Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЗЕМЩИНА": "Недоумения по поводу старого обряда во многом обусловлены недостатком знаний об этом предмете". Интервью настоятеля церкви свт. Николы на Берсеневке игумена Кирилла(Сахарова)


- Отец Кирилл, имеет место неоднозначное восприятие богослужебного уклада в Вашем храме, от восторженных откликов до серьезных недоумений. Чем это обусловлено?

- Начну с констатации того, что ни одной детали, ни одного нюанса в нашей богослужебной практике нет, которые бы базировались на каких-то субъективных измышлениях, произволе под видом творческого поиска. Все основывается на твердом фундаменте церковного устава. Служба совершается строго по уставу, с сохранением всех элементов суточного богослужебного круга (малая вечерня перед всенощным бдением, полунощница перед литургией и т.д.). Уже по причине непривычной продолжительности служб могут возникать недоумения, хотя для постоянных прихожан они проходят на одном дыхании.

- Только ли непривычная продолжительность служб вызывает недоумение? Какие еще отличия бросаются в глаза у вновь приходящих?

- Например, пение. Вместо привычных Бортнянского и Веделя звучит ангелоподобное знаменное пение или пение просто на глас. Это очень настраивает на молитву. Пение, ведь, должно не услаждать слух, как об этом очень хорошо писал, например, патриарх Алексий 1, а питать душу, приводить ее к покаянию. Как раз для этих целей наиболее адекватно именно такое пение, вызывающее покаянное чувство, а не плодящее сентиментальность, эмоции и даже чувственность. Кстати, когда приходится бывать на разных общецерковных мероприятиях и слушать на концертах церковной музыки разные номера, то каждый раз недоумеваешь, как можно молиться, слушая такие "произведения"?

- А что за коврики или, как я слышал от одного настоятеля московского храма, "тряпочки" Вы используете, когда делаете земные поклоны?

- Это подручники. Дело в том, что в богослужебном уставе есть указание на земные поклоны в определенные моменты. Особенно их много в Великий пост, когда по уставу предписано делать большое количество метаний (коленопреклонение после крестного знамения без касания головой пола). Например, при чтении Трисвятого, аллилуиа, приидите поклонимся. На "Марьино стояние" вообще около 930 таких поклонов. Так вот, для того, чтобы руки были чистыми. при совершении этих поклонов, используются подручники. Ведь руками мы касаемся святыни: берем антидор (дору – по старому), освященный хлеб, крестимся. Использование подручников для земных поклонов и метаний – это древняя традиция, никем и никогда не отмененная.

- А почему вы все креститесь одновременно?

- А как же иначе? В уставе сказано, что на службе нужно быть всем молящимся, "как одним телом". В этом тоже выражается соборность, это дисциплинирует. Устав акцентирует внимание на важнейших моментах Богослужения. Например, в конце "Тебе поем" (по старому – "Поем Тя" …) после слов "Изрядно о Пресвятей" - всем молящимся вместе со священником положено сотворить земной поклон – поклон Живому Христу во Святых Тайнах. А что мы видим сейчас? Один крестится и земно кланяется, другой делает поясной поклон, а третий вообще никак не реагирует. Кто-то почему-то творит истово земные поклоны во время Херувимской песни, а другой уткнулся лбом в пол в это время. Часто наблюдаешь, как все "рухнули" почему-то после слов "Святая святым", а на важнейший момент службы после "Тебе поем" поклоны одновременно не делают.

К сожалению, сколько раз не приходилось читать при входе в храмы памятки о поклонах – везде свои варианты, нет единообразия. Вот мы часто сетуем, что наш русский народ разобщен, не консолидируется и т.п. По-моему мнению, фундамент желанной соборности закладывается в храме во время богослужений, когда все, согласно уставу, одновременно творят положенные поклоны. Вот на этом фундаменте строгой уставности в храме и строится добротное здание семейной жизни, общественной и т.д.

- А если кто, не зная, придёт в Ваш храм и начнёт во время службы прикладываться к иконам, креститься невпопад, как Вы реагируете?

- По крайней мере, как коршуны, на такого человека не набрасываемся. Замечания делать и подсказывать имеют благословение только дежурные по храму, соответственным образом инструктированные. Как правило, эти замечания и пожелания высказывают после службы. Например, что к иконам прикладываться желательно до службы и не "абы как", а как положено по уставу.

- А как положено?

- Сотворить два поклона, призывая имя святого, перекрестившись, сложить руки крестообразно, поцеловать икону и затем сотворить с крестным знамением еще один, 3-й поклон. "Благообразно и по чину" - ведь так должно быть, как наставляет апостол Павел.

- А вот Вы, ведь, совершаете службу по старому обряду.

- Ну и что?

- У людей возникают недоумения.

- Недоумения по поводу старого обряда во многом обусловлены недостатком знаний об этом предмете.

- Насколько это канонически допустимо?

- Вот недавно одна наша бывшая прихожанка вручила мне свой памфлет, начитавшись статей Михайловой в газете "Радонеж" и в журнале "Благодатный огонь". Поражаешься обилию нелогичностей, несостыковок в ее утверждениях.

- Например?

- Она недоумевает, как можно совершать богослужения по старому обряду в лоне Русской Православной Церкви. Это "чистейшей воды экуменизм" - пишет она. И тут же, развивая свою мысль, пишет, что, например, патриарх Никон (даже! – иг.К.) разрешил служить по этим книгам и обрядам. Так в чем же дело? Ведь даже проводник богослужебной реформы был не против!

- Хорошо, но ведь были наложены клятвы …

- На кого? На обряды или на тех, кто отделяется? Мы не отделяемся, а клятвы сняты.

- Когда?

- Фактически в 1800 году с учреждением единоверия. Формально – вначале Синодом в 1929 году с подтверждением Поместными Соборами в 1971 и 1988 годах. Православность старых обрядов была подтверждена, они были признаны равночестными и равноспасительными. Было сказано, что обрядовое разнообразие вполне допустимо при условии, если внешним образом в обрядах выражается правильная догматическая истина. Что, разве двуперстие что-то неправильно выражает? Наоборот, логичнее даже два перста накладывать на себя в крестном знамении, ведь именно Сын Божий, Господь наш Исус Христос, преклонив небеса, сошел на землю и был распят на Кресте. Именно это и отображает двуперстие. Три других пальца сложены во имя Пресвятой Троицы, потому что дело спасения человека – дело всей Троицы, т.е. Бога Единого в Троице Славимого. Отец благоволил послать Сына для нашего спасения, Сын совершил его, а Дух Святый освящает нас, усвояет нам спасительные плоды искупления. Об этом подробно пишет епископ Феофан Затворник. Но распят был на Кресте именно Сын Божий, а не вся Троица, поэтому не логичнее ли именно двумя перстами креститься?

- Вы упомянули свт. Феофана Затворника, епископа Вышенского. А ведь у него были негативные отзывы по этому вопросу, а прп. Паисий Величковский утверждал, что невозможно отменить клятву, наложенную на двуперстие. Как с этим быть?

- Действительно, у некоторых подвижников благочестия синодального периода были негативные оценки. Они разделяли официальную церковную позицию в этом вопросе. Но эта позиция постепенно менялась. Разве учреждение единоверия – возможность служения по старому обряду в Русской Православной Церкви уже не было проявлением этого изменения? Ведь в единоверческих церквах, а их перед революцией было около 600 плюс несколько десятков монастырей, служили правящие архиереи по старому обряду! Миссионерский съезд в Киеве в 1885 году, а это был по сути собор, так как на нем было немало епископов, выступил за отмену "яко не бывших" порицательных выражений на старые обряды. Об этом же говорится и в материалах соборов 1917 и 1971 годов.

Поместный собор 1917 года постановил, кстати, что если четыре пятых прихожан обычного храма пожелает, чтобы служение было по старому обряду, то Собор благословляет (равно как и наоборот – в случае, если какой-то единоверческий храм пожелает перейти на "общеупотребительный" обряд).

А потом, в Церкви соборное выше частного. Собор подводит черту, произносит окончательное слово. Соборы и отменили все порицательные выражения на древнее богослужебное наследие, вменив их "яко не бывшие" для Церкви, рассматривая их, как частное мнение, кому бы они не принадлежали. То же самое можно сказать о старце Паисии, канонизированном в 1988 году, утверждавшим, что соборную клятву отменить нельзя. Кстати, моя кандидатская работа называлась: "Преподобный Паисий Величковский как продолжатель исихатской традиции". Да, но вот Большой Московский Собор 1666-1667 годов ведь отменил клятву на крестящихся тремя перстами, наложенную Стоглавым собором, бывшим в 1551 году при благоверном царе Иоанне Грозном, а ведь участниками его были лица прославленные во святых, например, св. Гурий Казанский. Между прочим, впоследствии выяснилось, что восточные патриархи, присутствовавшие на соборе, скрыли, что приехали вопреки воле Константинопольского патриарха, и они были уже не на кафедрах, т.е. были не полномочны. А почитайте книги профессора Московской Духовной Академии (МДА) Каптрева (+1918 г.) – "Патриарх Никон и его противники в деле церковной реформы", "Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович", профессора МДА Голубинского "К нашей полемике со старообрядцами" или ближе к нам профессора Ленинградской Духовной Академии (ЛДА) Успенского и Б.П. Кутузова. Они убедительно доказывают, что так называемые старые обряды и двуперстие ведут свое начало от Крещения Руси. Это подтверждает множество письменных и иконописных памятников. Я сам видел двуперстие на мозаичном изображении Христа в Софийском соборе Константинополя (нынешнего Стамбула), а это У1 век. Скажут, это ведь благословение, а не крестное знамение. А на иконах блаженного Василия Московского и св. благоверной Анны Кашинской можно видеть четкое двуперстное сложение для крестного знамения. В нашем храме есть старинный образ прп. Серафима Саровского с двуперстием.

Говорят, это ведь Московская Патриархия незаконно сняла клятвы и прещения. Простите, Зарубежная Церковь тоже их сняла в 1974 году, а в 2000 году её собор во главе с митрополитом Виталием просил прощения за кровавые гонения на ревнителей древнего благочестия. По моему глубокому убеждению нам это еще предстоит и это нужно прежде всего нам самим, чтобы сбросить со своих плеч это тяжкое бремя вины. И кто знает, не будет ли после устранения этого средостения мощного возрождения нашего Отечества?

- Вы упомянули о прп. Серафиме Саровском. А ведь он говорил о связанности на том свете тех, кто крестится двуперстно. Как с этим быть?

- Пару лет тому назад мы совершили паломничество в Дивеево. Помню, благочинная все не отпускала нас и просила петь еще и еще по старым текстам и древним распевам.

Есть несколько вариантов объяснения по поводу отношения прп. Серафима к этому вопросу. На мой взгляд, все они имеют право на существование. Это и вариант позднейших вставок в житие в духе официальной линии, также, как массово замазывали двуперстное благословение на старых фресках и иконах и изображали именословное (заплаты до сих пор видны).

Не безпочвенны и предположения о криптостарообрядчестве прп. Серафима, т.е. о его тайном сочувствии древнему благочестию, о чем пишет, в частности, Б.П. Кутузов.

В самом деле, как можно было в первой трети Х1Х века в обычном монастыре так просто носить "старообрядческую" полумантию и древнерусскую лестовку? Не было ли это внешним выражением внутреннего положительного отношения? Резонно предположить, а не за это ли во многом и были известные гонения на старца. А потом, мог ли прп. Серафим, допустим, говоря об этой связанности на том свете крестящихся двуперстно, иметь в виду верных чад Церкви, придерживающихся старого обряда в Ее лоне уже с 1800 года? И, наконец, опять напомним, что в любом случае соборное выше частного мнения, каким бы авторитетным лицом оно не было бы высказано.

- Но все-таки чад Церкви не могут не смущать такие высказывания людей, которых Церковь канонизировала?

- А как же недавно канонизированный митрополит Филарет (Дроздов), который освятил несколько десятков единоверческих церквей, утверждавший, что на тех, кто вошел в лоно Церкви на правах единоверия, клятвы не распространяются? А свт. Вениамин Петроградский, опекавший единоверческие церкви митрополии, будучи викарным епископом? А св. Патриарх Тихон, рукоположивший первых четырех епископов для единоверцев? А единоверческий епископ Симон (Шлеев), прославленный и Зарубежной Церковью, и Московским Патриархатом как новомученник и единоверческий благочинный Московской епархии прот. Константин из Богородска (нынешнего Ногинска) – тоже новомученник?

- А как быть с иерархией старообрядцев? Признаем ли мы ее законной?

- Этот вопрос остается открытым. Если почитать дореволюционные духовные журналы, то там сплошь и рядом говорится о "лжесвященниках" и "лжеепископах." Но ведь многие недоумения прояснились, например, что митрополит Амвросий, перешедший к старообрядцам в 1846 году, вовсе не был запрещенным. Так же, как и архиепископ Никола (Позднев), в 1923 году перешедший от обновленцев к беглопоповцам. Долгое время считалось, что он, архиерей старого, т.е. до уклонения в обновленчество, поставления попадает под запрещение Патриарха Тихона, наложенное на всех епископов, уклонившихся в обновленчество. А вот на секции по старому обряду, которая заседала в рамках Рождественских чтений, приводилась информация, что архиепископ Никола еще до официального перехода к старообрядцам, тайно уже перешел третьим чином (через покаяние), опасаясь запрещения. Что касается единоличного рукоположения митрополитом Амвросием своего преемника, то такое в истории Церкви случалось во времена гонений. Так, например, поступал свт. Иоанн Златоуст. Таким образом, вопрос необходимо изучать, поскольку его после 1917 года практически не касались. Думаю, что по икономии, при определенных условиях, могли бы пойти на признание их иерархий. Кстати, к этому склонялся основоположник Русской Зарубежной Церкви (РЗЦ) митрополит Антоний (Храповицкий).

- Что же будет дальше с Вами? Ведь мало того, что Вы единственный храм в Москве и области, отказавшийся от ИНН и ОГРН, у Вас еще и старый чин! Не повлечёт ли это за собой осложнений, чреватых упразднением общины?

- Одному Богу известно, что будет дальше. Вспомним, что говорит апостол Павел, -если дело Богу угодно, оно устоит, а если нет – разрушится. Мы стоим 15 лет и приверженность к древнему благочестию укрепляет нас в противодействии антихристианской глобализации. На Священноначалие нам жаловаться грех, хотя я знаю, что неоднократно вынашивались планы "мягкого удаления" нас, но никаких жестких, обижающих нас, действий не предпринималось. Остановка в продвижении по служебной лестнице, награды - не в счет – все это меня меньше всего интересует.

Отношение к нам, конечно, не однозначное. Недоумения, в основном, от незнания. А некоторых, даже,если все разжевать и в рот положить, все равно не переубедить, хотя бы потому, что, как они говорят: "что же теперь так долго молиться и крестить своих детей в обычной воде, без кипяточка, да еще и с головой погружать, нам все это не надо, нам бы попроще". Бывают и казусы. Недавно один знакомый священник, находящийся за штатом, зашел в воскресный вечер в наш храм, помолился, передал записку, мол, дорогой собрат, помолись, вынь частичку о здравии, а уходя сказал дежурному: зайду-ка я в Патриархию и скажу, что это тут у вас выдумывают со старым обрядом.

В основном же преобладает благоприятное впечатление от уставности и чинности богослужений, тишины в храме, тщательности совершения исповедей и крещений, насыщенности духовными беседами, настоящей общинной жизни по типу единой семьи.

Отстаивая свои принципиальные позиции, мы не противопоставляем себя другим, не замышляем против кого-либо каких-то козней, не обличаем с пеной у рта, не превозносимся над другими, не впадаем в изоляционизм и по-прежнему будем активно участвовать в общецерковной жизни и в общественных мероприятиях.

Мы желаем всем блага и стараемся проводить свою жизнь по наставлению Апостола – "во всяком благочестии и чистоте".

И, конечно же, мы никогда не откажемся от нашего исконного духовного наследия и принципиальной антиглобалистской позиции.

- Спаси Христос за беседу.

Максим Марков,
"ЗЕМЩИНА"

15 февраля 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования