Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ": Толерантность не пройдет! Епископ Иринарх потребовал запретить уроки толерантности в школах


"Родительскую общественность призываю в соответствии с российским законодательством требовать запрещения проведения уроков толерантности и других подобных им уроков без согласия родителей", — заявил владыка Иринарх в открытом письме, опубликованном на сайте Интерфакса.

Как объясняет епископ в своем обращении, сегодня слово "толерантность" на самом деле означает "полную обреченность людей воспринимать без сопротивления во всех сферах общественной жизни все без исключения явления мира сего... включая всякую гадость, которые не соответствуют их нравственным и культурным представлениям и традициям". Это, по мнению владыки Иринарха, является "прямой экспансией против российской государственности". (Епископ вообще трактует слово "толерантность" весьма экзотично, жалко, что он не указал словари, в которых нашел такой перевод понятия — напрямую расходящийся, например, с переводами, которые дает известный сетевой словарь Мультитран.)

"Предпринимается попытка привития нашему народу приемлемости порока. Истинная цель здесь состоит вовсе не в борьбе с экстремизмом, а в стремлении зарабатывать на людских пороках и слабостях через игровые клубы, автоматы и казино, через ночные клубы, порноиндустрию, наркоманию", — считает архиерей.

По мнению владыки Иринарха, русский народ "учить терпению не надо", но в то же время "неплохо бы другим поучиться великому терпению многонационального русского народа и преклонить колени перед ним".

"Не следует только испытывать терпение народное и эксплуатировать его, что и пытаются предпринять некоторые западные модераторы и различные религиозные эмиссары", — заявляет епископ.

Он призывает всех сограждан сообщать благочинным округов, настоятелям храмов или в Пермское епархиальное управление о нарушениях прав школьников в этой сфере — для "защиты православных граждан и их детей от насильственного внедрения в их сознание идей псевдодуховности и толерантности".

Роман Лункин, Институт Европы РАН:

Православный епископ в своем регионе — фигура властная, бесконтрольная, его судят по его поступкам и особенно высказываниям, и принимают обычно все, что сказано и сделано, каким бы самодурством это ни отдавало. Такова психология отношения простых граждан и чиновников к православному архиерею, которая не изменилась, наверное, с древних времен — достаточно почитать Лескова.

Одни епископы известны своими проповедями и культурными акциями, а другие тем, что изображают духовную власть, стараются воспитать и приструнить российского чиновника. Таков и епископ Пермский и Соликамский Иринарх (Грезин).

Он известен в Пермском крае, как требовательный и авторитарный человек. К примеру, епископ борется за помещения бывшего военного института, где раньше располагалась семинария, а также за то, чтобы часть помещений нынешние владельцы продали епархии со скидкой. В январе этого года Иринарх потребовал передать в собственность епархии здание Богоявленской церкви в Соликамске, в котором в настоящее время расположен Музей древнерусского искусства. При этом он резко раскритиковал местных руководителей. В начале 2009 года епископ Иринарх "съел" специалиста краевой администрации Владимира Конева, который был переведен на другую работу, за то что работал не только с православной епархией, но и с религиозными меньшинствами.

Впрочем, назвать меньшинством другие неправославные христианские церкви Перми язык не поворачивается. В Перми располагается крупнейшая протестантская пятидесятническая община Урала — Пермская епархия христиан веры евангельской (ХВЕ) или Церковь "Новый Завет", что крайне раздражает епископа Иринарха. Возглавляет эту церковь пятидесятнический епископ Эдуард Грабовенко, в самой общине более 3 тысяч человек постоянных прихожан — вряд ли в Перми наберется столько сознательных православных активистов.

С 2006 года епархия Московской патриархии выступала против Пермской епархии ХВЕ. По инициативе некоторых чиновников и под влиянием епископа Иринарха церковь "Новый Завет" хотели лишить здания в центре города, однако пятидесятникам удалось отстоять свое здание, а это огромный бывший Дворец культуры имени Ленина в центре Перми, отремонтированный протестантами.

Мало того что протестантская церковь заняла прочное место в религиозной и общественной жизни города (в начале 2000-х годов церковь "Новый завет" даже поддерживала на выборах своего кандидата в мэры), так чиновники еще и не спешат отдавать епархии РПЦ МП собственность и храмы, предприниматели не спешат давать скидки и пожертвования, а предмет "Основы православной культуры" ни у кого не вызывает энтузиазма.

Раздражение, возможно, ярость ото всего происходящего вокруг и стала причиной открытого письма епископа Иринарха против толерантности. Возможно, поэтому оно нелогично и полно абсурдных рассуждений — от "медицинского толкования" толерантности до представления о том, что будто бы протестантская культура навязывает чуждую веру и терпимость к "любым проявлениям человека". Епископ даже утверждает, что "некоторые религиозные деятели призывают к терпению безнравственности, бездуховности, подрыву традиционных нравственных устоев народа и народной культуры". Кого епископ имеет в виду, но не может назвать? Иринарх пишет: "В учебниках школьников США данные о роли гомосексуалистов в истории и современном обществе показаны наравне с афроамериканцами и аборигенами". Кого епископ больше ненавидит в данной ситуации — афроамериканцев или гомосексуалистов, — остается неизвестным. Наконец, епископ Иринарх противопоставляет толерантность свободе совести, которую все-таки надо соблюдать, но получается без толерантности. Епископ делает явный намек для чиновников, указывая, что воспитание  в духе "западной толерантности" может повредить госбезопасности.

Одно такое письмо — и епископу не обязательно заниматься церковным образованием, налаживанием связей с обществом, интеллигенцией и с другими христианами. Влияние главы епархии, его государственническая позиция прозвучали в его властном крике. О последствиях можно не думать, а патриарх Кирилл наверняка заметит.

Алексей Муравьев, специалист по истории христианства:

Новообрядческий епископ Пермской Иринарх не первый поднимает вопрос об уместности употребления слова "толерантность" в современной языковой практике. Однако, как кажется, вопрос куда шире, чем просто "нехорошее слово". В наш язык, вслед за массовой вестернизацией, которая стала выбором государства в послепетровскую эпоху, проникло много иностранных слов. И каждое (!) несло с собою чуждое для русской культуры содержание. И "панталоны, фрак, жилет", и слово "сентиментальный", и гаденькое словечко "миссионерство" (во имя которого пылавли костры русской инквизиции), и даже (о, ужас!) столь привычное для церковного уха слово "экуменизм"... Все эти слова не имеют никаких прав на существование с точки зрения традиционалиста. Уже был адмирал Шишков с его "мокроступами" и "хорошилищами". Его новоиспеченный последователь хочет изгнать из употребления слово, которое наравне с "комфортный", "стресс", "агрессия" прочно вошло в современный язык, независимо от того, откуда оно — из психиатрии, фармакологии, философии или сопромата. Но не много ли он на себя берет?

А уж если разыгрывать из себя "крутого консерватора", то надо честно призывать запретить женские брюки, столь любезные епископу Илариону Алфееву, требовать повсеместного ношения платков женщинами, бород — мужчинами. Надо требовать запретить игорный бизнес, большинство современной кинопродукции (ведь там взорам зрителей может предстать обнаженное тело), да и вообще светское ТВ с его попсой и "юмориной". Опыт есть — такое было произведено после исламской революции в Иране. Но, видимо, на такое епископ без команды сверху не дерзнет. Варить суп из курочки Рябы нерационально.

Теперь по существу вопроса. Да, толерантность, понимаемая как "терпимость к греху" для христианина неприемлема, он должен с грехом бороться. Но неплохо бы при этом начать с себя. Понятие "толерантность" произошло, кстати, не от латинского слова "tolerantia", а от немецкого Toleranz и связано с рефлексией в западной философии опыта Второй мировой войны и Шоа (называемого также Холокостом). Этот опыт оказался востребован и в российском обществе, пережившем в ХХ в. немало тяжелых лет. Употребление слова можно ставить под вопрос вместе со всей прозападной ("европейской") парадигмой российской культуры. Иначе не получится.

А может быть, епископ призывает к войне конфессий? Он получит войну. Так что мало не покажется. Кстати, на конференции былп представлена и Православная Церковь – старообрядческий Митрополит Корнилий, глава РПСЦ послал свое приветственное письмо участникам конференции и древлеправославные христиане участвовали в ней. Опьяненная господдержкой пропаганда РПЦ МП, кажется, отрывается от действительности и переходит в модус "фроловщины". "Бунта против слов" епископу мало. Он призывает, в который уж раз, к введению ОПК в школах. Но и президент, и Министерство образования, и межконфессиональный совет при оном однозначно сказали: в современном (бородинском или ином моноконфессиональном) виде такого курса введено не будет. Он может быть переработан, перекроен, доведен до корректности и (увы!) уравнивания прав всех российских конфессиий. Не нравится слово "толерантность" — предлагайте свое. Но призывы, подобные призыву Иринарха, безответственны и безнравственны.

11 февраля 2009 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования