сожалению, никто из них не предложил сколько-нибудь действенных путей выхода из ситуации, в которой пребывает человечество.

А. Никонов: Мы непременно поговорим о кризисе. А сейчас я хочу спросить о Вас. Насколько я помню, Вы родились в Витебске, в Белоруссии. И уехали из Советского Союза в Израиль довольно давно. Что послужило причиной эмиграции?
М. Лайтман: Причин было две. Одна в том, что мне не давали возможности развиваться. Простой обычный антисемитизм существовал не только на бытовом уровне, но и на более высоком. Еще будучи студентом, в Ленинграде, я не мог найти себе подработку не только в учреждениях по моей специальности, но даже и просто на заводе. Окончив институт, тоже не мог устроиться на работу по специальности, которая была как бы полузасекреченная, хотя я об этом и не знал. Вернувшись из Ленинграда в Витебск, я работал простым инженером два года, пока не перебрался в Вильнюс. И уже из Вильнюса уехал сюда. И вторая причина – я постоянно искал смысл жизни и не видел возможности найти его в России. Очень мало литературы, отсутствие доступа к информации, не с кем посоветоваться и не у кого узнать, – все закрыто-перекрыто. Или ты занимаешься тем, чем тебе позволяют заниматься, или тебе просто нет места. Я не лез ни в какие диссиденты, меня не интересовала политика. Просто понять смысл жизни – вот что было для меня самым важным.

А. Никонов: А Вам известно, что смысл жизни, как правило, ищут только неудачники - те, у кого жизнь не складывается?
М. Лайтман: Конечно! Естественно, этот вопрос возникает у человека, когда у него пусто на душе, когда ему нечем себя наполнить.
Это вовсе не значит, что он – неудачник. Вполне возможно, что у него есть все в жизни. Большое количество моих знакомых – миллионеры, даже миллиардеры, но они чувствуют себя опустошенными, неудачниками в каком-то смысле, так как им постоянно чего-то не хватает. Вот они и ищут смысл жизни. Выходит, они – неудачники?Распространенное явление сегодня: у людей есть все, а депрессия продолжает глобальное наступление на мир.

А. Никонов: Вы считаете себя евреем?
М. Лайтман: Я считаю себя евреем и чувствую это глубоко внутри себя. Но, в отличие от всех остальных, я не виню человека в том, что он антиеврей, антисемит, потому что вижу причины этого свойства. До тех пор, пока евреи не выдадут миру методику исправления, такое отношение к ним будет подспудно, подсознательно сохраняться у человечества.

А. Никонов: еврейство – это и есть каббализм?
М. Лайтман: Нет, еврейство и каббала – это совершено не одно и то же.
Еврейство, на сегодняшний день, - это просто народ, который существует в своей культуре, в своих традициях, в своей ментальности, как любой другой народ.
А каббала и каббалисты – это то, что находится и внутри этого народа, и вне его, потому что сама Идея не относится к евреям. Они являются проводниками Идеи. Это особая, очень интересная струя в общечеловеческой истории. Из древнего Вавилона вышла группа людей. Они были каббалистами и с течением времени стали восприниматься как народ, как один из многих народов. Только с одним отличием от остальных - в том, что у него есть особая Идея. За эту Идею евреи много воевали и с римлянами, и с греками, и с персами, пока две тысячи лет назад не был разрушен Второй Храм. С тех пор этот народ, эти люди разошлись по миру. Но Идею сохранили внутри себя.
Сейчас весь мир находится в кризисе, и выйти из него можно только с помощью методики, которая идет к нам из древнего Вавилона. В те времена человечество не захотело ее принять добровольно, сейчас оно будет адаптировать ее вынужденно. Чем быстрее мы покажем миру эту методику, тем с меньшими потерями придем к преодолению сегодняшнего кризиса.

А. Никонов: Вы сказали, что евреи как народ несут какую-то информацию, оставшуюся с тех древних времен, когда все они были каббалистами. Где записана эта информация? В генах?
М. Лайтман: Информация зафиксирована, во-первых, в книгах. И во-вторых, она записана внутри людей, что проявляется в их предрасположенности к духовному, потому что души, меняя тела, переходят из одного кругооборота в другой.
Все мы являемся одними и теми же душами, которые на протяжении поколений просто меняют тела. Естественно, несмотря на то, что в прошлом моя душа находилась на определенном духовном уровне, а потом упала в эгоизм, в ненависть, - все равно в ней сохраняется прежний потенциал. И поэтому именно евреи обязаны освоить каббалу и привнести ее в наш мир. Об этом пишут, кстати говоря, очень многие христианские философы и богословы.

А. Никонов: Вы сказали, что знаете много богатых людей, которые недовольны своей жизнью и находятся чуть ли не в депрессии. Сколько их? И отчего они в депрессии? Чего им не хватает?
М. Лайтман: Наличие или отсутствие депрессии абсолютно не зависит от количества денег. Абсолютно! Это, знаете, как у женщины: у нее полный шкаф одежды, а она говорит: "Нечего надеть!". То же самое и здесь – у человека, вроде бы, все есть: миллиарды, миллионы, власть, самолет, яхта, но внутри все-таки пусто.

А. Никонов: Понятно! У Вас внутри, как я понимаю, не пусто?
М. Лайтман: Ну, как Вам сказать? Я очень дорожу своей пустотой.

А. Никонов: О! Интересная какая фраза. Объясните ее, пожалуйста.
М. Лайтман: С помощью пустоты я продвигаюсь вперед. Представьте себе ситуацию. Если передо мной накрыт шикарный стол и у меня хороший аппетит, так во время еды я же действительно могу насладиться и почувствовать вкус жизни! А если у меня нет аппетита, я болен, – поставьте передо мной, что угодно. Ну и что? Это для меня ничего не будет значить. Понимаете? То есть, я очень дорожу своим аппетитом - стремлением познать, постичь, выяснить, прочувствовать. Во мне это горит, и я очень рад, что у меня есть такое желание.

А. Никонов: Цель и смысл Вашей жизни я бы определил как движение вперед, но познать само Совершенство как таковое, Вам и не нужно, - я так понимаю?
М. Лайтман: Нет, почему же? И в этом отношении я не на пределе. Я надеюсь и далее приближаться к нему, к этому Совершенству, которое я ощущаю все более значительным и, одновременно, все более удаляющимся от меня. И это дает мне новый толчок. Вы знаете, как у ребенка, который утром вскакивает со своей кроватки и видит солнце! Он может бежать во двор! Он может играть! Перед ним такая хорошая жизнь. И я так же себя чувствую.

А. Никонов: Если бы Вы достигли Совершенства, стали бы, например, Творцом, смысл Вашей жизни тут же иссяк бы, правильно?
М. Лайтман: Если бы я смог стать равным Творцу, тогда я бы закончил свое движение и пришел к состоянию, которого не знаю.
Каббалисты описывают такое состояние, но мне это не совсем понятно, я не могу его себе представить. Как можно существовать без желания насладиться, без желания познать, наполниться, раскрыть, и при этом все время находиться в постоянном развитии? Нет большего наслаждения у человека, чем чувство, что он постигает, развивается, что те вещи, которые казались ему противоположными и взаимообратными, вдруг складываются в огромную, красивую, совершенную мозаику. Я не представляю себе такого состояния, потому что все еще существую далеко не в полном совершенстве.

А. Никонов: Ну, Вы прямо как Троцкий: "Цель – ничто, движение – всё". Но Ваша цель даже не то что недостижима, а более того, – и не нужна, и вредна, потому что Вы не представляете себе, для чего она, Вы не знаете, можно ли ее достичь и нужно ли. Не кажется ли Вам, что эта цель – просто суть несуществования?
М. Лайтман: Вы не правы, и вот почему.
Во-первых, все, о чем говорит наука каббала, основано на практическом постижении. Поэтому, если я еще не постиг какие-то состояния, то я в этом признаюсь. Они описаны в книгах, но я этого на себе пока не чувствую, и поэтому я признаю, что я не знаю. Приду к этому, постигну, познаю, прочувствую это состояние, тогда я смогу Вам его, может быть, объяснить, – это первое. Второе – уже с первых дней изучения каббалы человек начинает понимать, что это – наука, и она, в первую очередь, основана на постижении мира, в котором мы существуем, и на углублении в него, на понимании процессов его развития. Поэтому здесь нет такого: понимаю цель – не понимаю цели, вредно – полезно.
Я живу в мире, и я хочу знать: где я живу, зачем я родился и почему именно таким, что будет со мной после смерти, для чего существует весь мир? Правильно ли то, что я воспринимаю, или, может быть, я нахожусь в каком-то сне? Объективно ли существует и происходит то, что я наблюдаю в этом мире? А если бы у меня были другие органы чувств, как бы я все воспринимал? То есть, каббала ставит человека как бы в состояние невесомости и начинает объяснять ему с нуля, что вообще происходит и где он находится.

А. Никонов: Слушайте, а может, этот путь опасен, потому что ведет к Творцу? Для чего живет Творец, если Ему ничего не надо и Он ничего не хочет, если Он и так все знает? По сути, Его существование тождественно несуществованию. Так зачем к этому стремиться?
М. Лайтман: Независимо от нашего желания, в каждом заложены силы, которые все равно заставляют нас двигаться к Творцу.
Я не буду говорить про Высшую цель, про замысел Творца, или Природы, что одно и то же. В Природе есть механизм, который направляет все существующее к определенной цели. И этот механизм совершенно не считается с нами. Мы являемся частью Природы, мы находимся внутри нее и существуем под воздействием сил, которые вынуждают нас развиваться. Каббала рассказывает об этих силах, как и зачем они на нас воздействуют, и каким образом мы можем гармонично контактировать с ними, чтобы наше развитие стало легким, быстрым, с пониманием, с осознанием того, что с нами происходит.

А. Никонов: Знаете, какая между нами разница? Вы считаете, что мы существуем с определенной целью, а я не считаю, что есть какая-то цель. Зачем Вам эта гипотеза об изначальной цели, если можно прекрасно жить и без нее?
М. Лайтман: Я вам объясню, зачем! Я ученый. С точки зрения биологии, биологической медицины, кибернетики, - это, кстати, моя первая специальность, - с точки зрения любых исследований, очевидно, что мир развивается по определенной программе. Все те формулы, графики, зависимости, которые мы можем раскрыть, свидетельствуют о детерминизме, о причинно-следственном развитии. Они говорят о наличии необходимости – в природе нет ничего случайного. Если что-то и кажется нам случайным, то это только потому, что мы не понимаем и не наблюдаем всю картину целиком. Я говорю сейчас только как ученый, как исследователь. Каббала основана на том, что не спускает вам с неба никаких готовых знаний, ее задача - научить вас смотреть и наблюдать, причем абсолютно реально, стоя обеими ногами на земле. Это точно, как физика, – лишь более углубленно воспринимаемая более развитым внутренним понятийным аппаратом.

Таким образом, на основании этих зависимостей, которые существуют в Природе, мы понимаем, что все четко определено. Мы видим, что Природа – это единое целое и все ее силы действуют в соответствии с заданной программой, в определенной направленности.

Меня интересует, куда это ведет. Есть люди, которых это не интересует. Есть такие, которые довольствуются только одним – просуществовал сегодня, и хорошо. У них еще недоразвит эгоизм – интерес узнать, для чего я существую. Но постепенно он проявляется у все большего и большего числа людей.

Тамара Крихели, 22 февраля 2009 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования