Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ЦЕНТРАЛЬНО-
АЗИАТСКИЕ НОВОСТИ": Саддам и ислам


Бывает, что человек отлично тасует карты,
а играть толком не умеет.
Фрэнсис Бэкон

Почти сразу после войны в Персидском заливе, совпавшей по времени с развалом крупнейшей империи на севере и началом новой однополярной эры мирового порядка, в Ираке началось активное строительство мечетей. Данная программа строительства религиозных объектов явилась составной частью новой стратегии иракского лидера, намеревающегося придать существующему государственному строю "оттенок духовности". "Бывает, что человек отлично тасует карты, а играть толком не умеет". Это высказывание Фрэнсиса Бэкона вряд ли относится к Саддаму Хусейну. Этот багдадский правитель не только отлично тасует карты, но и играет превосходно, причем в колоде у него не менее шести тузов, из которых половина – козырные. Хусейн почувствовал веяние времени и осознал, что с окончанием холодной войны нация стала нуждаться в какой-то новой объединяющей идеологии. И соответствующие усилия в этом направлении были предприняты.

За последние год-полтора в каждом уголке Багдада появились новые мечети. В настоящее время, по меньшей мере, около десяти мечетей находится в стадии строительства. Перемены также коснулись иракского государственного телевидения. Чуть ли не круглые сутки по телевидению устраиваются чтения Корана. В программу обучения в багдадском университете имени Саддама Хусейна включены так называемые исламские курсы, на которых преподают богословие. Страна и раньше отличалась от других арабских стран множеством портретов иракского лидера, которые облепляли фасады зданий больших и малых городов Ирака. Теперь же к портретам Хусейна в форме маршала иракских вооруженных сил и Хусейна в штатском добавились портреты Хусейна, совершающего молитву. Словом, налицо явное обновление фасада государственного строя, где правящей партией продолжает оставаться Партия арабского социалистического возрождения – Баас.

Неудивительно, что Саддам Хусейн, в конце концов, обратился к идеям ислама. Ирак оставался, пожалуй, единственной страной арабского и мусульманского мира, где во главу угла государственной идеологии ставились социалистические идеи с местной общеарабской спецификой. Здесь речь, однако, не идет о том, какой в действительности строй представляло и представляет собой правление Саддама Хусейна. На самом деле влияние светских идеологий, в том числе насеризма и баасизма в широких слоях населения мусульманских стран было подорвано еще в 1967 году, когда арабские страны потерпели жестокое поражение в войне с Израилем. Этот и ряд других факторов наряду с победой Исламской революции в Иране в 1979 году привели к усилению роли ислама или к "исламскому пробуждению" в политической жизни многих стран мусульманского мира. В силу закрытости иракского общества и "деспотичности" багдадского режима новые идеи просто не могли прижиться в стране, поскольку несли явную угрозу для правителей. Однако, ввиду общей усталости народа как от баасистских идей, так и непрекращающейся экономической блокады со стороны Запада, Хусейну не оставалось ничего более, как обратиться к исламу. Идеи ислама помогают ему сплотить нацию перед лицом нависшей угрозы со стороны Вашингтона и добиться более ощутимой поддержки среди "братских" мусульманских стран. Сам же ислам, который проповедуется в сегодняшнем Ираке, не имеет ничего общего с радикальными, фундаменталистскими течениями в этой религии, яркими выразителями которых стали египетская Ассоциация братьев-мусульман и международная террористическая сеть "Аль-Каида". В действительности, как и любой другой арабский правитель, Саддам Хусейн также чувствует для себя угрозу со стороны все тех же "братьев-мусульман". Ирак, пожалуй, является сегодня единственной страной в арабском мире, где "братья-мусульмане" и их сторонники не могут объединиться в какую-то организационную структуру.

Кстати, заявления президента Буша и других американских политиков о том, что багдадский режим поддерживает тесные отношения с "Аль-Каидой" и окопавшейся в иракском Курдистане проиранской "Ансар аль-Ислам" как-то не стыкуются с фактами, которыми изобилует жизнь. В этом ничего удивительного нет, поскольку подобные заявления лишний раз доказывают, что американские политики и их спич-райтеры либо учились в нормальных американских колледжах, где вопросам различий в течениях ислама отводится недостаточное количество часов, либо принимают всех остальных за придурков, готовых переварить любую их стряпню. Суннитские и шиитские радикалы по-разному понимают государственное устройство, к которому они стремятся. Так, шииты (например, в Иране) отвергают монархию, считая верховным авторитетом в государстве имама. По мнению суннитов, которыми, в частности, представлена центральная часть Ирака, идеальным государственным устройством является то, которое было при пророке Мухаммеде. Для них важна идея халифата как формы государственного устройства. Непримиримость позиций суннитов и шиитов наряду с наложением целого ряда других не менее, а может быть и более важных факторов привела к восьмилетней войне между Ираком и Ираном. "Аль-Каида" и "братья-мусульмане" вообще исповедуют идеи салафитов, наиболее радикальным ответвлением которых является ваххабизм, который, кстати, трактует мечеть как центр религиозного мусульманского братства и законы шариата ставит выше законов, придуманных человеком и касающихся таких областей, как политика, экономика и правосудие. Кстати, о мечетях. Да, их действительно стало больше в сегодняшнем Ираке. Однако, понимая, что мечети исторически являлись очагами распространения новых идей и прекрасной почвой для взращивания исламского фундаментализма, Саддам Хусейн и здесь нашел верный ход. Согласно его особым распоряжениям, мечети всегда остаются закрытыми. Открываются они лишь за час до молитвы и через час после нее закрываются. Хусейн выступает за строгое отделение церкви от государства. Его ислам позволяет верующим совершать простые молитвы в мечетях в положенные на то часы, не запрещает совершать "хадж" в Мекку, однако вопросы политики и экономики должны решаться руководителями страны. Ислам, который наблюдается сегодня в Ираке действительно не имеет ничего общего с исламским фундаментализмом. Это своего рода "колыбельная", которая придумана Саддамом Хусейном для своего народа с тем, чтобы тот продолжал находиться в удобном для его правителя анабиозе.

Евгений Шульц

11 февраля 2003 г.

Опубликовано на сайте www.centran.ru


 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования