Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА": По следам Тибетского Евангелия


Документальную картину "Потаенные годы Иисуса" называют фильмом-сенсацией, так как тема, поднятая в нем, - почти восемнадцать лет жизни Иисуса, "выпавших" из канонических Евангелий, большая часть которых предположительно прошла в Индии - никогда не рассматривалась в нашей стране. В основе фильма лежит история русского журналиста Николая Натовича, обнаружившего манускрипты с описанием этих лет жизни Иисуса и на основе их написавшего так называемое Тибетское Евангелие. На вопросы, связанные со съемками картины, отвечает режиссер Татьяна АРХИПЦОВА.

- Татьяна, что вас подвигло взяться за такую тему?

- Честно говоря, поначалу тема меня очень серьезно испугала, и я собиралась отказаться от работы над фильмом. Но когда мы пообщались с Сергеем Алексеевым, автором статьи о Натовиче в "Огоньке" и идеи фильма, я почувствовала такой интерес к материалу, что отказаться было невозможно. И мне стало понятно, что даже если мы ничего не откроем, то просто соприкоснуться с религиозной темой, со сводом канонических истин для светского человека может быть очень важно, сам процесс поиска обогащает.

- Можно ли сказать, что ваш фильм меняет какие-то устоявшиеся представления о жизни Иисуса?

- Я бы сказала, что он расширяет поле для размышлений на эту тему. Вообще публикация С. Алексеева вызвала бурю эмоций у нас в прессе, хотя это был просто рассказ, никакого открытия там не содержалось - на Западе об этом уже давно говорят. И отец Кураев, который выступает у нас в фильме оппонентом, сказал, что мы ищем Иисуса в Индии, в Гималаях, потому что не хотим впустить Его в собственный дом и собственное сердце. Все это подтолкнуло С. Алексеева начать журналистское расследование.

- Что вы можете сказать о личности самого Натовича? Ведь он был журналистом, а это известные охотники за сенсациями. Вы доверяете его исследованиям?

- Натович вызывал серьезную симпатию, он был, по-видимому, весьма смелым человеком и обладал колоссальной интуицией. Ведь его путешествие было по-настоящему опасным. Но позже мы натолкнулись на обстоятельства, которые его компрометируют. Это стало для нас неожиданностью, как струна, которая вдруг порвалась. Подробнее эта линия рассматривается в фильме.

- Не кажется ли вам, что исследовательский подход к жизни Иисуса Христа как-то подтачивает веру в чудо, которая необходима для большинства верующих?

- Но в версии о том, что Иисус в двенадцать лет отправился вместе с волхвами на Восток и проповедовал там, как раз нет опровержения чудесного, даже скорее наоборот. И наш фильм не раскладывает постулаты веры на составляющие, в нем нет никакого развенчания, а есть дополнения. Правда, в третьей серии фильма есть еще версия индийского историка Азиза Кашмири, согласно которой в Индии находится могила Христа, но мы не подаем ее как истину в последней инстанции, и я, например, в нее не верю.
Мы, разумеется, не хотели задеть чувства верующих, а постарались ответить на какие-то собственные вопросы. Нас, конечно, могут спросить: а зачем вы сделали кино об этом? Вот и отвечали бы сами себе. Но таких, как мы, которые задаются вопросами, очень много.

- Изменилось ли ваше собственное представление о религии, о личности Христа в процессе работы над фильмом?

- Вы знаете, когда рассматриваешь клетку под микроскопом, она становится роднее. Изучая так детально тему, как делали это мы, невольно проникаешься ею гораздо глубже, чем раньше. Я человек верующий, и работа над фильмом не только не поколебала веру, но и укрепила ее.

- Чувствовали ли вы сопротивление людей или самого места и пространства в ходе съемок, что-то приходилось преодолевать?

- Да, конечно. Ватикан, например, нам нигде не разрешал снимать. Визуальный ряд Ватиканской библиотеки мы снимали скрытой камерой, хотя американцы имеют право там снимать. Много было других препятствий, например, в Кашмире, где идет война. Случались и необъяснимые для нас происшествия, мешавшие работе. Но мы считали это испытанием, которое надо преодолеть. Святослав Федоров подсказал мне когда-то формулу успеха какого-либо дела - это непрерывность усилия.

- А не было ощущения, что вы проникаете в какую-то запретную зону?

- Нет, скорее наоборот. Люди хотели с нами разговаривать, шли на контакт. Особенно это сильно чувствовалось в Индии, но и у нас тоже. Хотя многие церковные деятели были нашими оппонентами, но митрополит Кирилл, например, был очень доброжелателен, осталось очень светлое ощущение от диалога с ним.

Елена Бабаханова

"Российская газета", 17 февраля 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования