Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ": "Он надел пономарю кастрюлю на голову". Атака на непокорного епископа Диомида и его сторонников набирает силу


В конце прошлой недели получил дальнейшее развитие скандал, связанный с именем епископа Анадырского и Чукотского Диомида. Как известно, Архиерейский собор РПЦ запретил его в служении за нашумевшие письма с критикой священноначалия. На Чукотку вскоре прислали временным управляющим епархией архиепископа Хабаровского и Приамурского Марка. Ответным ходом Диомида стало предание им анафеме патриарха. На это последовала неожиданная реакция Марка: он обратился в суд и прокуратуру с просьбой возбудить в отношении Диомида уголовное дело. Похоже, мира на Чукотке в ближайшее время не предвидится.

Архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк (Тужиков) обратился в прокуратуру Чукотки с просьбой возбудить уголовное дело в отношении бывшего управляющего Анадырско-Чукотской епархией епископа Диомида (Дзюбана). По словам Марка, Диомид растратил весьма солидную сумму (только по одному храму в Анадыре не менее 8–10 млн. в год) и выкрал все документы.

Случай беспримерный: дела, связанные с какими-либо правонарушениями, рассматривает Церковный суд. Создается прецедент, когда Церковь использует государство в качестве карательного инструмента. И вряд ли это личная инициатива архиепископа. Диомид – автор нескольких очень резких писем в адрес руководства РПЦ. В последнем из них он предал анафеме патриарха, главу Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) и митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева), который возглавлял особую комиссию по рассмотрению "случая Диомида". С подачи последнего Архиерейский собор запретил епископа в служении.

Теперь могут последовать новые репрессии – уже светского характера. В своих интервью Диомид говорил, что не исключает не только фабрикации уголовного дела против него, но и объявления его психически больным. "Марк этим и занимается, – пояснил Диомид Порталу-Credo.Ru. – Они хотят в полученных документах накопать финансовый компромат на меня. Мне передали, что там какие-то фантастические суммы на меня пытаются "повесить" – чуть ли не триллион рублей. Вот если я попрошу прощения у Святейшего, так эти дела сразу и прекратят".

Обвинения Диомида во всех тяжких просочились и в Интернет.

В частности, сотрудник Миссионерского отдела РПЦ иеромонах Агафангел (Белых) утверждает: "За 8 лет управления епархией епископом Диомидом не были созданы нормальные условия для духовной жизни верующих. Доказательством тому служат пустые храмы и мизерное количество подписей под обращениями в защиту бывшего управляющего". А священник Камчатской епархии Михаил Неверов поведал о своих встречах с епископом, когда тот еще служил на Камчатке: "В личном общении отец Диомид был крайне тяжелым человеком... Во время службы он мог выйти и, не стесняясь молящихся, наорать на клирос, обозвать их козлами и баранами. Прекословящему ему пономарю он однажды надел на голову кастрюлю с горячим супом. Только не подумайте, что это был я и вот сейчас ему за это мщу..." Припомнил отец Михаил епископу и драку с родным братом, когда оба жили в Троице-Сергиевой лавре: "Скажу честно, в Московской духовной академии за рукоприкладство исключают сразу. Здесь же тишина. Как будто ничего не произошло. Что это, заступничество Святейшего? Как известно, Диомид некоторое время был у него келейником. Или, может, лаврское начальство, учитывая особое положение Диомида, решило не давать ходу случившемуся? Не знаю. Но когда теперь говорят, что собор вдруг неожиданно быстро принял крутые меры, я руками развожу… Сеял смуты, раздоры и откровенные расколы 15 лет – и только теперь решили навести порядок".

Порядок на Чукотке наводится основательно. Так, при изъятии из кельи Диомида церковного имущества, духовенство, которое прибыло в Анадырь с владыкой Марком, прихватили заодно принадлежащие епископу книги и облачения. Проводя уборку помещений и территории храма, где служил Диомид, в костер вместе с мусором бросили иконы, утварь и даже, страшно сказать, портрет патриарха. Наконец, были запрещены в служении четверо клириков – активных сторонников Диомида, а мирян, общающихся с ними, отлучили от причастия.

Чего ждать дальше? Судебного приговора? Или бегства мятежника с Чукотки с последующим преданием его анафеме? Сам Диомид ранее говорил о своем возможном переезде в Москву, чтобы построить там храм или даже монастырь, тем самым основав собственную полулегальную церковь. На прошлой неделе, отвечая на вопрос журналиста, не изменились ли его далеко идущие планы, он ответил с воодушевлением:

– Не изменились. Что-то делается. Зовут! Зовут! Собираюсь ехать в Москву – ближе к осени.

Михаил Поздняев, 29 июля 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-22 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования