Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ISLAMRF.RU": Чем блеснул «Золотой Коран»? Это блажь новых русских, или всё-таки попытка войти в культуру и религию с большим кошельком нерастраченных замыслов?


"Не всё то золото, что блестит" — эта русская поговорка приходит в голову, когда пытаешься разобраться, зачем в центре Москвы решили выставить "Золотой Коран".

Это блажь новых русских, напоминающая православный проект "яйца Фаберже-Вексельберга", или всё-таки попытка войти в культуру и религию с большим кошельком нерастраченных замыслов?

Во что можно превратить 14 кг золота?

26 июня в ГМИИ им. Пушкина прошла, как говорилось в анонсах, "презентация уникального издания - "Золотого Корана". Каждая из 162 страниц "Золотого Корана" представляет  пластину из золота высшей, 999-й, пробы. Общий вес книги составляет около 14 килограммов. "Золотой Коран" не имеет мировых аналогов. На его изготовление старейшему в мире московскому Монетному двору Гознака Министерства финансов России потребовалось полтора года. Подделать и скопировать произведение невозможно.

Это первая из десяти копий рукописи 8 века "Коран Усмана", хранившейся в частной коллекции в России. С 1936 года оригинал древнейшей в мире рукописи Корана, ставшей собственностью российского государства, передан в петербургский Институт востоковедения Российской академии наук".

Инициатор проекта – российская компания WT — держит стоимость проекта в секрете как коммерческую тайну. К своему плану ей удалось привлечь такие знаковые в духовном и культурном пространстве структуры, как Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ, ГМИИ им. Пушкина, а также Институт востоковедения РАН. Проект поддержали Совет муфтиев России, Организация Исламская конференция (ОИК) и Арабская лига образовательных, культурных и научных организаций (ALECSO).

Устроители заранее объявили — и явно поторопились! – о приглашении ни больше не меньше, как глав и высших руководителей 29 стран исламского мира. Но ни один из них, увы, почему-то не явился. Приглашены были и послы этих стран — но тут тоже случилась осечка, а на открытии выступил лишь Посол Лиги арабских государств и представитель ОИК. Не первыми лицами были представлены и МИД РФ, и Совет муфтиев России, и сам ГМИИ.

Сама же презентация прошла в предельно современном духе постмодерна, где всё смешано и перепутано. Объяснений тому может быть два: 1 — так задумано, ибо нет теперь иерархии ценностей и "всё пребывает во всём", или 2 — извините, но "хотели как лучше, а получилось, как всегда".

Представьте себе картину: вы входите в знаменитый Белый зал знаменитого музея под звуки… барочного камерного ансамбля, на стенах за белоснежными античными колоннами висят… огромные европейские гобелены с игриво-куртуазными и мифологическими сценами. Выступающие говорят на фоне такого же гобелена… И если мужчины выступают кратко и деловито, то Рита Ауад (Rita Awad, ALECSO), дама с непокрытой головой из Туниса, читает по бумажке свой арабский доклад так долго, что присутствующие с трудом сохраняют вежливость и как бы передают друг другу глазами: "ну господа, всё простительно женщине, да ещё из такой далёкой провинции!".

Кстати, первоначально вообще было задумано провести презентацию в Итальянском дворике музея, где гордо стоит небезызвестный обнажённый Давид…

Никаких попыток разместить хоть где-нибудь хоть какую-нибудь исламскую символику, никакого чтения Корана, ни вживую, ни в записи… Более того, многозначительно умолчание, о котором говорили между собой присутствующие мусульманские журналисты — о существовании ещё трёх частей той же рукописи "Корана Усмана" вне Петербурга… "Кто же сможет читать такой текст, да ещё в золоте, да ещё в архаичном почерке куфи?" — удивляется шеф московской студии ТВ Ирана.

И тогда возникает вопрос – а для чего всё было задумано? Неужели для того, чтобы в течение часа произносились ставшие в последние годы привычными дежурные заклинания о веротерпимости в России и дипломатическом прорыве в исламское пространство?

Мусульманского содержания в этом проекте не просматривается, но, кажется, его и не было изначально. Первое, что можно предположить – это нечто вроде "пасхальных яиц Фаберже", которые новый русский олигарх Вексельберг показал всей стране. Он громко заявил о "возвращении исторических и религиозных ценностей на Родину", о чём сдавленным голосом с центральных телеканалов поведал Патриарх Алексий Второй, а потом оказалось, что яйца были куплены на аукционе и принадлежат лично Вексельбергу, который даже и не думает передавать их куда-нибудь в храмы или в музеи. С тех пор, как Вексельберг потряс "яйцами Фаберже" всю страну, проявилось новое явление – псевдоблаготворительность, имитация культурной и духовной активности новых богатых.

И всё же тут не аналог с Вексельбергом. Ювелиры фирмы WT хотят во что-то превратить эти 14 кг чистого золота. Какую операцию — уж не алхимию ли! – они задумали?

Ювелиры сработали неювелирно

Послушаем самих инициаторов. Вот на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС еще 25 января 2007 было заявлено: "…вечный текст, увековеченный в благороднейшем материале, чудо ювелирного искусства, образец высочайшего мастерства российских мастеров, теперь сохранится навеки!" Если бы такая реклама была бы составлена вне религиозного контекста и, тем более, вдали от Ислама – все бы поняли, что это пышная риторика и не более. Но вдумаемся в слова.

"Вечный" в Исламе – это атрибут исключительно Аллаха. Текст Корана, как известно, был ниспослан человеку по имени Мухаммад (САВ), который, как известно, умер. И как такового, текста Корана до Мухаммада – не существовало. Характеристика "вечного" к этому тексту, как и ко всем прочим, неприложима. Однако, в Исламе есть мистическое понятие о Небесной Скрижали, "предвечной и сокровенной", частичным проявлением которой являются все священные послания Бога человечеству, в том числе и последнее, завершающее послание – Коран.

То, что золото – "благороднейший материал", никто не спорит. Но его – согласно мусульманской традиции –  не носят мужчины, и мужчинам ничего золотого не дарят. Это прерогатива только женщин. Потому прозвучавший на презентации в ГМИИ призыв инициатора и руководителя проекта Владимира Прусакова "покупать и дарить копии "Золотого Корана" шейхам, султанам, эмирам, королям и прочим лидерам исламских государств" весьма двусмыслен.

"В течение нескольких месяцев планируется отчеканить ещё девять золотых копий "Корана Усмана", - сказал он. - Две из них должны остаться в России, у Президента России и в музее Института востоковедения в Петербурге, а остальные восемь предназначены для национальных музеев и глав исламских государств". Иначе говоря – вот где коммерческий нерв проекта: после презентации дать толчок потенциальным покупателям, которые из соображений престижа и дипломатии станут покупать у фирмы WT новые копии – для подарков вип-персонам.

И тут, конечно, вся музейно-научная риторика – лишь средство достижения коммерческой цели. Ведь заявление, что рукопись "теперь сохранится навеки" нельзя воспринимать всерьёз. Чтобы рукописи жили долго, печатают их факсимиле, переводят в цифровую форму, наконец, подобно иранцам, прячут оригиналы в подземные бункеры (как в Древлехранилище в Куме), на случай вероятной ядерной атаки или природной катастрофы. А "Коран Усмана" уже давно известен миру, сохранён для потомков в самых разнообразных формах.

С точки зрения музейно-выставочной, экспозиция, состоящая из мелких однообразных пластинок золота на скучной стене – не интересна ни специалистам, ни тем более массовому зрителю, идущему в музей за культурными впечатлениями.

Очевидно лишь, что, действительно, ювелиры в 21 веке не стоят на месте и совершенствуют свои технологии. Но только технология в "Золотом Коране" интересна… самим ювелирам…Вот они по-детски и радуются, пишут в пресс-релизе, мол, достигли "высшего из достижимых музейного качества (Class of cleanliness surfaces – 13)", чему нет мировых аналогов. А величина буквы в три раза больше толщины листа, - умиляется автор проекта.

Но кроме ювелирной технологии, были привлечены и ценности иного порядка. Иначе, зачем было звать на презентацию давших свои имена  президента Союза музеев России, директора Государственного Эрмитажа, учёного-востоковеда Михаила Пиотровского, зампредседателя Совета муфтиев России шейха Фарида Асадуллина, директора Института востоковедения РАН РФ Ростислава Рыбакова, Посла Лиги арабских государств Джуми аль Фарджани?

Значит, даже при отсутствии проработанного исламского и культурного содержания, 14 кг золота можно превращать… в гораздо более ценный товар. Вопрос следующий – а зачем, и в чьих интересах?

Замминистра иностранных дел РФ Александр Салтанов на презентации это прояснил: "Проект будет иметь успех не только в России, но и за рубежом. Часть средств, собранных в результате реализации копий "Корана Усмана", пойдёт на финансирование Центра исламской книжной культуры в Институте востоковедения в Петербурге".

Когда же я спросил у представителя WT, какие именно проекты задумано профинансировать в результате акции "Золотой Коран", он ответил, что никто этого не знает, и ещё предстоят разговоры с директором "Эрмитажа"…

Значит, вся презентация – лишь заявка о намерениях? И нет конкретных проектов, куда нацелены предполагаемые доходы от аукционов или продаж будущих копий? Значит, первые лица наших музеев и востоковедческих институтов пришли в расчёте… на поддержку нового благотворителя? Ведь их образование не позволяет же всерьёз считать "Золотой Коран" явлением искусства. Очевидно, что так.

В этом плане интересна реакция нашей прессы. Основные информканалы, как это принято теперь при подаче новостей, просто тиражировали пресс-релиз  и повторяли слова про "чудо искусства". Никаких своих мыслей или просто впечатлений теперь журналистам проявлять не велено, и уже выросло целое поколение тех, кому это просто не приходит в голову. Мусульманские СМИ умилялись самим фактом: большие дяди из большого мира обратили на нас внимание. Лишь участники форума МК.Ру разразились подлинно марксистско-чегеваровской критикой "куда ж это идут деньги, когда народ в нищете!", да Правда.Ру выпустила новость с язвительным заголовком — "Золотой Коран" покажут народу и продадут с молотка".

Осознав всё это, не будем терять надежды. Да, в России вырос новый слой новых богатых людей, и логика их внутреннего развития зовёт их проявиться в сферах культуры и религии. Вновь возвращается описанная Мольером проблематика Журдена, стремящегося отличить стихи от прозы. А выход прост: ювелирам нужны или консультанты, или (что потребует многих лет личных усилий) обучение в этих новых для них сферах жизни.

А пока о проекте "Золотой Коран" можно лишь сказать, что он ярко блеснул… своей загадочностью. И нам предстоит увидеть, куда же он двинется. Возможно, это "яйца Ваксельберга" или новая формула постмодернистского "приручения Ислама". Но возможно, это попытка с помощью рыночной бизнес-технологии направить финансы в сферу, реально нуждающуюся и, увы, заброшенную обществом и государством – в сферу востоковедения, точнее говоря, исламоведения.

Что ж, поживём – увидим. И, как говорят по-арабски мусульмане в таких случаях – инша Аллах! Как распорядится Всевышний…

Джаннат Сергей Маркус, 28 мая 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования