Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"PROUA.COM": Последовательная непоследовательность. Московская патриархия применяет практику двойных канонических стандартов в борьбе с автокефалией Украинской Церкви Часть первая


17 мая 2007 г. в московском храме Христа Спасителя состоится исторический акт объединения двух Церквей. К Московскому Патриархату присоединится Церковь, основанная в двадцатых годах прошлого века белой эмиграцией, – Российская Православная Церковь заграницей (РПЦЗ) (мы осознаем то, что не все в РПЦЗ воспринимают это объединение и присоединится лишь часть Церкви, однако сейчас нас будут интересовать принципы этого объединения).

Таким образом будет ликвидирован раскол, который длился в Российской церкви с 1928 г., когда российская диаспора юрисдикционно отделилась от контролируемой коммунистическим режимом Церкви в СССР.

Достойная внимания модель объединения. До последнего времени обе Церкви считали друг друга неканоническими и воздерживались от общения в таинствах. Вспомним и то, что РПЦЗ на протяжении многих десятилетий находилась в канонической изоляции и не имела евхаристического общения ни с одной Поместной Церковью. РПЦЗ в лице своих первоиерархов даже неоднократно объявляла Московский Патриархат еретическим и безблагодатным. Еретическими она считала и некоторые другие Церкви мирового Православия, которые, по мнению РПЦЗ, отпали от Православия в результате участия в экуменическом движении и введении в некоторых Церквях нового стиля. В свою очередь, Московские Патриархат и другие Поместные Церкви неоднократно заявляли, что РПЦЗ заграницей является неканонической и раскольнической.

Однако Московские Патриархат и РПЦЗ войдут в полное общение без "принесения покаяния в грехе раскола" как со стороны Московского Патриархата (который РПЦЗ раньше считало расколом), так и со стороны РПЦЗ (которая раньше считалась раскольнической Московским Патриархатом). Вопрос о расколе вынесен за скобки. Московские Патриархат и Зарубежная Церковь ведут себя так, как будто раньше имела место лишь искусственная изоляция одной части Поместной Российской Церкви от другой. Следовательно, актов публичного раскаяния не будет. Возобновление общения состоится торжественно и образом, не унижающим ни одну из сторон. Первоиерархи РПЦ и РПЦЗ Патриарх Алексей II и митрополит Лазарь торжественно подпишут "Акт об установлении канонического общения" и совместно звершат Святую Литургию.

Возможно ли было бы аналогичным способом объединить Украинские Православные Церкви: УПЦ, УПЦ Киевского Патриархата и УАПЦ? Для УПЦ Киевского Патриархата и УАПЦ такой способ объединения является в целом приемлемым. Однако для этого необходимо, чтобы Украинская Церковь имела автокефальный уклад. А именно этому и противодействует Москва.

Следовательно, объединение РПЦ и Зарубежной Церкви демонстрирует, что на пути объединения и окончательного утверждения единой Поместной Православной Церкви стоят не объективные канонические препятствия, а политическая воля Российской ПЦ. К сожалению, к российским и украинским проблемам у московских церковных власть предержащих совсем разные подходы. Сочетание МП и РПЦЗ усиливает авторитет российского государства, а следовательно, отвечает современному политическому курсу Кремля. А сочетание Украинских Православных Церквей в одну Поместную Церковь усиливает украинское государство, которое Кремль рассматривает как своего конкурента в Восточной Европе и независимость которой для России является нежелательной.

Иерархам УПЦ приходится сегодня нелегко. Москва подарила УПЦ "независимость" в церковном управлении (история с назначением архиепископа Марка Петровцы в Сумы свидетельствует об иллюзорности этого принципа). Но она не подарила УПЦ реальной канонической независимости, неофициально храня за собой существенные рычаги влияния на ее епископат, включительно с возможностью применения канонических санкций к каждому ослушнику единственно "правильной линии". С другой стороны – Москва не забывает и "погладить по голове". Трогательно читать поздравление

Алексия ІІ архиепископу Сарнинскому и Полесскому Анатолию по случаю 25-летия священнослужения. Вот это да! Даже от УПЦ не догадались поздравить с проходным событием, а вот из Москвы не забыли!

Обратим внимание на то, как интерпретирует объединение РПЦ с Зарубежной Церковью митрополит Владимир Сабодан. В своем недавнем интервью украинской редакции "Радио Свобода" он, в частности, заявил: "Я не знаю подробностей. Но прошу принять во внимание, что речь идет о двух сторонах: Русская зарубежная православная церковь не раскольническая, никто не был запрещен из нее, она является действительной, а мы имеем дело со стороной раскольников, которые запрещены Церковью и даже отлучены от Церкви. Здесь есть разница в возможности этих сторон".

Что же, если становиться на его точку зрения и признавать законными все канонические запреты, что были наложены на патриарха Филарета и других епископов Киевского Патриархата, то "отличие в возможностях есть". Но несущественное, потому что митрополит Владимир ошибся, когда сказал, что иерархия Зарубежной Церкви не находилась под запретом.

22 июня 1934 г. решением Священного Синода МП на весь клир РПЦЗ был наложен запрет в священнослужении как "ослушников законного священноначалия и учинителей раскола". Синодное постановление утверждало: "Заграничных русских архиереев и клириков так называемой Карловацкой группы, как восставших на свое законное священноначалие и, несмотря на многолетние увещевания, упорствующих в расколе, предать церковному суду по обвинению в нарушении правил святых апостолов 31, 34, 35, Двукратного Собора 13-15 и других с устранением обвиняемых, впредь до их раскаяния или до решения о них суда, от церковных должностей (если таковые они занимают)" (О Карловацкой группе, от 22 июня 1934 г. // Журнал Московской Патриархии. Г., 1934. № 22).

О том, какой именно "эклезиологический статус" имела РПЦЗ в глазах Московского Патриархата до последнего времени, свидетельствует также письмо митрополита Сергия Страгородского к Патриарху Сербскому, где Зарубежная Церковь или "Карловацка группа", как называет ее митрополит Сергий, называется "самозванным сборищем" (одно из канонических определений раскола), а ее паства называется такой, что "отпала от Церкви Православной". (Послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Блаженнейшему Патриарху Сербскому от 23 марта 1933 года № 311). Расколом считал РПЦЗ также преемник митрополита Сергия на московской кафедре Патриарх Алексей I, который 10 марта 1945 г. опубликовал свое обращение к иерархам карловацкой ориентации, где обвинял их в измене архиерейской присяге и создании раскола.

Эти подходы к "карловацким раскольникам" доминировали в Российской ПЦ до последнего времени, аж пока московские стратеги не увидели, что Зарубежная Церковь готова присоединиться к Московской Патриархии, но однозначно отбрасывает какие-либо формы своего покаяния перед последней. И вот РПЦЗ неожиданно перестает быть "самозванным сборищем" и схизмой и превращается в "законную" и "действительную" Церковь, как назвал ее митрополит Владимир Сабодан в цитируемом интервью.

Парадокс, да и только! Руководство Московского Патриархата считает возможным и соответствующим священным канонам воссоединиться с Зарубежной Церковью без того, чтобы последняя была признана "раскольнической", а ее клир приносил покаяние в грехе раскола. Кроме того, Московский Патриархат принимает клир Зарубежной Церкви без повторного руковозложення в священный сан.

В то же время Московский Патриархат считает, что объединение УПЦ из УПЦ Киевского Патриархата возможно лишь после того, как: а) клир УПЦ КП "покается в грехе раскола"; б) присоединится к УПЦ; в) все клирики УПЦ КП, которые были руковозложены епископатом Киевского Патриархата, будут повторно руковозложены в священный сан. Более того, в своем предвзятом отношении к независимой Украинской Церкви иерархи УПЦ Московского Патриархата зашли так далеко, что требуют повторения всех таинств, осуществленных клиром УПЦ КП над своей паствой. Чтобы было понятно – чтобы "воссоединиться" с "канонической" УПЦ, мирянин УПЦ КП (если он был окрещен священником Киевского Патриархата) должен повторно (!) принять таинство крещения, что сурово запрещено священными канонами и противоречит Символу веры ("Верую... в одно крещение на отпущение грехов"). Согласно священным канонам Православной Церкви, таинство крещения не должно повторяться даже в том случае, если оно было осуществлено раскольниками (1 правило св. Василия Великого).

Что же, митрополит Владимир может иметь собственное мнение относительно канонического состояния РПЦЗ. Однако в Церкви не может быть двойных стандартов. Ответственные церковные иерархи должны выносить канонические оценки на основе объективных богословских критериев, а не исходя из пропагандистских интересов или субъективных рассуждений.

(Продолжение следует)

Василий Стодоля,
"PROUA.COM"

20 февраля 2007 г. 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования