Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ПРАВОСЛАВИЕ В УКРАИНЕ": В Свято-Вознесенском кафедральном соборе хранится икона, написанная в честь Тараса Шевченко


 Икона Святителя Тарасия, архиепископа Цареградского, и преподобного Михаила Малеина написана для Свято-Рождество-Богородичного собора другом Тараса Григорьевича Шевченко Григорием Честаховским в его память и память Михаила Лазаревского, о чем свидетельствует хорошо сохранившаяся надпись: "Вічна память и добра слава вірним товарищам Тарасу Григоровичу Шевченко и Михаилу Матвієвичу Лазаревскому. Григорій Честаховский, року Божого 1867, місяца серпня", а также изображение конотопского Рождества-Богородичного собора у ног святых.

Собор был уничтожен во времена гонений на Церковь. На его месте сегодня стоит школа и, что интересно, еще с советских времен памятник Тарасу Шевченко. Икону сохранили прихожане Вознесенского храма, ныне кафедрального собора Конотопской епархии.

Икона святителя Тарасия и преподобного Михаила Малеина -памятник истории, бесценная реликвия. Это единственная икона, связанная с Тарасом Шевченко (более того - написанная в память о нем), известия о которой еще не введены в научный обиход. Знаменательно, что по своему духу Кобзарь очень близок святому Тарасию, ревностному защитнику православия в очень трудный период иконоборчества, ересей и расколов.

Подобно святителю Тарасию, Тарас Шевченко также стоял на защите Святого Православия, обличая унию и католицизм, которые насаждались в Украине насильственным путем, как некогда иконоборчество. Не менее интересно, что Тарас Шевченко был назван по святцам в честь святителя Тарасия, а преставился 10 марта, в день памяти своего небесного покровителя.
По благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира икона отправится на реставрацию, после чего вновь займет свое место в Свято-Вознесенком кафедральном соборе.

"Я думаю, - говорит Епископ Конотопский и Глуховский Иннокентий,- это важная гуманная акция по отношению к старинной иконе, которая является великой святыней и благочестивой ценностью и для Церкви, и для всего украинского народа. Сейчас она в ветхом состоянии. Наша цель - сохранить национальную святыню для будущих поколений. Будет сделана также ее копия, которую мы передадим в дар Национальному музею Шевченко. А подлинник после реставрации будет возвращен общине Свято-Вознесенского кафедрального собора, собственностью которой она является".

 

Справка:

Григорий Честаховский, Михаил Лазаревский и Тарас Шевченко были друзьями. Лазаревские помогали Шевченко в самые тяжелые минуты его жизни. Их имение находилось неподалеку от Конотопа. Поэт часто бывал там. Это были люди глубоко духовные, бережно относящиеся к украинской культуре. В краеведческом музее Конотопа хранится диван из дома Лазоревских, на котором обыкновенно отдыхал поэт.

Григорий Честаховский после смерти Тараса Григорьевича был первым, кто начал собирать его вещи, чтобы сохранить их для истории. Кое-что выкупил, кое-что получил в наследство от Тараса Григорьевича. Именно коллекция Честаховского стало ядром экспозиции Национального музея Кобзаря в Киеве.

Святитель Тарасий Цареградский - Константинопольский патриарх, председательствовавший на VII Вселенском Соборе, который утвердил догмат об иконопочитании. Знатное происхождение и высокая образованность позволили святому Тарасию занять высокий государственный пост при дворе императора Константина VI Порфирородного (780-797) и его матери святой царицы Ирины. При Константине VI ересь иконоборства получила значительное распространение, потому что константинопольский патриарх Павел IV (780-784), крайне слабовольный по натуре, не мог противостоять ей. Сознавая свой грех перед Святой Церковью, он удалился с кафедры, указав на Тарасия как на своего приемника. Святитель Тарасий согласился взять на себя патриаршее достоинство (784) только при условии, что будет созван Вселенский Собор для суждения об иконоборстве. VII Вселенский собор был созван в 787 году. Отцы собора подтвердили почитание святых икон. Святитель почил о Господе в 806 году.

17 февраля 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования