Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"КОММЕРСАНТЪ": Спонсирование повседневности. Банк ВТБ помог Третьяковке отреставрировать картину "Царь Алексей Михайлович и Никон"


В Третьяковской галерее состоялась презентация коллекции рисунков Ильи Репина и отреставрированной картины Александра Литовченко "Царь Алексей Михайлович и Никон". Коллекция приобретена, а картина отреставрирована за счет спонсорской помощи банка ВТБ. На выставке побывал ГРИГОРИЙ Ъ-РЕВЗИН.

Картина Александра Литовченко называется "Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского". Это большая картина, умеренно известная (опубликована в "Истории русского искусства" И. Э. Грабаря, то есть входит в корпус основных произведений русской школы). В Третьяковке она хранилась намотанной на вал, а теперь ее раскатали и отреставрировали. Вероятно, там можно найти тонкий смысл, поскольку изображен российский царь, стоящий на коленях. Причем если Алексей Михайлович изображен просто как благообразный юноша, то патриарх Никон написан с портрета критика Василия Стасова, что, возможно, являлось, с точки зрения художника, некоторым указанием власти на то, как надо относиться к этому критику. Но несмотря даже на лестную для художественных критиков позицию художника, следует все же сказать, что это очень среднее произведение, хоть и не лишенное мастеровитости. Это своего рода историческая реконструкция того, как могло выглядеть событие, но реконструкция настолько явно вышедшая из академизма XIX века, что совершенно ясно: так оно не выглядело.

Рисунки Репина, приобретенные Третьяковкой,— это собрание графини Ольги Лилиенфельд-Тоаль, которое у нее приобрели два года назад. Изначально собрание принадлежало Вере Репиной, дочери художника, потом его внуку Гаю Репину, так что провенанс у собрания прекрасный. Что касается качества рисунков... Вообще, существует масса рассказов о том, как Репин гениально рисовал, причем делал это все время, не останавливаясь, на любом заседании или обеде, на протоколе, салфетке, обрывке газеты. И, вероятно, так и было. Но глядя на эти рисунки, как-то слишком ясно понимаешь, что это рисунки не графика, а живописца. Он великолепно чувствует композицию, распределение масс. Он может точно поймать характерное движение, создать портрет. Но у него, по крайней мере в этих рисунках, как бы отсутствует самостоятельная эстетика линии, тени, бумаги. Не знаю, может быть, это ложное впечатление, может быть, тут дело в том, что новые приобретения Третьяковки выставлены прямо рядом с восхитительной экспозицией "Маэстрия пера", где показана по-настоящему виртуозная графика, но как-то особого восторга эти рисунки Репина не вызывают. Важное приобретение, нужно было его сделать, Репин — наше национальное достояние, но в принципе ничего особенного.

И картина Литовченко в принципе ничего особенного, и рисунки Репина тоже. И то и другое показывает качественную работу музея, в общем-то рутинную — планово реставрируют вещи в коллекции, подкупают вещи по профилю. В сущности, презентация и того и другого состоялась только потому, что это сделано на средства ВТБ. И здесь стоит отметить известный сдвиг спонсорской политики. Раньше было принято, что спонсоры приглашались на события исключительные, выходящие из ряда вон — большие концептуальные выставки, юбилеи и т. д., а повседневную работу музей выполнял за счет госбюджета. Но так, видимо, было, пока спонсоры жертвовали деньги по своей воле и проявляли личную заинтересованность в результатах своей деятельности. А по мере того как эта вольница прекратилась и крупные финансовые структуры все чаще спонсируют по разнарядке, они как-то перестали думать и про исключительность событий, связанных с их именем. Просто идет повседневная жизнь музея, а к ней привешивается табличка: идет она благодаря спонсорской помощи. Может, оно и правильно.

13 февраля 2009 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования