Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИНТЕРФАКС-РЕЛИГИЯ": "Валентинку" от группы студентов я использую как повод для разговора с ними о настоящем". Интервью заместителя декана факультета журналистики МГИМО Владимира Легойды


День святого Валентина сегодня на Западе превратился в популярную коммерческую затею и очередную, после Рождества, крупную дату для рекламных акций. Но для христианина Валентинов день, как и любое явление массовой культуры, может стать поводом для миссии, рассуждений о любви Христовой и в подлинном смысле христианского брака. Такое мнение в интервью порталу "Интерфакс-Религия" высказал заместитель декана факультета журналистики МГИМО, главный редактор журнала "Фома" Владимир Легойда.

- Как Вы, будучи преподавателем вуза и руководителем православного журнала, оцениваете популярность Дня святого Валентина в среде российской молодежи?

- Празднование Дня святого Валентина в той форме, в какой это происходит в современном западном мире, не имеет никакого отношения к христианству. Точно так же, как рождественская распродажа не имеет никакого отношения к евангельским словам Христа о любви. В этом смысле, если говорить с христианских позиций, Валентинов день - это некий эрзац-праздник.

Это уже набор: Рождество превратилось в рождественскую распродажу, День святого Патрика - в фестиваль пива, День святого Валентина - в относительно безобидный обмен открытками. Помню, когда мы еще начинали изучать английский язык, мы узнали из учебников, что есть такой праздник, когда дарят друг другу такие открытки. Тогда для нас, советских школьников, он выражался в этом. Когда я учился в Соединенных Штатах, я узнал, что он может праздноваться и по-другому.

Другое дело, что я не считаю правильным с точки зрения миссии и необходимости воцерковления современной культуры - а это задача, стоящая в той или иной степени перед любым поколением христиан, - что мы должны направить все силы на объяснение молодежи, что это праздник плохой. Тут должны быть какие-то иные способы взаимодействия. Здесь может быть либо игнорирование этого праздника, либо попытка обратить его в некий плюс.

Ведь христианство - это предложение человеку другого измерения в жизни. Это понимание того, что крещением мы открываем дверь в новый мир. А праздник святого Валентина в той форме, в какой он празднуется на Западе, дверь в новый мир не открывает. И наша задача - сделать именно так, чтобы молодые ребята знали, что, помимо этого фестиваля жизни, где есть тусовки и дискотеки, есть еще другой - подлинный, цветной, замечательный, радостный мир, мир любви, о котором нужно говорить.

- То есть день 14 февраля все-таки может быть использован как повод для православной миссии?

- Ну, если ко мне придут студенты и в честь Дня святого Валентина принесут от группы какую-нибудь "валентинку", я не швырну ее в лицо. Но я использую это как повод для того, чтобы поговорить о настоящем, о том, о чем нужно говорить. И в принципе любое значимое, распространенное явление культуры, даже массовой, для христианина может стать поводом для разговора о подлинных смыслах. Вопрос просто в том, что здесь нет алгоритма. Мы не можем придумать универсальный совет, как всем миссионерам - преподавателям, священникам - говорить с молодежью на эти темы. Это зависит от самой молодежи, от ситуации. Единственное, что понятно, - что обличениями и запретами вряд ли чего-то можно добиться. Но еще меньшего, на мой взгляд, можно добиться заигрываниями типа "День святого Валентина - это круто". Это тоже совершенно неправильный путь. Молодежь очень тонко чувствует фальшь. Можно сколько угодно ругать молодых и рассуждать на тему того, чем нынешние студенты хуже студентов пять лет тому назад. Но что не меняется в них - они очень тонко чувствуют фальшь. Если ты врешь, пытаешься как-то их использовать, это становится понятным, они это чувствуют.

- По Вашим наблюдениям, современные романтические отношения православных молодых пар отличаются чем-то от отношений людей неверующих?

- Понимаете, я очень боюсь таких вопросов. Получается, что мы сразу делим мир, знаете, как один поэт делил человечество на тех, кто прочитал "Братьев Карамазовых", и на тех, кто не прочитал. Вот по формальным критериям так разделить можно. Но на самом деле нет никаких абстрактных православных людей. Все люди разные, и романтические отношения, влюбленность может проявляться по-разному, равно как и семейная жизнь. Семьи людей, которые себя называют православными, тоже живут по-разному.

Что, как мне кажется, ощущает или должен ощущать в этом отношении православный человек, в отличие от мира современного и светского, потребительского? Я бы выделил здесь две глубинные вещи. Первая - это то, что верующий человек, вообще христианин, не только православный, понимает, что любовь - это все-таки скорее не начало отношений. Есть такой светский стереотип: влюбленность - это период самого острого, самого глубокого и яркого чувства. Потом же она все тускнеет и тускнеет, и люди живут по привычке. И крепкая семья существует потому, что супруги просто не разругались, так как привыкли, притерлись, чего уж разбегаться! Но православное, христианское отношение к совместному общежитию принципиально иное. Оно построено на том, что влюбленность - конечно, это яркое чувство, но оно крайне поверхностно. А любовь - это то, что наступает в конце жизни. Об этом замечательно написал Льюис, он назвал принципиальной ошибкой то, что человек принимает за любовь начало отношений. Потому что любовь - это конец отношений. Вот после пятидесяти лет можно сказать, что это любовь и семейная жизнь. А после пяти дней - ну, в лучшем случае это симпатия. Я думаю, что серьезный христианин, человек, который стремится к христианской жизни, это понимает.

И второй момент: любовь - это ответственность. Потому что современный мир убегает от любого вида ответственности. Любовь - это ответственность и жертва, всегда. А современное потребительское общество - это всегда безответственность и всегда потребление, в его крайних, предельных тенденциях.

"ИНТЕРФАКС-РЕЛИГИЯ"

13 февраля 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования