Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"БЛАГОВЕСТ-ИНФО": Архиепископ Микеле Пеннизи: необходимо хранить человеческую жизнь. Итальянский католический архиерей о гибели Элуаны Энгларо


Архиепископ Микеле Пеннизи—историк, правящий архиепископ епархий Пьяццы Армерины (Сицилия). Он оказался в Москве в тот день, когда стало известно о гибели Элуаны Энгларо, и это событие получило огромный резонанс во всем мире.

-- Сегодня, 10 февраля, пришло известие о кончине итальянки Элуаны Энгларо, которая 17 лет находилась в коме. Как известно, она умерла после прекращения принудительного питания, что было сделано по решению Верховного суда Италии. Какова Ваша реакция на это событие?

--  Смерть Элуаны многих поразила в Италии. Когда мы узнали, в каком она была состоянии, мы молились об этой девушке, чтобы она смогла бы продолжать жить. Сейчас, когда она все-таки ушла к Отцу Небесному, мы, конечно, чувствуем молитвенную близость с ней и ее семьей. Но мы считаем, что это очень отрицательный и тяжелый случай—девушка умерла, потому что у нее отняли воду и пищу. Это очень плохой знак, который показывает, что возможно введение эвтаназии, при каких-то несчастных обстоятельствах. Поэтому так важно, чтобы этот эпизод заставил поразмышлять нас всех: правителей и простой народ  -- о том, что необходимо хранить человеческую жизнь, особенно людей тяжелобольных, которые находятся  на конечном этапе болезни, чтобы их провожали к смерти с христианским почтением, но не прекращая искусственно их жизнь, тем более – отказывая в пище и воде. Мы желаем, чтобы были люди, которые защищали бы жизнь, работали ради нее, с самого начала и до последнего мгновения жизни.

-- Сторонники введения эвтаназии часто говорят, что надо пожалеть не только больных, но и их близких. Какие доводы противников эвтаназии могут быть в этом случае обращены к людям нерелигиозным?

-- Я утверждаю, что ценность жизни – это ценность для всех, как верующих, так и неверующих. В Италии было много вполне светских, нецерковных людей, которые хотели, чтобы Элуана смогла выжить, чтобы в конце концов жизнь ее закончилась без насильственного вмешательства. Но, конечно, надо всегда думать о тяжелой ситуации родственников и помочь этим людям: поддерживать их, быть рядом с ними, чтобы они имели силы для ухода за своими больными близкими. Я знаю очень  многих простых людей, которые ухаживали до последнего за своими больными близкими, делая это очень просто, скромно.

-- Можно ли говорить, что смерть Элуаны создаст прецедент, что есть реальная угроза введения эвтаназии в Италии, как это сделано уже, например, в Нидерландах?

-- Что касается истории Элуаны, мое впечатление таково: это  было некое использование одного несчастного случая,  чтобы создать юридический прецедент, а потом через законодательную процедуру ввести эвтаназию. Конечно, та кампания, которая разворачивалась в СМИ вокруг дела Элуаны, заставляет подозревать, что она продиктована не столько жалостью к Элуане и ее семье, сколько попыткой манипулировать общественным мнением, склонить его в пользу эвтаназии.

-- Что может противопоставить этому Церковь, кроме проповеди с кафедры?

-- Христианская проповедь – это уже немало. Но есть и конкретные дела, через которые Церковь дает понять, что жизнь даже очень больного человека, неполноценного, инвалида имеет ценность. Например, в Италии есть церковная больница Католинго (основанная священником), она занимается неизлечимыми больными. Там ухаживают за больными с большой любовью, большой заботой. Это знак христианского сочувствия, о котором свидетельствуют факты, конкретная работа. В Италии есть много католических структур, которые помогают больным СПИДом и другим страждущим.

-- Как все-таки помочь тем людям, которым выпало такое испытание – длительный уход за тяжелобольным? Говорят, что при соответствующем настрое, они могут извлечь из этого большую духовную пользу?

-- Я  видел людей, которые через страдание приблизились к Богу и обращались в христианство. Для нас страдание – это инструмент, с помощью которого Бог призывает нас к обращению и к сочувствию. У меня были пастырские визиты,  я посещал много семей, которые без особого шума ухаживают за своими больными, проявляя сочувствие, особую поддержку. Потому что  человеческая жизнь для нас, христиан, является даром Божиим,  и мы не можем распоряжаться этой жизнью, как хотим. Мы просто являемся хранителями жизни, которую получили в дар.

-- И последний вопрос: известны ли Вам примеры, когда человек, долгое время находившийся в вегетативном состоянии, вернулся бы к более-менее нормальной жизни?

-- Лично мне такие примеры неизвестны. Но я читал и знаю от других людей, что такие случаи были, когда люди после долгой комы вернулись к жизни и смогли восстановить не полностью, но в какой-то степени нормальную жизнь, или имели какие-то улучшения своей ситуации.

Беседовала Юлия Зайцева, перевод с итальянского – Джованна Парравичини

11 февраля, 2009 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования