Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"БЕЛОРУСЫ И РЫНОК": “Плоха не деловая хватка, а жестокосердие и цинизм, которые могут сопутствовать ей". Интервью с Митрополитом БПЦ МП Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси


Белорусская Православная Церковь занимает важное место в духовном развитии белорусского общества. Сегодня происходит его нравственное взросление: люди, в том числе и бизнес-элита Беларуси, начинают чаще ходить в церковь. Об этом и на другие темы корр. "БР" беседует с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси.

— Уважаемый Владыка, сегодня существует мнение, что за последние десятилетия население Беларуси стало больше ходить в церкви. Апостол Павел в пастырском послании коринфянам говорит: "Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" (1 Кор. 9: 22). Видите ли вы в этом свою заслугу, заслугу Православной Церкви?

— Это мнение совершенно верно: действительно, в праздничные и воскресные дни наши храмы переполнены. Да и в будни они не пустуют, потому что в них совершаются церковные таинства крещения и венчания, исповеди и соборования, многочисленные и весьма разнообразные требные богослужения.

Мне бы хотелось особенно отметить одну очень важную перемену к лучшему: такого числа детей, которые приобщаются Святых Христовых Таин, прежде не было! Воистину мы становимся свидетелями и участниками того, как на нашей земле вырастает новое поколение соотечественников, которые с младенчества впитывают благодать Божию! А ведь в дальнейшей жизни она, несомненно, принесет благословенные плоды в их судьбах, а значит, и в судьбах нашей церкви и отечества.

Справедливости ради надо отметить еще одну особенность: по сравнению с положением дел, скажем, десятилетней давности изменился состав людей, приходящих в храмы. Среди них теперь намного больше мужчин в возрасте от 20 до 50 лет, больше молодежи. Если раньше многие тянулись в церковь из любопытства, по велению своеобразной моды или "на всякий случай", то сегодня наши общины в большинстве своем имеют постоянный и стабильный состав, подобный крепкому остову конструкции. И поэтому меньше стало в церковной среде "праздно шатающихся", которые еще не решили, к какому берегу им пристать.

Нередко можно услышать мнение, что в храмах есть не только "прихожане", но и "захожане" — то есть те, кто зашел в Дом Божий не осознанно, а по воле каких-то обстоятельств. Признаюсь, меня коробит, когда я слышу нотки пренебрежения в адрес таких посетителей. Ведь в отношениях человека и Бога не бывает случайностей, и с чем бы ни пришел или ни "зашел" человек в Дом Божий — для Божественного Хозяина этого дома он всегда желанный и, быть может, давно ожидаемый гость.

Поэтому постоянные прихожане не должны превозноситься своим первенством в области "церковного стажа", осведомленностью о правилах поведения в храме, навыками возжигания свечей и так далее. Тем паче что сам Господь Иисус Христос строго сказал: "Есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними" (Лк. 13: 30). Памятование этих слов — прекрасное средство от самовозношения. Приведенное вами признание апостола Павла очень важно для понимания миссионерского служения церкви среди своих соотечественников.

Мы призваны и обязаны учиться понимать других, то есть "для всех сделаться всем", чтобы суметь найти в Библии, в Евангелии Христовом, в истории нашей церкви и нашего отечества, в личном духовном опыте ответ на любой вопрос человека и на любой вызов времени. Думаю, что это умение в значительной мере определяет степень церковной ответственности, глубину богословских знаний и искренность христианских убеждений членов церкви.

Что касается моих заслуг, то прошу вас: избавьте меня от необходимости говорить о них, потому что мне и без того было весьма трудно переживать это в дни моих недавних юбилеев и годовщин. Лучше помолитесь обо мне, потому что это поддержит меня в любом случае — и при избытке заслуг, и при их недостатке.

— Советский Союз оставил белорусскому народу весьма сильные атеистические предрассудки. Видит ли Белорусская Православная Церковь необходимость в еще более интенсивном расширении своей просветительской деятельности?

— Как знаменательно меняется жизнь! Когда я был в вашем возрасте, советские газеты считали, что предрассудки могут быть только религиозными...

И как многозначительны слова! "Пред-рассудок" сам свидетельствует о том, что он есть суждение, которое останавливается перед дверьми разума, да так и не открывает их. Иначе говоря, это мнение, о котором невозможно рассуждать, потому что оно находится за пределами рассудочной деятельности человека. За предрассудками, например, удобно прятаться тем, кто не хочет или не умеет думать и рассуждать.

Помню, как несколько десятилетий назад один чиновник в разговоре о церкви заявил: "Государство должно бороться с предрассудками!". На это я ему ответил, что церковь тоже борется с предрассудками, причем в течение всей своей многовековой истории.

Это размышление о природе предрассудков кажется мне уместным, потому что их необходимо отличать от стереотипов мышления и предвзятых мнений. Многим людям старшего возраста трудно переделывать себя. Ведь целая жизнь с ее горестями и радостями прожита в определенной устоявшейся системе взглядов, убеждений, принципов. Многим приходится буквально ломать свою природу, чтобы воспринять новое видение истории своей страны, своей жизни, ее смысла и содержания.

Стереотипы бывают очень сильны, если впитаны, как говорится, с молоком матери. Поэтому просветительская деятельность Православной Церкви не может не учитывать сложной мировоззренческой картины современного общества.

Одной из наиболее важных задач нашей просветительской миссии мы считаем разъяснение церковных позиций и изложение мнения церкви по острым вопросам современной жизни на современном языке. Я имею в виду свободное и компетентное владение его образным рядом и понятийным аппаратом. Нашим церковным учителям, миссионерам, катехизаторам и в первую очередь священникам необходимо уметь вести диалог с людьми самыми разными и по возрасту, и по социальному положению, и по уровню культурного, научного, социального развития.

Мы хотим, чтобы нас понимал и млад, и стар, поэтому и сами должны постигать премудрости нынешнего технологического мира и особенности психологии современного человека. С этой точки зрения просветительскую деятельность Православной Церкви, конечно же, нужно расширять и не стесняться этого.

— В этом году Пасху Господню христиане всех деноминаций отмечали в один день. И это знаменательно. Как вы считаете, могут ли христиане мира преодолеть те расколы, которые произошли за время существования Христианской Церкви? Расскажите об экуменической деятельности Белорусской Православной Церкви. Возможна ли в обозримом будущем встреча высших иерархов Православной и Католической Церквей?

— На образном языке церкви разделения и расколы называются "раздиранием хитона Христова". Еще в раннехристианские времена апостол Павел предостерегал единоверных: "Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них" (Рим. 16: 17).

Современные христиане унаследовали историю такой, какой она складывалась веками и тысячелетиями. В свое время за каждым разделением стояло конкретное имя человека, конкретное событие, как правило — трагическое и опасное для христианского единства. Поэтому в тех случаях, когда трагедии расколов и разделений были вызваны искажением догматов веры и канонических основ церкви, преодоление разногласий без покаяния и признания одной из сторон своей догматической неправоты едва ли возможно.

Если же разногласия вызваны личными мнениями спорящих сторон о вещах преходящих и не касаются основ веры и церкви, то примирение возможно и стремление к нему — необходимо. Ярчайший пример того — восстановление канонического общения Русской Православной и Русской Зарубежной Церквей, конструктивный и плодотворный диалог со Старообрядческой Церковью.

К сожалению, за время существования Христианской Церкви разделений было немало, а их причины были весьма разнообразны. Кроме того, в отколовшихся от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви частях продолжались свои внутренние противостояния, и расколы множились по мере возникновения все новых и новых амбициозных лидеров. Поэтому некое механическое слияние всех христиан воедино никак невозможно, да и цели такой никто перед собой не ставит, разве что враги самой церкви.

Сегодня гораздо важнее всем христианам помнить заповедь Христа Спасителя о единстве и стремиться исполнять ее на всех уровнях своей жизни: "По тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13: 35). Даже плохой мир лучше хорошей войны, поэтому мы всегда открыты для конструктивного диалога с теми, кто к нему готов.

Думаю, что наиболее полный ответ на вопрос о межхристианском, межрелигиозном и экуменическом общении следует искать в документе, который называется "Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию", который был выработан Синодальной Богословской комиссией и принят Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года.

Что касается встречи Предстоятелей Московского Патриархата и Ватикана, то сегодня этот вопрос в практическом плане не обсуждается.

— "Легче верблюду пройти в игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Небесное", — гласит религиозная мудрость. Этот нравственный постулат, осуждающий бизнес-хватку и уж тем более всяческое стяжательство, несколько противоречит современным установкам государства как в рыночной России, так и в Беларуси. А ведь нынче все больше молодых людей, делающих стремительные карьеры, причисляют себя к верующим. Как им избежать сумбура в умах и душах?

— Но не станете же вы утверждать, что эти слова Господа Иисуса Христа были сказаны в эпоху отсутствия частной собственности, свободного предпринимательства и рыночных отношений? Дело в том, что Господь сказал это о юноше, который всем сердцем хотел следовать за Спасителем, но его большое имение и необходимость поддерживать его сдерживало искренний порыв сердца и "заземляло" помыслы.

А знаете ли, что "игольные уши", о которых говорил Христос, — это название 8-образной трещины в городской стене Иерусалима, через которую можно было протиснуться человеку средней комплекции? Отсюда и несколько иной смысл возникает при точном прочтении слов Спасителя: "Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие" (Мф. 19: 24). В этих словах нет отказа в спасении, но есть предупреждение о трудностях.

Господь осуждает не то, что человек обладает богатством, а те случаи, когда богатство начинает обладать человеком, подчиняя жажде наживы любой ценой все лучшее в человеке. Не практические способности и деловая хватка плохи, а жестокосердие и цинизм, которые могут сопутствовать им. Не доход и не прибыль осуждаемы, а преступные и аморальные способы их обретения и низость целей, достижению которых они могут служить.

Богатство, как и красота, как интеллект, здоровье, талант, — это большое испытание для тех, кто им обладает. Помните евангельскую притчу о талантах, то есть денежных единицах, зарытых в землю (Мф. 18: 13-30)? Она свидетельствует о том, что в вину вменяется недостойное обращение с теми дарованиями, которые посылает Господь, но никак не сами эти дарования.

Вот почему благочестивые купеческие традиции предполагали направление части доходов на строительство и благоукрашение храмов, на милостыню, на помощь ближним — хотя бы даже своим работникам и их семьям. Потому и в Москве, и в других крупных купеческих городах было "сорок сороков"... А то, что "купеческий крест — каменный", то есть что духовное делание в сочетании с коммерцией и предпринимательством есть тяжелый труд и серьезное испытание совести и силы духа, — это известно с древнейших времен...

Чтобы избежать недоразумений в этой весьма деликатной сфере рассуждений, хотелось бы рекомендовать вам и читателям вашей газеты ознакомиться с документом "Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании", который был принят на итоговом пленарном заседании VIII Всемирного Русского Народного Собора 4 февраля 2004 года. В нем подробно изложена позиция в этом вопросе церковного руководства и христиан — участников экономической деятельности.

— А что вы хотели бы пожелать читателям нашей газеты, значительную часть которых составляют представители бизнес-элиты Беларуси?

— Спешите делать добрые дела!

Алесь Сержанович, июнь 2007 г.

 Фото: newsvm.com


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования