Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"BAZNICA.INFO": "Раскол не решает проблем". Анонимное интервью одного из клириков Апостольской Православной Церкви


Апостольская Православная Церковь (АПЦ) переживает не лучшие времена. Противопоставившая себя в 2000 году Московской Патриархии структура, поднявшая на флаг лозунг о "церковном обновлении" и объединившая немало талантливых служителей из числа бывших советских диссидентов, теперь сама оказалась на грани раскола. Вот, что рассказал корреспонденту журнала Baznica.Info Сергею Путилову клирик АПЦ, попросивший не называть его имени.

- В настоящее время АПЦ ввергнута в кризис, что поставило под вопрос возможность Вашего дальнейшего служения в качестве священника этой церкви. В РПЦ до такого, согласитесь, не доходит. Напрашивается вывод: вот до чего доводят расколы… Как бы Вы могли прокомментировать ситуацию?

- Ну да, ну да... Расколы доводят... Но что хуже - не знаю... Вот у нас тут дискутируют сторонники еп.Сергия Савиных говорят: а что, лучше архиереи в МП, тайно сожительствующие с женщинами и с мужиками? Хотя (бывшие) протестанты в АПЦ даже не понимают, в чем мы, православные, видим проблему! Православная Церковь не одобряет женатого епископата.

- Значит, теперь перейдете в Московскую Патриархию?

- По поводу перехода в РПЦ, перспектив для себя не вижу. Преклоняюсь перед теми, кто там служит Богу (а не своему чреву, скажем), но не хочется становиться пешкой, каковыми должны являться с точки зрения начальства все священники в этой структуре. Конечно, всё зависит от отношений с конкретным архиеерем, но архиереи-то не вечны, а в целом система просто жуткая. Знаю священников, которых "ушли" (например, за штат) из РПЦ за их либеральные взгляды. Конечно, есть и те, кто служат. Поражаюсь их мужеству! Но сильно сомневаюсь, что смог бы так. Видимо, весь вопрос в том, есть ли в РПЦ такой епископ, который пойдет на то, чтобы принять в качестве священника, с такими взглядами, как я или о. Яков Кротов, например. А даже если такой и найдется, то остается проблема общей душной атмосферы. Епископы - люди пожилые, либеральный" или терпимый епископ уйдет - назначат человека совсем другого духа, что тогда? Опять "в раскол"? Конечно, раскол плох. Но и организационное единство любой ценой также часто приводит не лучшим последствиям, чем раскол.

- Но ведь есть о примеры свободомыслия и в РПЦ о. Георгий Кочетков, игумен Петр Мещеринов.

- Знаем-знаем! Игумены есть, а до либерально настроенных епископов в РПЦ, похоже, еще оооооочень далеко... Что касается Кочеткова, то лично он у меня доверия не вызывает (сужу по отзывам). Несмотря на его колоссальную работу и мужество. Вот, скажем, тот же о. Георгий Кочетков, его положение. Читал я не так давно репортаж Илья Переседова на Baznica.Info о его общине. Заканчивает он такими словами: "Опыт XIX-XX века показывает, что нынешнему благополучию общины помимо внешних факторов угрожают лишь две вещи: скорая и поздняя смерть о. Георгия. Его скорая смерть повлечет за собой распад содружества, поглощение ее клерикальным аппаратом руководства РПЦ, если же он доживет до глубокой старости, то вокруг него - тогда уже несомненно святой фигуры - сложится управленческий институт с жестким
корпоративным духом". Ну, "жесткий корпоративный дух" - их внутренняя проблема, а вот вариант поглощения, растворения и исчезновения - это проблема нынешней РПЦ. Кочетков в РПЦ - в гетто своего рода, и вариантов у него нет... Влиять на систему он практически не может, может или "работать на систему", или строить нечто параллельное, хотя  формально в рамках РПЦ. И это человек харизматический! А другие уходят - то "за штат", кто - "в раскол". А я - слабый человек, и не харизматик в смысле способности влечь за собой людей. Серьезное давление вряд ли выдержу...

- Но ведь пребывание в ограде РПЦ предоставляет гораздо больше возможностей для искоренения недостатков там, чем из окопов раскола?

- Я не вижу, как в настоящее время бороться с недостатками РПЦ, не покидая. Т.е. так: это зависит, наверное, от харизмы, от призвания: кто-то борется, не покидая, кто-то - во извне. Точнее, не столько борется, сколько служит Богу, в чем главное - возвещать Евангелие и вести людей ко Христу. Кстати, наверное, большинство тех членов АПЦ, которых я знаю лично (включая и мирян), не покидали РПЦ! Скажем, я ее не покидал, т.к. формально никогда не принадлежал к ней.

- Как Вы оцениваете свой опыт пребывания в АПЦ?

- Пока для меня главная боль и проблема в том, что АПЦ оказалась не тем, чем я ее видел...

- Как Вы полагаете, возможно, преодоление раскола между РПЦ и АПЦ? Ведь в последней немало талантливых людей которые могли бы принести большую пользу русскому Православию, вместо того, чтобы гробить себя в расколе?

- Раскол, ясное дело, плох. Но формальное единство - тоже не панацея. Я действительно не знаю, что хуже. Вред расколов я вижу вот в чем: будучи разделены, мы не можем должным образом свидетельствовать миру о Едином Боге; у тех, кто уходит из "неправильной" церкви обычно создается иллюзия, что вот теперь-то начнется у них настоящая христианская жизнь, т.к. избавились от "соблазнов"; но в реальности огня всегда хватает не на долго, и то же ханжество воспроизводится и у отделившихся. А раз мы избавились от каких-то пороков, то мы - лучше! - новое фарисейство! Часто разделение обедняет предание (как в Реформации или в расколе 1054 года). Но дерзну сказать, что и плюсы в расколах есть. Ведь люди, уходя, отделяясь, стремятся к чему-то, хотят исправить что-то, что оставаясь "в единстве" они не видят возможности исправить. Но, увы, методы этих исправлений почти всегда - слишком человеческие! Из-за этого трудно понять, что хуже: терпеть или уходить.

Справка: Апостольская православная церковь (АПЦ) - единственная "катакомбная" церковь, которая может быть названа либеральной. Образована на территории России в 2000г. Духовные корни АПЦ восходят к Российской Истинно-Православной Церкви, которая не пошла на сотрудничество с богоборческой коммунистической властью. В те страшные годы Истинно-Православная Церковь ушла в катакомбы и была жестоко гонима на протяжении десятков лет. Лишь после крушения Советской империи стало возможно восстановление церковных структур. АПЦ получила апостольское преемство от Украинской Автокефальной Православной Церкви. Сейчас АПЦ руководит митрополит Русский и Коломенский Виталий (Кужеватов), священником одной из московских общин и секретарем Синода является о. Глеб Якунин.

Сергей Путилов,
"BAZNICA.INFO"

07 февраля 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования