Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ФОРУМ 18": Религиозный коммунизм и религиозные свободы в Китае


Членство в коммунистической партии Китая и религиозные убеждения временами представляются взаимоисключающими вещами. Но так сегодня не думают многие китайцы, ибо влияние коммунистической идеологии на общество падает, в то время как религиозное растет. И это порождает серьезные проблемы с религиозной свободой в КНР.

1 января 2007, как сообщает Ассоциация помощи Китаю, сотрудники секретной полиции КНР ворвались на собрание протестантской общины в городе Баоданг провинции Хэбэй. На первый взгляд, это один из приевшихся полицейских рейдов на протестантов. Однако было здесь и несколько уникальных моментов. Во-первых, он происходил в здании местной партийной школы, кузнице партийных кадров, а, во-вторых, в собрании участвовал заместитель директора этой школы, по определению, являющегося членом КПК.

В сегодняшнем Китае все большее число людей носит политическую идентификацию как члена КПК и духовную идентичность как религиозно верующей личности. Имеются сведения, что по меньшей мере треть из 60-70 миллионов принадлежит к различным религиозным организациям. По данным интернет-портала "Asianews", в докладе дисциплинарной комиссии КПК говорится, что приблизительно 12 миллионов кадровых партийцев в городах вовлечены в различные формы религиозной активности, из них 5 миллионов на регулярной основе. В сельской местности таких кадров 8 млн, из которых 4 млн практикуют религию регулярно.

Имеются и возрастные особенности. Так, в 2003 году группой аппаратчиков КПК было проведено социологическое исследование среди студентов старших курсов пекинских вузов. Оно выявило, что среди верующих 35% составляют члены КПК. Тогда от 4 до 5 тысяч студентов пекинских университетов совмещали религиозную практику с партбилетом. А в национальном масштабе таких студентов десятки тысяч.

В своем труде известный китайский религиовед Ли Цзянпин также отмечает растущее число верующих, являющихся одновременно либо  членами коммунистической партии, либо кандидатами в таковые. По мнению профессора Ли, многие из этих "религиозных коммунистов" представляют собой элиту общества, достигли успеха в предпринимательстве и филантропии, а также других значимых областях. Сегодня для таких успешных верующих путь в партию полностью открыт, в отличие от времен Мао, когда такие люди были вынуждены скрывать свою религию.

Но самое интересное в очерке профессора Ли - это то, как такие люди пытаются загладить противоречия между своей партийностью и религиозными убеждениями. Они говорят,  первое - это их внешнее "я", второе - "я" внутреннее.

Это во многом иллюстрирует взгляд отдельных коммунистов на то, в чем причина отсутствия религиозных свобод в Китае. Для них членство в компартии не идейное решение. В последнем номере "Far Eastern economic review" исследователь Лесли Хук приводит слова студентки-медика, являющегося одновременно членом КПК: " Я должна жить в Китае, я должна достичь определенного уровня в жизни, а поэтому лучше быть членом партии". И далее: "Цель, избранная для меня Богом - облегчать страдания других, оздоровлять их, и членство в партии - веха на этом пути". Другие верующие также приводили подобные практические аргументы, добавляя при этом, что с тех пор, как "капиталисты" стали членами партии, нет никакого резона не вступать туда верующим.

Партийно-государственное руководство КНР также уже не поддерживают идею о том, что верующие сегодня - это естественные противники коммунистического режима. Они считают, что сотрудничество с ними необходимо для строительства "гармоничного общества". Ведь влияние религии по-прежнему велико, особенно в селе.

Главное - это чтобы религия оставалась сугубо в частной сфере и не проникала в публичную политику. Подобно тому, как это произошло с "Фалуньгун", бывшим безобидной формой гимнастики цигун, которой дома занимались и члены КПК. Проблемы начались после того, как это движение перешло в публичную сферу.

Магда Хорнеман

"ФОРУМ 18", 13 февраля 2007 г.

Перевод "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования