Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"BAZNICA.INFO": О "модернистах" и "пнях неотесанных" в Церкви


При взгляде на современную православную церковь, трудно отделаться от впечатления, что имеешь дело с храпящим на печи былинным богатырем. И ведь мог бы он встать, расправить плечи да - эх как еще послужить людям на благо. Но то ли стар стал, или лень, а может просто недосуг.

У тех, кто по неопытности, еще пытается встряхнуть, растормошить от векового сна нашего духовного великана руки опускаются довольно быстро. Удушливая интеллектуальная и моральная атмосфера в РПЦ не дает развиваться никаким творческим началам. Они подменены сервилизмом, чинопочитанием ловко маскирующимся под "послушание". В итоге лучшие и наиболее способные люди либо уходят раскол, либо просто машут на все рукой, поняв, что ничего тут не поделать.

После бума девяностых, люди в Церковь больше не идут. А те, что пришли "воцерковились" и думают, что служит Богу это раз в неделю поставить свечку в храме. Вообще по сравнению с теми же протестантами и даже католиками духовная жизнь в РПЦ нынче представляет весьма унылое зрелище. Причины болезни на виду - любые попытки изменить что-то в лучшую сторону клеймятся как "модернизм", "потворство веку духа сего". Да и было бы что сохранять. Если глянуть в историю, то не так уж много "традиционных" православных ценностей привилось на Руси за последние пятьсот лет. Все больше служение кесарю да жестокие гонения на "еретиков" (куда умудрились зачислить даже, св.Максима Грека), стукачество иерархии при коммунистах, а нынче - благословение "суверенной демократии". Но ведь был же и целый сонм мучеников за веру, были православные диссиденты, был задушенный за обличение тирана митрополит Филиппп. Куда улетучилась вся эта духовная энергия? Нет, внешне работа как раз кипит - надо бороться с повылазившими отовсюду "сектантами", начистить до сусального блеска кирзовый сапог "суверенной демократии", получить очередной орден от Президента. Да только что-то несмотря на кесаревы фанфары народ в храмы валом не идет. Может лучше начать с элементарного повышения грамотности среди духовенства? И то дело, будет поменьше таких образчиков "пастырской" работы с молодежью как этот.

Не секрет, что у протестантов и католиков тяжелый рок уже давно стал неотъемлемой частью успешной миссии. А что мы видим в РПЦ? Не шибко далекие батюшки молодым людям, готовым воспевать Христа электрогитарой, внушают: рок-музыка расшатывает нервную систему и, может быть, вызывает привыкание, так как прослушивание тяжёлой музыки со временем вызывает почти физиологическое наслаждение; а значит, это страсть, то есть грех. Не верите, что такие ретрограды еще есть? Вот, пожалуйста, фрагмент адресованного тинейджерам трактата, принадлежащего перу "православного психолога" Г. Е. Мартанова под жутким названием "Рапсодия дьяволу". Открываем и читаем: "в рок-музыке, особенно в таких её направлениях как HARD ROCK, BLACK METAL, HEAVY METAL, где большая часть мелодий и ритмов, если не все они, взяты из практики шаманов и колдунов, наличествует оккультное влияние на подсознательную сферу слушателя, что влечет неосознанный контакт с миpом падших духов. У металлистов огромное значение уделяется бас-гитаре. Бас наиболее сильно влияет на центры мозга, отвечающие за сексуальность и агрессивность. Также и соло-гитарист старается поймать такую звуковую частоту, которая бы действовала не только на слух, но и на части мозга, от которых зависит эмоциональное поведение человека. Поэтому соло-гитарист, как правило, является настоящим виртуозом своего дела, способным довести публику до экстаза...". Мурашки по коже, жуть. Вывод категоричен: "Так называемая христианская рок-музыка представляет собою неприемлемую попытку защищать веру в Бога дьявольским оружием". И ведь не втолкуешь такому "православному музыковеду", что воспевать Бога можно не только в церковном хоре. Посмотрите, как пляшут негры в церкви, православный арабы оглашают храм Гроба Господня такими воплями на праздник Схождения Благодатного Огня, что уши отвалятся - похлеще всякого рока будет. А царь Давид, который голым плясал под музыку, когда в Иерусалим внесли Ковчег Завета? До такого драйва даже многим рокерам далеко. Хочется посоветовать подобным "эксперту" почаще бывать на свежем воздухе, может просветление наступит и звук звенящей струны не будет казаться "бесовским наваждением". Слава Богу, мне доводилось слушать и заунывное пение коптов-христиан напоминающее больше вой ветра в пустыне (литургия св.Василия Великого), и задорные песни православных сирийцев-арамеев в горной Маалюле (практически единственное место на земле, где еще говорят на языке Христа) и песнопения арабов христиан под ритмичный аккомпанемент ударных. Плюс сюда можно смело добавить храмовое пение негров, и конечно же - христианский рок. Все это музыка - во Христе. Ничего здесь, что могло бы "осквернить" наш православный слух - нет.

Однако будь я даже тысячу раз прав, или нет - все равно это будет лишь мое "личное мнение". Потому как мирянам иметь собственное суждение в большинстве приходов, не по чину. Если же попросить священника, благословить какое-то более-менее серьезное начинание. То он непременно сошлется на то, что ему надо "согласовать вопрос" со своим церковным начальством и т.д. Тот в свою очередь пойдет за "добром" к своему непосредственному начальнику и т.д. В такой келейной манере любые мало-мальски значимые вопросы, могут решаться неограниченно долго. Это подводит нас к другой важной проблеме. Отсутствие активной приходской жизни - одна из главным проблем РПЦ. Причина здесь вовсе не только в необходимости соблюдения сложной церковной субординации "снизу" и "доверху" через цепь "благословений" на какую-то инициативу.

Любая попытка взглянуть на церковную проблему глазами современного человека тут же вызывает обвинения в "потворстве духу века сего", "противоречии авторитету отцов церкви, творивших под действием Св.Духа" и т.д. То есть куча страшнейших с точки зрения среднего православного обвинений, достаточных, остановить порыв даже самой самоотверженной души. В этой связи хотелось бы сказать отцам вот что. Что касается Св.Духа, то он действует во всех людях, а не только в духовенстве. Святой Дух назван в Евангелии "обличителем в грехах и неправдах" т.е. он действует через совесть каждого человека, а не только искушенного в догматике архиерея. Даже про язычников апостол сказал, что "закон написан у них в сердцах". Так что не нужно присваивать священству монополию на Св.Духа, который принадлежит равно всем христианам. Каждый человек - образ и подобие Божие, а не только каста "избранных жрецов". Именно восстановить в человеке Божий образ и пришел Христос. В праве на что Ему отказали фарисеи. Их современные потомки до сих пор мнят себя незаменимыми посредниками между человеком и Богом. Опыт Церкви действительно уникален. Но, пожалуйста, не нужно изображать Христа строгим настоятелем монастыря. Это - не правда. Христос пришел сделать людей свободными и каждого человека ведет к Спасению своим путем. Не мешайте Спасителю делать Его работу в людских душах. Миряне они ведь, как ни банально, но тоже - люди.

Как не заметить в этой связи, что в советские времена после декларации митрополита Сергия не иерархия, а миряне и рядовые священники взяли на себя смелость бороться за права Церкви. После войны ни один советский церковный иерарх ни возвысил голос в защиту Церкви. За то это делали диссиденты, в том числе православные за что шли в тюрьмы и психушки при молчаливом поощрении церковного начальства. Правду сказал Христос: "и будут последние первыми".

На это мне один иерей как - то возразил, задыхаясь от "праведного" гнева: "Если человеку не нужен опыт Церкви, если этот опыт выскомерно отвергается, как ничего не значащий по сравнению с "настоящими проблемами", если в угоду миру искажается Евангелие." На подобные обвинения хочется спросить: а разве хорошо известные пороки современной Русской Церкви, это все - по Евангелию? Коммерциализация, угодничество перед властями вместо обличения их беззаконий, сервилизм, нетерпимость к иным конфессиям и народам, молчание по поводу дискриминации грузин, а война в Чечне. Еще недавно - тотальное сотрудничество с КГБ, стукачество. До революции - гонения на инославных, сжигание в срубах старообрядцев, тюрьма и плаха для инакомысляших - своих же православных (св.Максима Грека ни за что четверть века в заточении продержали), репрессии против нестяжателей с благословения митрополита и царя - цвет российского православия по ложным обвинениям в ереси . А насильственное крещение татар, иудеев когда многие предпочитали утопиться чем креститься. Это что все - по Евангелию?

У меня нет никаких сомнений, что только Православие способно возродить Россию. И начать это возрождение нужно с Церкви. Чтобы раскопать причины хорошо известных "болячек" Церкви, нужно вернуться к истокам проблемы, в 15-16 век когда при поддержке царской власти иосифляне одержали победу над нестяжателями. Что мешает вернуться к чистым истокам русского Православия в наше время, и для начала очиститься от пороков иосифлянства в лице их современных проявлений? Есть ведь великие духовные маяки в русской истории - св.Нил Сорский, св.Максим Грек, владыка Артемий и многие другие. Нужно вспомнить эти имена, осмыслить оставленным нам отцами русского Православия клад мудрости. Именно с поражения нестяжателей как снежный ком начали расти проблемы в церкви, связанные с культом наживы и оппортунизмом по отношению к властям. Все остальное вплоть до пресловутого сергианства и т.п. является лишь продолжением давнего спора. В 16 веке, в угоду мирскому "Третьему Риму" на поставленный вопрос об истинном предназначении Церкви был дан ошибочный ответ. Что мешает ответить на него правильно сегодня? И никакой "модернизм" здесь даже близко не стоял, мы возвращаемся к нашим исконным ценностям. А ведь именно нелепым штампом "модернизма" мгновенно клеймятся малейшие попытки давно назревших перемен в РПЦ.

Нераскаянный грех имеет свойство накапливаться. Это касается не только отдельных людей. Но и целых государств. Нет сомнений, что возрождение России может начаться только с очищения Церкви. РПЦ должна первой показать пример покаяния за все совершенные в истории ошибки. Как это уже сделали другие христианские конфессии, те же католики. Только так можно оздоровить нравственную атмосферу в нашем больном обществе и не допустить повторения уже допущенных ошибок - в будущем.

Сергей Путилов,
"BAZNICA.INFO"

22 февраля 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования