Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РЕЛИГИЯ И СМИ": В Московском центре Карнеги обсудили перспективы развития протестантизма в России


6 февраля в Московском центре Карнеги (Фонд Карнеги за международный мир) состоялся семинар "Протестантизм на просторах Евразии", в работе которого приняли участие религиоведы, политологи, журналисты, представители конфессий. Семинар проводился в рамках проекта "Этничность и нацие-строительство", и его вел сопредседатель проекта Алексей Малашенко.

С докладом на семинаре выступил Роман Лункин, участник проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни России". Он остановился на современном состоянии протестантизма, уделив особое внимание вопросу о том, насколько протестантизм как религиозная традиция способен адаптироваться к процессам глобализации и участвовать в них, по сравнению с католицизмом. Эта тема вызвала оживленную дискуссию, в ходе которой были высказаны различные точки зрения на перспективы развития протестантских деноминаций в России.

Отмечалось, в частности, что протестантские деноминации являются, наряду с исламом, наиболее динамичными в отношении количественного роста, что объясняется сильным евангелизаторским мотивом. Вместе с тем, в условиях доминирования традиционных конфессий, а также имеющей место дискриминации со стороны, прежде всего, местной бюрократии, обретение российскими протестантами своего место в обществе сопряжено с трудностями. В российском религиозно-культурном контексте протестанты нередко воспринимаются как "чужие". Развитию деловой активности на основе так называемой "протестантской этики" (по Веберу) препятствуют как криминализация российского бизнеса, так и утрата той связи с властными структурами и истеблишментом, которая существовала – на индивидуальном уровне – в дореволюционной России (имеются в виду прежде всего "этнические" лютерате и кальвинисты). Серьезной проблемой для российских протестантов является отсутствие своей интеллигенции, интеллектуального ресурса.

В последнее время имеют место попытки консолидации российских протестантов. Так, как сообщало информационное агентство "Благая Весть 2000", 16 декабря 2002 года в помещении Московского богословского института Российского Союза евангельских христиан-баптистов состоялось организационное собрание, посвященное созданию Евангельского альянса России и подготовке его учредительной конференции, которая намечена на апрель 2003 года. В этой инициативе принимают участие представители церквей евангельских христиан-баптистов, церкви христиан-адвентистов седьмого дня, пресвитерианской и методистской церквей.

На семинаре президент Союза христианских евангельских Церквей России (СХЕЦР) Александр Федичкин сообщил, что целью создания Евангельского альянса России является прежде всего единое представительство российских протестантов, а потому это будет не централизованная структура, но скорее общественная организация. При этом инициаторы из четырех деноминаций приглашают для участия в работе новой организации представителей других протестантский сообществ.

В настоящее время перед христианами протестантской традиции в России стоит задача явить обществу и государству свое "российское лицо", показать, что они являются патриотами и могут внести значимый вклад в национальное развитие. В русле этой задачи находятся и усилия по формулированию социальной доктрины российского протестантизма – вслед за подобными документами Русской Православной Церкви, мусульманской и иудейской общин.

На семинаре высказывалось мнение о важности создания энциклопедии российского протестантизма, в которой было бы отражено историческое бытие и современное состояние этой отечественной христианской традиции. Была высказана и другая точка зрения: протестанты должны так проявить свою способность к общественно значимой деятельности, чтобы сведения о них "автоматически" попадали в издаваемые энциклопедии.

Что же касается "европеизаторской" роли протестантов, то о ней можно говорить скорее применительно к постсоветским республикам Средней Азии. В России же многие протестантские деноминации нередко бывают отнесены к разряду "деструктивных сект", следствием чего являются судебные разбирательства, направленные на их ликвидацию. И если в глобализирующемся мире протестанты имеют возможность выигрывать на "рынке" культов и вер, оставляя позади традиционные церкви, то "на просторах Евразии", в том числе в России, там, где государства и общества ищут опоры на "стабильные" исторические духовные традиции, западные по происхождению христианские церкви сталкиваются прежде всего с проблемой легитимации в специфическом социально-психологическом контексте.

Московский центр Карнеги планирует продолжить проведение семинаров, посвященных конфессиональной тематике.

"RELIGARE.RU", 7 февраля 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования