Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ВЕДОМОСТИ": Разведчик от Бога. Роберт Де Ниро снял о ЦРУ почти религиозную притчу


Шпионский фильм Роберта Де Ниро "Добрый пастырь" (The Good Shepherd), только что получивший в Берлине приз за актерский ансамбль, выходит в наш прокат под названием "Ложное искушение", отражающим суть дела по крайней мере в одном: эта лента способна надолго отбить у случайной публики интерес к тому, чем занимается ЦРУ.

Если вкратце, то первые полтора часа истории, сочиненной сценаристом "Форреста Гампа" Эриком Ротом, надо просто смиренно перетерпеть. От попыток разобраться в деталях выходит одна головная боль. Действие фильма захватывает 20 лет работы ЦРУ — от Второй мировой до холодной войны, и первое, чего удается добиться авторам, — это впечатления, что главная в мире разведка — крайне мутная контора.

Это, вероятно, вполне отражает реальность, но не сказать, что хоть как-то увлекает. С непривычки кажется, что персонажи говорят исключительно шифровками, а действуют по тщательно скрытому от зрителя символическому плану, даже когда занимаются таким нехитрым вроде бы делом, как секс.

Крайне многозначительна, например, снятая скрытой камерой постельная сцена, место, время и участников которой примерно полфильма пытается угадать главный герой в исполнении Мэтта Дэймона — один из основателей ЦРУ, завербованный в разведку со студенческой скамьи Йельского университета еще в конце 1930-х.

Подробности его карьеры в основном остаются за кадром — Эрика Рота и Роберта Де Ниро интересует психологический портрет этого непроницаемого человека в галстуке, шляпе и очках с плюсовыми стеклами, увеличивающими и при этом размывающими глаза, не позволяя заглянуть внутрь. Мэтт Дэймон — идеальный исполнитель такой роли, воплощенная невзрачность и закрытость: кажется, единственная эмоция, которая отражается на его лице, — это сосредоточенность в момент установки очередной модели парусника в бутылку — занятия, коему герой предается в свободное от шпионской деятельности время. Это, кстати, метафора не только для персонажа, но и для фильма: вторая режиссерская работа выдающегося артиста Де Ниро (первой была снятая в 1993 г. "Бронкская история") — такая же трудоемкая конструкция в герметичном футляре, удивительная для бюджета в $85 млн вещь в себе.

Помещенный в эту конспирологическую емкость актерский ансамбль и впрямь на зависть: Алек Болдуин, Джон Туртурро, Уильям Херт — редкий режиссер похвалится таким звездным набором на роли второго плана. Анджелина Джоли и вовсе выступает в смелом для секс-символа амплуа нелюбимой жены героя, который последовательно приносит в жертву интересам США все, что можно назвать личной жизнью.

Преодолев зевоту и дотянув до середины, начинаешь-таки находить в фильме то, ради чего эта без малого трехчасовая сага затеяна. Во-первых, Де Ниро-режиссер честно пытается вернуть на экран дух эпических шедевров, в которых когда-то играл, напомнить то о "Крестном отце", то об "Однажды в Америке". А во-вторых, рассказывает весьма нетипичную для большого Голливуда историю с миражной интригой, которой для героя Мэтта Дэймона оказывается, в сущности, вся его сверхсекретная жизнь.

Эта нарочито невнятная суета со шпионажем, убийствами и многоэтажной вертикалью предательств строится вокруг чистой абстракции: государственные интересы изменчивы, сиюминутны и в конце концов непознаваемы как Божий промысел — но именно религиозное служение им логически приводит героя к полному внутреннему краху, который отражается на лице доброго пастыря разве что окончательным окаменением. Как ни смешно, самым близким ему человеком остается советский разведчик с таким же лицом Сфинкса. О нем персонаж Дэймона имеет вполне чувственную информацию — знает, например, когда у агента КГБ мерзнут пальцы. Вспомнить что-нибудь столь же интимное о жене, любовнице и сыне он вряд ли способен.

Олег Зинцов

20 февраля 2007 г.

Фото с сайта theplace.ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования