Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА": Ватикан открывает тайные архивы. Историкам предстоит разобраться, был ли Папа Пий XII коллаборационистом


Об авторе: Джованни Бенси - итальянский журналист и политолог.

По решению Папы Иоанна Павла II с 15 февраля для историков станут доступными архивы Ватикана, в которых хранятся документы об отношениях между Святым Престолом и Германией с 1922 по 1939 г., то есть за период, в который Католической Церковью руководил Папа Пий XI (Акилле Ратти). Исследователи смогут ознакомиться, между прочим, с документами из "тайного архива", архивов нунциатур (папских посольств) в Мюнхене, при бывшем Баварском королевстве (1922-1934), и Берлине (1922-1930). Почти полностью отсутствуют документы Берлинской нунциатуры между 1931 и 1934 г., которые были уничтожены во время Второй мировой войны.

Пока вне досягаемости остаются, пожалуй, самые интересные документы, относящиеся к периоду между 1939 и 1945 г., то есть к понтификату Пия XII (Эудженио Пачелли). Ведь именно его поведение во время войны, в частности молчание по поводу Холокоста, остается главным предметом горячих споров. До своего избрания Папой после Первой мировой войны кардинал Пачелли был нунцием (послом) в Германии, а позднее - государственным секретарем Ватикана и считался главным экспертом по взаимоотношениям Церкви с немецким правительством. В частности, именно он подготовил набросок энциклики "Mit brennender Sorge" ("С пламенной заботой"), в которой Пий XI в 1937 г. осудил нацизм.

На самом деле часть документов, которые теперь будут предоставлены в распоряжение историков, уже известны. Они входят в сводное 12-томное издание на французском языке, опубликованное в Ватикане между 1965 и 1981 г. по решению Папы Павла VI, под названием "Акты и документы Святого Престола, относящиеся ко Второй мировой войне". В 1997 г. на основе этого монументального издания иезуит Пьер Блет выпустил в свет тоже на французском языке книгу "Пий XII и Вторая мировая война на основе ватиканских архивов". Однако и то и другое издание содержат только часть материалов о том трагическом периоде европейской истории. Видимо, после 15 февраля действительно можно будет увидеть документы, неизвестные до сих пор.

Спор об отношении Католической Церкви, особенно Пия XII, к фашизму, нацизму и истреблению евреев разгорелся в 1963 г., когда немецкий драматург Рольф Хоххут поставил пьесу "Наместник" (имеется в виду Папа как "наместник Христа"), в которой Пий XII обвинялся в сознательном умолчании еврейской трагедии и в сообщничестве с нацизмом. Эта пьеса вызвала возмущение в католических кругах. Много лет спустя, в 1999 г., английский историк Джон Корнуэлл опубликовал другую книгу, чье крайне критическое отношение к Пию XII угадывается уже по ее названию: "Папа Гитлера: тайная история Пия XII".

Перед лицом таких серьезных обвинений нынешний Папа Иоанн Павел II поручил кардиналу Эдварду Идрису Кассиди, председателю Папской комиссии по религиозным отношениям с евреями, создать смешанную католическо-иудейскую комиссию по исследованию деятельности Пия XII во время Второй мировой войны. В эту комиссию из шести историков вошли представители католицизма и иудаизма. Однако полноценное исследование было бы возможным лишь при неограниченном доступе к архивным материалам. Но поскольку в этом деле якобы возникли трудности, в сентябре 2001 г. еврейские члены смешанной комиссии подали в отставку, и работа самой комиссии прервалась. На этом фоне и созрело решение открыть архивы Ватикана и рассекретить документы до 1939 г.

Но теперь это становится довольно деликатной проблемой, потому что по инициативе Иоанна Павла II начат процесс канонизации Пия XII. Священник Петер Гумпель, проводящий расследование в преддверии этой канонизации, так объясняет его молчание: во-первых, неверно, что Папа вообще никак не реагировал. Трагедии евреев он касался неоднократно, но, правда, очень осторожно. Во-вторых, не надо переоценивать возможности Пия XII в тот драматический период: открытое осуждение нацистских преступлений против евреев не заставило бы патологического антисемита Гитлера изменить свою политику, но навлекло бы еще больше репрессий на евреев и гонения на Католическую Церковь. В-третьих, Понтифик, пожалуй, действительно молчал, но зато действовал: Ватикан отдал распоряжение епископам в Германии и других оккупированных "вермахтом" странах оказывать всемерную помощь гонимым евреям, 800 тысяч из которых были спасены благодаря стараниям Церкви.

Из опубликованных документов следует также, что истребление евреев неоднократно обсуждалось в Ватикане. Пьер Блет публикует в своей книге ноту государственного секретариата Ватикана от 5 мая 1943 г., в которой говорится, что Святой Престол получает от епископов и нунциев в оккупированной Европе сведения "о лагерях смерти, о людях, сотнями погибающих в газовых камерах". В ноте задается вопрос о том, "как следует отнестись к подобной информации, поскольку "и союзные правительства, и даже некоторые еврейские круги не знают, в какой мере она достоверна и что можно сделать".

Эта растерянность чувствовалась в Ватикане уже давно. За полгода до указанной ноты по случаю Рождества 1942 г. Пий XII выразил свою солидарность "сотням тысяч человек, которые безвинно и порой только из-за своей национальности или расы обречены на смерть". Ясно, кто и что имеется в виду, но ни Гитлер, ни евреи прямо так и не названы. Блет приводит заметку, написанную Папой 20 февраля 1941 г., в которой он намекает на чье-то давление: "К сожалению, - пишет Пий XII, - когда Папа хотел бы громко кричать, часто ему навязывают выжидание и молчание; когда он хотел бы действовать и помочь, ему опять навязывают выжидание и терпение". Кто "навязывает"? Союзники по антигитлеровской коалиции? Ответа пока нет.

Джон Корнуэлл в интервью журналу "Шалом" (орган Римской еврейской общины) спрашивает: если Пий XII не был свободным в своих высказываниях, то "почему после войны он не сказал об этом, не извинился, не объяснил миру причины своего молчания?" На самом деле после войны Папа, так и не объяснившийся по этому поводу, явно сознавал, что его поведение могло быть расценено как неадекватное. В мае 1952 г., касаясь своей деятельности во время войны, он сказал как-то: "Мы сделали все, что считали возможным сделать". Быть может, такое высказывание многих не удовлетворило, но, с другой стороны, может быть, до сих пор неизвестные документы из ватиканского архива действительно прольют новый свет на те далекие и трагические времена.

14 февраля 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования