Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА": Страсти школьные. Учебник «Мировые религии» пройдет сначала апробацию в разных регионах


Александр Оганович Чубарьян – академик, директор Института всеобщей истории РАН, член президиума Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию.

В школе скоро появится новый предмет "Мировые религии". "НГ" взяла интервью у автора этого курса, директора Института всеобщей истории РАН, академика Александра Чубарьяна.

– Александр Оганович, расскажите, пожалуйста, что это за новый предмет "Мировые религии"?

– Наш авторский коллектив два года работал над учебным пособием "Мировые религии". Предмет сугубо светский, рассматривает, что такое религия вообще, какое место она занимает в истории человечества и в жизни каждого человека. Учебник знакомит школьников с шестью основными религиями и христианскими конфессиями: православие, католицизм и протестантизм, ислам, буддизм и иудаизм. Естественно, христианству уделяется в нем значительное внимание. Помимо образовательной части здесь присутствует и некий воспитательный момент. Предмет призван воспитать в молодом человеке толерантность, терпимое отношение к верованиям других людей. Все это важно, поскольку страна наша – многоконфессиональная. Есть в учебнике и раздел, который рассказывает об атеистах, о взаимодействии наук, вер и знания. Учли мы и такой момент, что дети ходят в музей. Они видят картины на библейские сюжеты и их часто не понимают. Наш учебник поможет им в этом разобраться.

– Помнится, на прошлых Рождественских чтениях министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко освистали при упоминании им предмета "Мировые религии". Как выглядит ситуация сегодня?

– Мы послали рукописи учебника в представительства всех конфессий и получили большое число замечаний. Большинство из них мы учли. И после вторичного письма исправленные тексты получили в основном положительные отзывы. Представители Православной энциклопедии даже согласились на то, чтобы мы включили упоминание об их рецензии в предисловие к нашей книге.

– Сегодня, кажется, Патриархия хочет иметь еще и учебник "Основы православной культуры"…

– Мы не рассматриваем наш учебник как некое противопоставление предмету "Основы православия". Здесь уместно провести сравнение с предметом "История" в школе. Ученики изучают "Мировую историю" и "Историю России". В нашей школе есть еще такое понятие, как "региональный компонент". Он позволяет по желанию родителей, школы, местного органа образования вводить или усиливать тот или иной предмет. Если есть желание у региона усилить аспект православной культуры, почему бы им не разрешить это сделать.

– Речь идет даже о том, что уроки православия должны вести воцерковленные учителя…

– Не надо драматизировать этот момент. Школа приглашает к себе на встречи разных интересных людей, в том числе и служителей церкви. Но имея при этом в виду, что наш предмет "Мировые религии" он должен вести в светском действии принципа.

– А в школах Кавказа захотят усилить компонент "Основы ислама"…

– А почему бы нет? Многие же там живут, следуя исламским традициям. Но опять же важно соблюдение в школе все того же принципа: религия должна даваться как часть мировой культуры и должна предусматривать расширение представлений школьника о ней.

– Не рискованное ли вообще это мероприятие? Не вызовет ли все это национальную рознь?

– Наш учебник этому не может способствовать. Но риск заложен в преподавании любого предмета. Школа – вообще сложная материя. Возьмите преподавание таких дисциплин, как история. Не зря сегодня бушуют такие страсти. В идеале учебник истории должен быть без пристрастий. Но это же невозможно. Субъективизм заложен уже в самом подборе фактов. Есть автор, есть мнение родителей, есть личность учителя, СМИ, наконец, и интернет, сами дети. Дети получают информацию, у них есть свое представление о событиях. Из любого предмета можно сделать идеологическое предприятие, если спекулировать на этом деле. Школа, на мой взгляд, должна выполнить две миссии: дать человеку знания и научить его мыслить. Применительно к предмету "Мировые религии", замечу, что наши ученики изучают историю мировых религий в курсе "История" уже сегодня, но изучают лишь попутно. Новый предмет эту нишу может восполнить.

– На каком этапе находится новый школьный курс "Мировые религии" сегодня?

– Сегодня уже есть договоренность с правительством Москвы на апробацию учебника "Мировые религии" в ряде школ. Эксперимент пройдет и в других регионах. После апробации вопрос о преподавании данного предмета еще раз всесторонне рассмотрят и обсудят в министерстве. А затем примут решение.

Наталья Савицкая,
"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА"

09 февраля 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования