Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"BAZNICA.INFO": Цензура в христианских СМИ: благо или зло?


Имеет ли право православный христианин иметь свою точку зрения? Кое-кто среди журналистов и редакторов всерьез уверен, что - нет. На то, дескать, есть начальство, которому - "виднее". Апостол, однако, вопреки укоренившейся у нас практике полагал, что среди христиан: "надлежит быть и разномыслиям, чтобы открылись среди вас искуснейшие" (1 Кор.11,19). Насколько это апостольское правило соблюдается в христианских СМИ?

Сказать, что у нас существует цензура - значить, не сказать ничего. Помимо "телефонного права", существует еще и "самоцензура" редакторов. Нет, речь идет к сожалению не о борьбе с бранью и пошлостью на форумах. С этим как раз на том же кураевском форуме все как раз обстоит "благополучно". "Самоцензура" - это выработавшаяся среди многих редакторов православных СМИ на уровне инстинкта способность чутко улавливать точку зрения начальства. И столь же чутко отфильтровывать авторские материалы хоть мало-мальски отличающиеся от официальной точки зрения.

Один мой знакомый редактор, к счастью не страдал подобным недугом подобострастия, ловко маскирующегося под "послушание". Действительно, ведь последний принцип, вполне хорош для монастыря. Но насколько он полезен в журналистике? Насаждение единообразия мнений уже привело к тому, что сегодняшние православные издания за редким исключением, это - скучные "приходские листки". Технически и полиграфически, учитывая солидный финансовый ресурс РПЦ это конечно зачастую - роскошные цветные журналы, сайты с лентами новостей, красивые брошюры. Но суть от этого не меняется. Из всего этого лакированного разнообразия мы никогда не выудим информацию больше той, что можно почерпнуть из любого сельского листка. То есть, например, какой сегодня православный праздник или день какого святого нынче отмечается. Священник Дмитрий Смирнов, например, всерьез полагает, что Православный календарь и есть высшая форма православной журналистики. Поскольку там есть вся информация необходимая для спасения души. Какая именно - уже было сказано. Так увы обстоит дело в 99% печатных изданий РПЦ.

Ну, а если душа все же требует чего-то большего? Тогда, казалось бы - вам прямая дорога в интернет. Вот уж где - полагает наивный новичок - точно никаких препон для интеллектуального творчества во славу Божью. Иллюзия "свободы слова" на православных интернет-площадках рассеивается уже очень скоро. Достаточно зайти на знаменитый кураевский форум, где как полагают многие - "можно все". Увы там можно все вплоть, до ругани, но отнюдь не свобода мнений. Наиболее излюбленный способ фильтрации умов там - отправка в "корзину" модератором неугодных материалов и тем. На форуме обосновались и процветают "ультраправославные" ксенофобы и националисты всех мастей. При попустительстве модераторов последние действуют там так, будто закон об ответственности за разжигание национальной и религиозной ненависти для них и не писан. Однако попробуйте вывесить на этом форуме либеральный материал на действительно острую тему. Очень скоро вы обнаружите, что они перекочуют в корзину.

Так, например, случилось с несколькими моими материалами. Большинство их было написано в защиту евреев, российских поставках оружия исламистким режимам и другим не менее актуальных тем. Которые так не любят затрагивать наши "ревнители" Об интересе читателей свидетельствовала хорошая посещаемость раздела читателями. И что же? Не проходит двух-трех дней, как статьи одна за другой удаляются модератором без объяснения причин. Более того, по моим наблюдениям, чем более высокий интерес вызывает затронутая автором проблема, но взгляд его при этом расходится с "охранительно-консервативным", т.е. господствующим нынче в РПЦ, тем быстрее такой материал оказывается в корзине.

У другого известного православного форума - "Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи" свое ноу-хау как бороться с инакомыслящими. Чтобы удалить неугодного автора с форума, ему там под самыми надуманными предлогами выписываются "штрафы". Причем выписывают их те, кто, судя по активности на форуме, отнюдь не разделяет идеи открытого православия. Результат не замедлил себя ждать. Первый штраф мне влепили за то, что разместил свой материал не в том разделе. Интересно, что штраф получился приличный -20% из 100% позволенных модератором. Дальше - больше. В процессе обсуждения статьи автор был огульно обвинен "завсегдатаем" в том, что он якобы "католический миссионер", хотя перед статьей черным по белому было написано, что статья - "православного журналиста". Попытка защитить свою религиозную репутацию тут же стоила мне еще 20% штрафа. Оказывается, защитить свою честь я мог не ранее чем через час. Т.к. по правилу форума за номером 3.13 выходило, что писать ответ в одну и ту же тему можно не раньше чем через 60 минут. Об этом правда мне почему-то сообщили лишь задним числом, когда штраф без всякого предупреждения уже был выписан. Вообще-то, я по наивности полагал, что цель любого форума - максимально полное и оперативное общение. Однако, оказалось, что это не так.

В поисках справедливости я зашел в раздел "Правила" форума и обнаружил, что оказывается, меня не первым вытуривают оттуда. По "странному" стечению обстоятельств предыдущей жертвой консервативно настроенного модератора оказался тоже либерал, уважаемый белорусский священник, известный своей честностью и нонконформизмом - о. Александр Шмарко. Творчество знаменитого автора "Дневника священника" было оценено модератором форума ЦДРМ Александром Козловым как "попытка похулиганить на форуме". Не говоря уже о недопустимости подобных оскорбительных выражений в адрес духовного лица, хочется обратить внимание на существенную сторону дела. После серии публикаций, обличающих прискорбные факты фарисейства и сервилизма в среди духовенства, Белорусская православная церковь выразила недовольство высказываниями священника Александра Шрамко в "Живом Журнале" и на других сайтах и порекомендовала ему прекратить сетевую деятельность. Попытка священника прорвать информационную блокаду и выйти на российский православный форум была мгновенно пресечена модератором ЦДРМ. Да еще и столь оскорбительной для о.Александра форме. Итог подобной травли оказался увы печален. Отец Александр прислушавшись к "рекомендациям" ушел из Интернета. На наших глазах разделались с талантливым публицистом, одним лучших представителей современной православной мысли. Достаточно сказать, что в своем ЖЖ Александр Шрамко регулярно вел записи не только о делах духовных, но и касался животрепещущих политических, социальных вопросов. Известен он также как автор выходившего несколько лет, начиная с 1999 года, сайта "Дневник священника". Материалы этого сайта впоследствии были изданы в виде книги. Однако священника заставили замолчать. И он. увы не одинокая жертва борьбы с инакомыслием в православной среде.

В официальных изданиях РПЦ, к сожалению, нередки случаи "телефонного права", когда законодательные нормы о свободе слова попираются грубейшим образом. Так, после публикации одно моего материала посвященного преследованиям протестантов в Средней Азии редактору была устроена приличная головомойка, а самому ему "позвонили сверху и велели материал снять". Конечно, как же так: мы Каримову на днях вручили орден св.Андрея Первозванного, а тут в официозе РПЦ публикуется материал о том, что узбекский диктатор бросает христиан в тюрьмы, где им загоняют под ногти иголки и силой заставляют отречься от Христа. Неувязочка выходит… В общем, материал не только сняли, но еще и гонорар автору не заплатили. Хотя статья была опубликована и перепечатана в десятках СМИ. Про последовавшие после публикации из Ташкентской епархии и распространенные о.Сергием Стаценко на сайтах РПЦ "циркулярным письмом" лживые обвинения автора в "работе на ЦРУ" даже упоминать не хочется. Стыдно за то, что инакомыслие у нас в РПЦ в стиле советских времен по-прежнему трактуется как "подрывная деятельность", "происки Запада" и тому подобная чушь.

Быть православным журналистом в наше время, увы не просто. Но тем больше радости доставляет видеть то, что отнюдь не все редакторы и корреспонденты предпочли спокойную и сытую жизнь конформиста выполнению своих прямых профессиональных обязанностей. То есть информированию общественности о реальном положении дел, обличению случаев неправды и фарисейства в Церкви, а не штампованию сусальных статей. Именно нам, журналистам Христос в первую очередь обращается со словами: "блаженны ищущие правды". Помнить об этом - профессиональный долг журналиста-христианина.

Сергей Путилов,
"BAZNICA.INFO"

12 февраля 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования