Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ВЕСТНИК CIVITAS": Исповедимость путей "заглотчиков". Решения, касающиеся науки и образования в современной светской стране, ныне принимаются на соборных мероприятиях РПЦ МП


Мифы о том, как "решается судьба России", а то и всего нашего "шарика" в специально организованных для того "жидомасонских ложах" ихними "мудрецами" имеют настолько широкое хождение в озабоченных судьбами мира кругах, что давно утратили всю былую пикантность. Однако, провидчество народа, подметившего, что "дыма без огня не бывает", похоже, находит еще одно наглядное подтверждение. Причем, речь идет не о таинственных "протоколах", начертанных "кровью христианских младенцев", а об открытых сообщениях наших родимых СМИ, описывающих XVII Рождественские образовательные чтения… в храме Христа Спасителя. И это не фантасмагория. Решения, касающиеся науки и образования в современной светской стране, претендующей на цивилизованность и значительную роль в развитии общемировой культуры, ныне принимаются у нас на соборных мероприятиях церкви, которая в соответствии с действующей Конституцией РФ отделена от государства.

Впрочем, если идеологический проект под названием "Русская православная церковь - Московская патриархия", созданный большевиками сталинского замеса, декларируется у нас как опора духовности страны, заявившей о своей непричастности к построению коммунизма, то удивляться абсурду происходящего уже поздно.

История вопроса не представляет собой секрета ни для самих россиян, ни для соседей, наблюдающих за всем происходящим у нас в этой области с нескрываемым интересом. Клерикальное наступление на науку и светское образование со стороны последнего оплота советской власти в постсоветской России по большому счету началось на рубеже тысячелетий. За короткий временной отрезок в России произошло немало знаковых событий, которые уже в 2000-2001 годах насторожили наиболее внимательных экспертов, заставив подозревать неладное. Кампания по клерикализации образования началась с появления в декабре 1999 г. недвусмысленного циркуляра патриарха, призывавшего епископов внедрять преподавание православного вероучения в общеобразовательные школы с подсказкой, как обмануть бдительность любителей соблюдать закон. С тех пор прошло немало времени и, по словам нового патриарха - Кирилла (Гундяева), выступавшего на упомянутом конфессиональном мероприятии, "в России уже широко распространилась практика преподавания в школах основ религиозной культуры — православной, исламской и некоторых других".

Правда, его заявление о том, что "эта практика очевидно востребована учащимися и их родителями, не вызывает никаких конфликтов, кроме дискуссий в пределах заинтересованных кругов столичных элит" следует отнести к области желаемого, а не действительного, так как в разных регионах страны к обязательному обучению школьников православию относятся очень неоднозначно. Другое дело, что в нарушение Конституции и в самом деле, как отмечает патриарх, "во многих регионах заключены соглашения епархий с органами управления образованием, совместно готовятся учителя, выходят пособия". При этом он умолчал о том, что в отношении клерикальной кампании то и дело предпринимаются стихийные акции протестов родителей и учащихся, на которые соответствующим образом реагирует и процерковное лобби.

Параллельно с кампанией по внедрению ОПК в средней общеобразовательной школе Московская патриархия выступила с еще одной не менее характерной для реванша тоталитаризма инициативой. Ее идея заключается в стремлении клерикальных кругов добиться признания теологии (богословия) наукой с аттестацией специалистов, занимающихся изучением сугубо религиозных дисциплин, Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Российской Федерации и присвоением им научных званий и степеней. Абстрагируемся от совершенно нелепого желания клерикалов перевести богословие, занимающееся решением вопросов "высшего порядка" в разряд презираемой ими за ее материалистическую ограниченность науки, и зададимся лишь одним простым вопросом. Каким образом отечественные богословы, намерены сосуществовать в едином методологическом поле с наукой, одним из оснований которой является принцип эволюции? Тот самый, что разграничивает, собственно, религию и науку на два принципиально разных пути миропознания, каждый из которых уникален и незаменим.

Дело в том, что научный термин "теология", которым клерикалы старательно подменяют русское наименование религиозной дисциплины "богословие", которую имеют в виду, обозначает научную дисциплину, и в самом деле преподаваемую в ряде университетов цивилизованных стран. Правда, наиболее близким аналогом ее в России является "академическое религиоведение", а не "богословие", о чем прекрасно осведомлены как ученые, так и сами клерикалы. И если объектом изучения "религиозных теологов" (богословов) является незримый мир неземных категорий, то объектом исследования "университетских теологов" на Западе и в России (религиоведов) выступает сама религия. Причем, во всем многообразии ее проявлений и в разных аспектах, включая богословие, выступающее в данном контексте не субъектом, а объектом изучения, вместе со всеми "богословами", с "клерикализмом" и "клерикалами", с "чудесами", "мощами", с "Поместными соборами" и подменившими их в Русской православной церкви "Рождественскими чтениями". Поэтому искусственная путаница не случайна, а предназначена для невежественного обывателя, склонного поддерживать что угодно, чтобы перещеголять Запад, и пригодного, таким образом, к исполнению роли "клерикального электората".

Нельзя сказать, что и это, по выражению патриарха, "не вызывает никаких конфликтов, кроме дискуссий". В ответ на одну из наиболее крупных акций, инспирированных клерикалами - "Обращением 227 докторов и кандидатов наук к Президенту России"  - возмущенная столь откровенным шельмованием науки и издевательством над здравым смыслом научная общественность выступила с "Открытым письмом научных сотрудников против введения ОПК в школах и теологии в университетах и ВАК". Нетрудно догадаться, что кулуарность вынесения решений церковной и светской властью делает обращение сторонников клерикализации просто формальностью, а на открытое письмо противников абсурда при таких обстоятельствах никто и внимания не обратил. В обществе, не лишенном достоинства, что-то подобное было бы воспринято со скандалом, но у нас к этому наблюдается полное равнодушие. Вероятно потому, что по сложившейся за столетия традиции на спектаклях, которые разыгрывают правители для масс, народу принято безмолвствовать. Ведь и "режиссерами", и "актерами", и "зрителями партера" в этом балагане предстают хозяева жизни! Тогда как "черни" подобает только "расплачиваться за билеты" и формировать "призовой фонд".

Другое дело, что доля представителей "низов" в России никогда не была абсолютно бесперспективной. В массе гордых и "независимых, как Южный Йемен" всегда находился какой-нибудь "особо смиренный" персонаж, который определялся сверху в силу острой в нем нужды. Поэтому исполненное "гражданского пафоса" заявление министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко не должно вызывать особого шока, даже если припомнить, насколько достойно и уверенно парировал он недавно атаки коррумпированных клерикалов на вверенные ему государственные отрасли. "За прошедший год, - рапортовал на Рождественских чтениях федеральный министр России взирающим на него "церковным контролерам", - нами сделан решающий шаг для интеграции духовных образовательных учреждений в единое российское образовательное пространство. Федеральный закон от 28 февраля 2008 г. N 14-ФЗ впервые наделил их правом реализовывать образовательные программы в соответствии с государственными стандартами, например, по направлениям подготовки "теология", "религиоведение" и другим), получать их государственную аккредитацию и выдавать выпускникам по этим программам дипломы государственного образца". То есть, научное "религиоведение", приравненное Фурсенко к конфессиональному "богословию", будет теперь регламентироваться в плане аттестации специалистов с выдачей государственных документов учреждениями отделенной от государства религиозной структуры.

Нетрудно представить себе глубокое удовлетворение, которое испытали клерикалы и от сообщения министра о том, что для них "издан приказ об утверждении минимальных нормативов кадрового обеспечения, в соответствии с которым при лицензировании в состав педагогических работников, имеющих ученые степени, включались также преподаватели с богословскими учеными степенями и званиями". Зато верующим людям очень трудно будет понять, зачем могла понадобиться государственная лицензия ВУЗам "духовного профиля", если речь идет и в самом деле о дисциплинах духовного содержания?

Да-да! Вы правильно подумали! Это та самая длинная цепочка вопросов, которая начинается с вспыхивающей у наиболее внимательных людей догадки: "Неужели они неверующие?!". К сожалению, давно ясный стороннему наблюдателю ответ на этот и подобные ему вопросы большинству россиян, считающих себя православными, недоступен. Он мог бы приятно удивить сравнительно грамотного атеиста и обрадовать приверженца Нью-Эйдж, считающего что эра христианства давно подошла к концу. Такой ответ привел бы в смущение мусульманина и ужаснул бы христианина, но не таких "православных", как НАШИсты, клерки патриархийных учреждений или эмансипированные "священнобизнесмены". Потому что они сами – неверующие.

На страницах интернет-ресурса "Без цензуры" руководитель учебно-научного центра изучения религий РГГУ Николай Шабуров замечает, что "подавляющая часть называющих себя православными – это непрактикующие православные", и на вопрос о том, не являются ли они неверующими, уверенно отвечает: "Конечно". Уточним, что под "непрактикующими" верующими, в соответствии с градацией, принятой в католицизме, имеются в виду те, кто позиционирует себя христианами, но к церкви обращаются лишь ради крещения, венчания и отпевания. Многих не сходящих с амвона священнослужителей или служителей культа по формальным основаниям "непрактикующими" для своего вероисповедания, конечно, не назовешь. Но, когда отправление обрядов перемежается у них приступами воодушевленного участия в превращении дара богословия в подобие политинформации, поневоле возникает ассоциация с многочисленной оперно-балетной тусовкой, не поющей и не танцующей, но самозабвенно обсасывающей личную жизнь примадонн и делающей на этом свой "маленький бизнес". Впрочем, до веры ли тут, когда считающийся среди московских православных духовным авторитетом (!) руководитель "милитаристского" отдела Московской патриархии вещает по телевидению о том, что и убийство, буде совершит его православный, считалось бы долгом и творилось со смирением и любовью? Правда, в этом тоже присутствует элемент веры. Причем, в немалом количестве, пусть и в гораздо меньшем, чем вера террористов, взрывающих себя в толпе в надежде на прямое попадание в рай, населенный гуриями, или вера солдат вермахта в своего фюрера…

Впрочем, проблема характерных черт отечественной религиозности в период системного кризиса - это совсем другая тема. В нашем случае вопрос стоит о банальном прагматизме клерикального наступления на образование и науку. Хотя, если подумать, то и тут что-то явно не клеится. Какая была бы польза стране, всему ее населению, включая чиновничью номенклатуру и самих клерикалов, если Россия не только ментально, но и всеми своими ресурсами обратилась бы вспять, в "святую Русь" семнадцатого века?

В атмосфере тотального маразма, всегда сопутствующего "смутным временам", большинство сравнительно здравомыслящих людей начинает испытывать своего рода усталость. Страна постепенно опускается в странный, кажущийся нереальным туман, где многое из того, что происходит в глобальном плане, перестает восприниматься действительностью. Громкие заявления об "успехах", "прорывах" и "улучшении благосостояния" оборачиваются внезапно обнаруженным кризисом с его удорожанием жизни, безработицей и социальной незащищенностью. Действительность сжимается для россиян до масштабов ячейки общества – семьи, а в редких случаях - небольшого товарищества, которые пока еще можно худо-бедно поддерживать на уровне сравнительного благополучия. И что там творится в городе, крае, в отрасли или в "каких-то" образовании и науке, не интересует по большому счету никого, кроме тех, кто может выжать их них дивиденды. А тем временем клерикалы "продавливают" свои проекты, что получается у них, разумеется, гораздо более успешно, чем педагогам защита полуразваленного образования, а ученым – науки.

В конце 1990-х годов антиутопия Владимира Войновича "Москва-2043" могла восприниматься обывателем, как пикантная сказка саркастичного фантаста, но теперь она кажется зловещим прозрением одной из вероятных реальностей уже завтрашнего дня. В последних строках романа с описанием кошмара, в который погрузилась страна из-за доведенной до абсурда клерикально-тоталитарной идеологии, автор пишет: "А что, если, прочтя вышеописанное, соберутся заглотчики тайно на какое-нибудь свое заседание, обсудят мой роман всесторонне и признаю там, что автор в чем-то, может быть, прав? И решат, что, если мы, мол, не свернем с заглотной нашей дороги, не исправим текущего положения, то неизбежно дойдем до ручки, до стирания разницы между продуктом первичным и продуктом вторичным. И, придя к такому печальному выводу, займутся исправлением не автора или его сочинений, а самой жизни".
Но придут ли они к такому выводу сами? Судя по нынешней тенденции, вряд ли…

Михаил Ситников, 23 февраля 2009 г.

На фото: министр образования и науки РФ Фурсенко в храме Христа Cпасителя
Фото с сайта: "Патриархия.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования