Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

С. А. Бурьянов. Свобода совести в Российской Федерации. Специализированный доклад за 2011 год. Часть 2. [документы]


Введение. Часть первая.

Проблемы правового регулирования

Правовое регулирование в области свободы совести и свободы вероисповедания базируется на некорректных с юридической точки зрения принципах, не имеющих четких правовых критериев и соответствующем понятийном аппарате, частично заимствованном из теологии.

Автор неоднократно писал, что ныне действующий Федеральный закон (ФЗ) "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 1997 годаизначально является дефектным, пробельным и коллиёзионным как с точки зрения юридической техники, так и с позиции Конституции России.

Более того, репрессивный потенциал ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" был усилен поправкой в редакции Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ, в соответствии с которой среди оснований для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке обозначены действия, направленные на осуществление "экстремистской" деятельности (п.2 ст.14).

Этот ФЗ по-прежнему является препятствием на пути реализации свободы совести в России. Начатое с принятия ФЗ наступление на свободу совести и светскость государства продолжается и расширяется сегодня.

Тенденции трансформации законодательства в сфере свободы совести находятся под влиянием неких договоренностей "партии власти" и РПЦ МП: "Мы договорились о том, что будем представлять патриархии план законопроектной работы Госдумы, и по всем вопросам, вызывающим хотя бы малейшие сомнения, проводить предварительные консультации, чтобы избежать взаимного недопонимания", - заявил в беседе с корреспондентом "Интерфакс-Религия" замсекретаря президиума Генсовета "Единой России", глава комитета Госдумы РФ по труду и социальной политике Андрей Исаев[1].

Весной 2011 года Белгородской областной Думой в Государственную Думу РФ был внесен проект ФЗ "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статью 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

В частности, предлагалось пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" дополнить предложением следующего содержания: "Распространение религиозной литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов и иных предметов религиозного назначения может осуществляться только лицами, являющимися участниками религиозных организаций, либо иными лицами, уполномоченными религиозными организациями."[2].

Кроме того, предлагалось статью 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнить частью 3 следующего содержания:

"3. Распространение религиозной литературы, печатных, аудио- и

видеоматериалов и иных предметов религиозного назначения лицами, не

являющимися участниками религиозных организаций, либо лицами, не уполномоченными религиозными организациями, –

влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей."[3].

Пояснительная записка содержит обоснование необходимости принятия законопроекта:

"В последние годы в Российской Федерации заметно активизировалась деятельность различных религиозных объединений, активно пропагандирующих свои религиозные взгляды и вероучения. Одним из способов такой пропаганды является распространение религиозной литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов и иных предметов религиозного назначения. Причём Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" таким правом наделяет только религиозные организации. Между тем, повсеместно наблюдаются случаи, когда от имени религиозных организаций, зарегистрированных в установленном порядке и имеющих право распространять материалы религиозного содержания, действуют лица, не являющиеся их участниками и не уполномоченные религиозной организацией на осуществление такой деятельности. Указанные лица зачастую действуют недобросовестно в отношении граждан, среди которых распространяется вероучение, что выражается в пропаганде превосходства своей религии, тогда как иные вероучения представляются в непривлекательном виде. Кроме того, не являясь официальным представителем религиозной организации, такие лица могут умышленно искажать основы распространяемого вероучения, что вводит в заблуждение граждан и формирует безграмотные и предвзятые отношения к различным религиозным убеждениям. Это, в свою очередь, может повлечь нарушение права граждан исповедовать выбранную ими религию, поскольку если гражданин изначально недостаточно компетентен в вопросе какого-либо вероучения, им с достоверностью воспринимается информация, являющаяся недоброкачественной с научной и богословской точек зрения, что ведёт к формированию искажённых религиозных взглядов и убеждений. Более того, действия такого лица по распространению религиозной литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов и иных предметов религиозного назначения дискредитируют и саму религиозную организацию, что может привести к негативным последствиям, вплоть до её ликвидации. На основании изложенного представленным законопроектом предлагается запретить деятельность лиц, не являющихся участниками религиозных организаций и не уполномоченных религиозной организацией, по распространению религиозной литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов и иных предметов религиозного назначения, и одновременно установить ответственность за осуществление подобной деятельности. Для этого в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вносятся соответствующие дополнения. Реализация законопроекта в случае его принятия в качестве закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета"[4].

Реакция общества в значительной мере предопределила судьбу законопроекта. Например, в качестве реакции на антиконстиционную законодательную инициативу московские евангельские христиане-баптисты (инициативники) в письме президенту Российской Федерации выразили свою обеспокоенность его содержанием.

По мнению верующих, положения законопроекта грубо искажают смысл положений Конституции и норм международного права, которые гарантируют право на свободу совести и вероисповедания, "законопроект содержит грубые нарушения Конституции РФ (ст. 28; 29, п. 4); действующего Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" (ст. 3, п. 1) и Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 18, п. 1; 19, п. 2)". В письме, подписанном 80 верующими, говорится, что "право исповедовать и распространять религиозные убеждения имеет каждый отдельный человек, и это право никак не обусловлено его членством в какой-либо религиозной организации. В то же время естественным будет предположить, что человек, исповедующий какое-либо религиозное учение, посоветует другому человеку, желающему ознакомиться с основами этого учения, прочитать соответствующую религиозную литературу, либо безвозмездно подарит ему какую-либо книгу. Согласно предложенному законопроекту, право передать другому человеку книгу духовного содержания будет иметь только тот, кто "является участником религиозной организации", либо "уполномочен религиозной организацией". Таким образом, авторы законопроекта фактически предлагают запретить гражданам, не состоящим ни в каких религиозных организациях, свободно распространять свои религиозные убеждения. Это означает, что внесенный в Государственную Думу РФ законопроект направлен на то, чтобы жестко ограничить в Российской Федерации одно из основных прав человека, гарантированное Конституцией государства — право на свободу совести и вероисповедания"[5].

В письме служителя церкви евангельских христиан баптистов П.Д. Петерса говорится, что данным законопроектом "вновь предлагается функцию по регулированию прав на свободу распространения религиозных убеждений отнять у Конституции и передать религиозным организациям. Это ведет к сращиванию государства и церкви, к устранению положения об отделении церкви от государства (Конституция РФ, ст. 14, п. 2), к созданию мощного блока для репрессирования верующих в религиозных группах. Желаю обратить Ваше внимание на то, что выражение пренебрежения к одной статье Основного Закона России — Конституции России — есть выражение пренебрежения к Конституции России в целом. Вынесение на рассмотрение в Государственную Думу проектов Закона, противоречащих Конституции, фактически является посягательством на государственное устройство России". Завершаются письма просьбой принять меры для соблюдения Конституции РФ и сохранения права на свободу совести и вероисповедания[6].

В письме Правления Российского Библейского Общества Председателю Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам общественных организаций и религиозных объединений Попову С.А. говорится, что "ограничение права каждого христианина (и любого человека вообще) нараспространение Библии является антиконституционным. Более того, данное ограничение является также антибиблейским и богопротивным, поскольку противоречит содержанию Библии, в которой ясно выражена воля Бога. Согласно Библии, пророков, апостолов, их учеников и последователей на распространение Слова Божьего в наглядном, устном или письменном виде уполномочивали не религиозные организации, а сам Господь Бог с целью исполнения Своей воли. Поэтому нынешние поползновения на ограничение распространения Слова Божьего, которым является Библия, в сущности является попыткой ограничить суверенитет и прерогативы Господа Бога, который Сам определяет, кого и куда посылать для распространения своего Слова, причем в том виде, в котором надо. Если бы предлагаемые нормы закона действовали во времена Римской империи, то Господь наш Иисус Христос должен был быть уполномочен на распространение Евангелия в синагоге или Синедрионе, который и осудил Его на смерть (ведь Церковь Христова в то время не была зарегистрирована как религиозная организация и считалась опасной антигосударственной сектой). При таком законодательстве и апостол Павел после своего обращения ко Христу, видимо, должен был бы испрашивать разрешение на свою проповедь о Христе и рассылку христианских посланий у того же Синедриона, который пытался спровоцировать римского прокуратора на вынесение апостолу Павлу смертного приговора…Искренне надеемся, что возглавляемый Вами Комитет не будет рекомендовать Государственной Думе Российской Федерации принять антиконституционный акт, способный поставить государство Российское в оппозицию самому Господу Богу и Его Слову[7].

Весной 2011 года появилась информация, Министерство обороны РФ совместно с Русской Православной Церковью Московского патриархата подготовило проект закона о военных священниках в армии. О создании структуры по работе с верующими военнослужащими сообщил исполняющий обязанности начальника Главного управления по работе с личным составом Министерства обороны РФ генерал-майор Юрий Дашкин. Выступая в культурном центре Вооруженных Сил 26 февраля перед ветеранами Главного Политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота, Дашкин заявил: "Священники Русской Православной Церкви уже давно работают в армии. Настало время узаконить это явление, и основная законодательная база у нас уже готова". Исполняющий обязанности главного воспитателя армии также рассказал о том, что духовные лица конфессий (протоиерей Димитрий Смирнов и другие) входят в Общественный Совет при Министерстве обороны РФ. Ранее, на совещании в Петербурге, начальник управления Минобороны по работе с верующими военнослужащими Борис Лукичев также подтвердил, что законодательная база, регулирующая служение священников в военных частях, уже готова. Дело за ее внедрением. По его словам, размер оплаты и число армейских священников находятся в процессе обсуждения. Деятельность православных священнослужителей в армейских подразделениях будет оплачиваться государством, им будут предоставляться жилье, медицинское обслуживание и другие социальные гарантии и выплаты[8].

31 мая 2011 года Государственная Дума РФ в первом чтении отклонила законопроект о поправке в Федеральный конституционный закон "О Государственном гимне Российской Федерации". Представители КПРФ, ссылаясь на права атеистов, предлагали заменить слово "Богом" на слово "нами" в строчке гимна "хранимая Богом родная земля", собщают "Новые Известия". Как объясняет автор инициативы депутат от КПРФ Борис Кашин, по Конституции Россия является светским государством, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Основным законом страны также зафиксирована свобода вероисповедания, включая право не исповедовать никакой религии. А поскольку значительная часть граждан РФ считает себя атеистами, слова действующей редакции гимна "хранимая Богом родная земля" не соответствуют основам их мировоззрения. Внесение же предлагаемых изменений, по мнению коммунистов, будет способствовать консолидации общества[9].

29 июля 2011 года правительство внесло в Госдуму РФ поправки в Федеральный закон "О государственной охране". Изменения расширяют перечень подпадающих под его действие лиц. Сейчас в ст. 8 закона установлен закрытый перечень подлежащих охране лиц. Помимо президента и премьера, в него входят главы обеих палат парламента и высших судов, генеральный прокурор и глава Следственного комитета. Но в ст. 9 документа оговаривается, что "при необходимости" список может быть расширен по решению президента. Норма гласит, что президент может принять решение о предоставлении охраны членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, федеральным государственным служащим и "иным лицам, замещающим государственные должности". В новой редакции правительство предлагает убрать ограничение, написав, что охрана может быть предоставлена "членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, федеральным государственным служащим и иным лицам". В пояснительной записке указывается, что "расширение перечня лиц, которым может быть предоставлена государственная охрана", не ново и "отражает существующую практику". Как сказано в документе, такая деятельность осуществляется на основе нормативных правовых актов, но "требует установления законодательной основы". В прошедших в думу поправках также предлагается закрепить в законе такие направления работы ФСО, как обеспечение охраняемых лиц питанием и проверка санитарно-эпидемиологической обстановки на охраняемых объектах, однако эти возможности указаны и в Положении о ФСО. Изменения должны коснуться и возможности использования в оперативно-розыскной деятельности внештатных сотрудников, разработки оружия и подготовки кадров для спецслужб иностранных государств "на договорной основе". В пояснительной записке подчеркивается, что эти изменения тоже "отражают существующую практику, осуществляемую на основе соответствующих нормативных правовых актов"[10].

Новые поправки к ФЗ "О государственной охране", внесенные в Госдуму правительством, позволяют легализовать предоставление охраны Патриарху РПЦ МП Кириллу (Гундяеву), сообщила 30 июля "Газета.Ру". "Это для патриарха", – пояснил "Газете.Ru" источник в ФСО. Факт наличия госохраны у Патриарха подтвердил "Газете.Ru" руководитель пресс-службы Патриарха протоиерей Владимир Вигилянский. "Такое решение принял еще президент Ельцин", – пояснил он. Получить официальный комментарий ФСО "Газете.Ru" не удалось[11].

18 ноября 2011 года Госдума РФ приняла в третьем чтении упомянутые поправки, которые, в частности, увеличивают перечень лиц, имеющих право на государственную охрану, а также расширяют полномочия Федеральной службой охраны (ФСО). Поправки также позволяют сотрудникам ФСО приостанавливать или временно ограничивать использование земельных участков и водных объектов при проведении охранных мероприятий. В пояснительной записке к документу говорится, что законопроект закрепляет на уровне закона за ведомством полномочия, многие из которых уже осуществлялись им на основании подзаконных актов, включая внутренние приказы. За ФСО также предполагается на уровне закона закрепить право вносить в органы госвласти и местного самоуправления, организации и общественные объединения представления об устранении причин и условий, порождающих угрозу безопасности объектов госохраны. Эти представления будут обязательны для исполнения. Предполагается, что такие причины и условия будут устраняться незамедлительно, о чем в течение месяца со дня внесения представления должно быть доложено в госохрану. Кроме того, сотрудники ФСО, согласно тексту документа, будут следить за обеспечением охраняемых лиц питанием и отвечать за проверку санитарно-эпидемиологической обстановки на охраняемых объектах, а также в случае необходимости смогут получить право принимать в пользование транспортные средства и другое имущество организаций и физических лиц[12].

В Кодекс об административных правонарушениях вносятся поправки, по которым неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов госохраны в связи с исполнением им служебных обязанностей по осуществлению госохраны и (или) поддержанию общественного порядка, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей влечет штраф от 500 до тысячи рублей или административный арест на срок до 15 суток для граждан. Для должностных лиц предусмотрены штрафы в размере от тысячи до 3 тысяч рублей; для юридических — от 10 тысяч до 15 тысяч рублей[13].

1 сентября 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 235-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности"[14], цель которого - усовершенствовать налогообложение в отношении некоммерческих организаций и благотворительности. Данный закон дополняет ст. 149 гл. 21 Налогового кодекса РФ с целью создания равных условий для некоммерческих организаций, иных субъектов хозяйственной деятельности, государственных и муниципальных учреждений при обложении НДС реализации социально значимых услуг[15].

Теперь при определенных условиях от НДС освобождаются: оплата благотворительными и религиозными организациями лечения лиц, не состоящих с ними в трудовых отношениях, доходы, получаемые детьми, оставшимися без попечения родителей, от благотворительных и религиозных организаций, доходы в натуральной форме в виде обеспечения питанием, проживанием и в виде оплаты стоимости проезда к месту благотворительной деятельности и обратно, полученные от благотворительной деятельности добровольцами[16].

4 августа 2011 года правительством РФ был внесен в Государственную Думу законопроект № 588894-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросу о противодействии экстремистской деятельности в Российской Федерации). В частности, законопроект

расширяет полномочия государственных органов в борьбе с "экстремизмом" ипредусматривает уголовную ответственность за финансирование "экстремистской" деятельности и конфискацию имущества, а также ужесточение мер против пропаганды в интернете[17].

10 октября 2011 года комиссия Совета Федерации ФС РФ по вопросам развития институтов гражданского общества одобрила проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу о противодействии экстремистской деятельности), предусматривающий уголовную ответственность за финансирование экстремистской деятельности и конфискацию имущества, а также ужесточение мер против пропаганды в интернете[18].

Автор неоднократно писал о необходимости полной отмены "антиэкстремистского" законодательства, как некорректного с точки зрения юридической техники (прежде всего, отсутствие правового определения ключевого понятия). Это значит, что его очередное ужесточение приведет к новому витку нарушений прав человека в РФ.

В конце сентября 2011 года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект поправок в статью 112 Трудового кодекса РФ, предложенного Курултаем Республики Башкортостан и депутатами П.В. Крашенинниковым и О.В. Морозовым. В соответствии с законопроектом, субъекты РФ смогут устанавливать дополнительные праздничные дни в соответствии с традициями, а жители российских регионов получают право на дополнительные выходные во время религиозных праздников.

"В республиках, где достаточно большое мусульманское население, законами субъектов Федерации устанавливают мусульманские праздники", - отметил один из авторов законопроекта, глава комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. Ещё одним соавтором законопроекта, инициированного депутатами от "Единой России", стал первый вице-спикер нижней палаты Олег Морозов. Павел Крашенинников напомнил, что акты, устанавливающие религиозные праздники выходными днями в республике Башкортостан, были признаны незаконными решением Верховного суда России. Юрист Крашенинников считает, что установление дополнительных праздников возможно только по трудовому законодательству, которое в России относится к совместному ведению центра и субъектов Федерации. Установление дополнительных праздников в регионах, по мнению Крашенинникова, подтверждена в законе о свободе совести и религиозных объединений. "В статье 112 Трудового кодекса мы закрепляем такое положение, что субъекты вправе такие дополнительные праздники устанавливать к федеральным. Они сами решают, какие у них праздники своими законами", - пояснил Крашенинников суть законопроекта. Российские регионы, где проживает большая часть российских мусульман, ранее отмечали необходимым разрешить им объявлять нерабочими днями религиозные праздники, в частностиУраза-байрам и Курбан-байрам[19].

Осенью 2011 года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект о внесении поправок в федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", сообщает "Интерфакс-религия".Авторы законопроекта предлагают запретить рекламные изображения обнаженных мужчин и женщин. "Реклама, содержащая обнаженные образы людей, препятствует реализации личности ребенка в интересах общества в соответствии с убеждениями их родителей и традициями народов, противоречит нравственным и религиозным убеждениям многих граждан", - сказано в пояснительной записке авторов законопроекта[20].

Серьезной критике был подвергнут законопроект минюста России О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях".

В частности предлагалось внести следующие изменения:

"1) пункт 2 статьи 6 изложить в следующей редакции:

"2. Религиозные объединения могут создаваться в формах религиозных организаций и учреждений профессионального религиозного образования.

Религиозное объединение считается созданным с момента его государственной регистрации.";

2) статью 7 исключить;

3) в статье 8:

а) пункт 6 изложить в следующей редакции:

"6. Религиозной организацией признается также организация, созданная централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющая цели и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе руководящий или координирующий орган."

б) в пункте 9:

в абзаце первом слова "орган, принявший решение о ее государственной регистрации" в соответствующем падеже заменить словами "орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозных организаций" в соответствующем падеже;

второе предложение абзаца первого изложить в следующей редакции:

"Решение о направлении соответствующих документов в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации религиозной организации.";

абзацы третий и четвертый исключить;

4) пункт 1статьи 9 изложить в следующей редакции:

"1. Местные религиозные организации создаются по инициативе их учредителей - не менее десяти граждан Российской Федерации.";

5) в статье 11:

а) в абзаце втором пункта 1 слова "Правительством Российской Федерации" заменить словами "федеральным органом государственной регистрации по согласованию с уполномоченным регистрирующим органом";

б) в пункте 5:

абзац шестой исключить;

дополнить абзацем десятым следующего содержания:

"в случае вхождения местной религиозной организации в структуру централизованной религиозной организации - подтверждение, выданное руководящим центром централизованной религиозной организации.";

в) в пункте 8 слова: "Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливаетсяуполномоченным федеральным органом исполнительной власти." исключить;

6) пункт 1 статьи 12 изложить в следующей редакции:

"1. Религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации по следующим основаниям:

1) если цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации - со ссылкой на конкретные статьи законов;

2) если организация не признана в качестве религиозной в установленном порядке;

3) если устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения не достоверны;

4) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены в ненадлежащий орган;

5) если ранее зарегистрирована религиозная организация с таким же наименованием;

6) если решение о создании, реорганизации, ликвидации религиозной организации, о внесении изменений в ее устав или об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", принято лицом (лицами), не уполномоченным на то настоящим Федеральным законом и (или) учредительными документами религиозной организации.";

7)в статье 14:

а) в пунктах 2 и 3 слова: "или религиозной группы" исключить;

б) в абзаце пятом пункта 4 слова "Правительством Российской Федерации" заменить словами "федеральным органом государственной регистрации по согласованию с уполномоченным регистрирующим органом";

в) пункт 6 исключить;

г) пункт 7 изложить в следующей редакции:

"Религиозная организация может быть ликвидирована, деятельность религиозной организации может быть приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности.";

8) пункт 2 статьи 19 изложить в следующей редакции:

"2. К отношениям, возникающим в связи с созданием, деятельностью и ликвидацией учреждения профессионального религиозного образования (духовного образовательного учреждения), применяются правила, предусмотренные настоящим Федеральным законом для религиозных организаций. Учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности. На основе лицензии учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) вправе реализовывать образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и в случае получения государственной аккредитации выдавать в установленном порядке документы государственного образца о соответствующем уровне образования. Государственный статус учреждения профессионального религиозного образования (духовного образовательного учреждения) (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) при его государственной аккредитации не устанавливается.";

9) дополнить статьей 241 следующего содержания:

"Статья 241. Особенности деятельности местных религиозных организаций

Местная религиозная организация, не представившая для государственной регистрации создания документ, подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, в течение 10 лет после ее государственной регистрации не вправе пользоваться правами, предусмотренными пунктами 3 и 4 статьи 5, пунктом 5 статьи 13, пунктом 3 статьи 16, пунктом 2 статьи 18 (применительно к образовательным учреждениям и средствам массовой информации), статьей 19 и пунктом 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также выступать учредителями централизованной религиозной организации.";

10) пункт 2статьи 25 изложить в следующей редакции:

"2. Орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, осуществляет контроль за соответствием ее деятельности уставным целям и законодательству Российской Федерации.";

11) дополнить статьей 251 следующего содержания:

"Статья 251. Государственная религиоведческая экспертиза

Государственная религиоведческая экспертиза проводится с целью определения религиозного характера организации, проверки и оценки достоверности сведений относительно основ ее вероучения и соответствующей ему практики.

Государственная религиоведческая экспертиза может проводиться в случаях:

1) поступления в федеральный орган государственной регистрации (или его территориальный орган) в установленном порядке заявления о государственной регистрации:

местной религиозной организации, не имеющей подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией того же вероисповедания;

изменений, вносимых в устав религиозной организации (в том числе в ее наименование), если эти изменения связаны с указанием или изменением сведений о вероисповедании организации;

2) при необходимости экспертной оценки наличия или утраты в деятельности зарегистрированной религиозной организации признаков религиозной организации, установленных настоящим Федеральным законом;

Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается федеральным органом государственной регистрации.

Решение о проведении государственной религиоведческой экспертизы может быть обжаловано в установленном порядке в вышестоящий орган или в суд.";

12) абзацы третий и четвертый пункта 3 статьи 27 исключить"[21].

Активная позиция гражданских объединений, поддержанная СМИ, привела к тому, что антиконституционный законопроект вскоре был убран с сайта минюста России.

Первыми против антиконституционных поправок выступили московские евангельские христиане-баптисты (инициативники). В письме президенту Российской Федерации они выразили обеспокоенность содержанием проекта поправок в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", подготовленного Минюстом РФ.

В частности, законопроект исключает понятие религиозной группы, которая в действующем законе определяется как "добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица… Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей" (Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", ст. 7, п. 1, 3). "Таким образом, согласно законопроекту, совместно исповедовать и распространять веру и "совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей", то есть пользоваться правом на свободу совести и вероисповедания будут иметь право только те граждане, которые являются членами зарегистрированных религиозных объединений. Все прочие граждане будут лишены этого права", - говорится в письме. По мнению верующих, "это противоречит Конституции РФ, которая гласит: "Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними" (Конституция РФ, ст. 28). То есть Конституция РФ гарантирует право на свободу совести всякому гражданину независимо от его членства в зарегистрированном религиозном объединении". Авторы письма также полагают, что "такая регистрация противоречит библейскому принципу: "отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу". Христиане как граждане государства признают государственную власть и соблюдают государственные законы, но в вопросах веры, совести, нравственности, служения Богу мы можем руководствоваться только Божьими заповедями. Поэтому для христиан, желающих во всём исполнять заповеди Иисуса Христа, такая регистрация является неприемлемой".Верующие выражают опасение, что в случае принятия предлагаемых поправок от граждан, желающих воспользоваться своим конституционным правом на свободу совести, власти будут неправомерно требовать вступления в зарегистрированное религиозное объединение, а незарегистрированные церкви ЕХБ будут поставлены вне закона. Таким образом, принятие поправок, предлагаемых данным законопроектом, приведет к лишению граждан РФ одного из основных прав человека — права на свободу совести и вероисповедания и, как следствие, к репрессиям и гонениям в отношении мирных верующих граждан, ухудшению обстановки в обществе и установлению в государстве тоталитарного режима. В письме также говорится, что "предлагая поправки, навязывающие церкви контроль со стороны государства и препятствующие свободному исповеданию веры, составители законопроекта фактически пытаются лишить Иисуса Христа права быть главой Церкви (Библия, Послание к Ефесянам 1:22) и передать это право государству. Принятие подобных законов — грех против Бога, нарушение установленного Им порядка. Господь Иисус Христос отдал Свою жизнь, чтобы дать верующим в Него прощение грехов и вечную жизнь; Церковь должна повиноваться Ему и исполнять Его заповеди, и никому не дано права посягать на Его место и власть в Церкви". Завершается письмо просьбой отклонить дискриминационные поправки, предложенные в законопроекте, и принять меры для сохранения конституционного права на свободу совести и вероисповедания[22].

Затем на имя министра юстиции РФ Коновалова А.В. письмо написали представители Совета Союза Централизованной религиозной организации "Российский Союз Евангельских христиан-баптистов"[23].

14 октября 2011 года в Славянском правовом центре состоялся круглый стол "Новая инициатива Министерства юстиции РФ: что от нее ждать", посвященный проекту федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". Все эксперты выступили против законопроекта минюста РФ.

Сопредседатель Совета, ведущий научный сотрудник ИСС С.А. Бурьянов выступил на мероприятии с критикой законопроекта, и попутно подверг сомнению корректность самого существования Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Кроме того, С.А. Бурьянов сказал, что институт религиоведческой экспертизы должен прекратить свое существование. Свою позицию эксперт аргументировал отсутствием правового понятия религии и невозможностью его создания в будущем. По мнению С.А. Бурьянова применение религиоведческих познаний в сфере свободы совести и отношений государства с религиозными объединениями неизбежно ведет к злоупотреблениям и нарушению прав человека.

Однако последующие события вызывают удивление. 15 октября 2011 года на сайте СПЦ вышел пресс-релиз круглого стола "Кому помешали религиозные группы?", утверждающий, что "правозащитники СПЦ являются крупнейшими специалистами в области религиозной свободы, деятельности религиозных организаций в России. Адвокаты СПЦ внесли большой вклад в реализацию свободы вероисповедания в России". А вот какого-либо упоминания позиции и даже присутствия представителя ИСС в материале обнаружить не удалось. Более того, в представленном на видео-канале СПЦ обзоре мероприятия изображение С.А. Бурьянова также удалено. По мнению С.А. Бурьянова, имеет место цензура со стороны руководства Славянского правового центра, которое таким образом пытается "замолчать" научную позицию Института свободы совести.

"Научные и экспертные мероприятия несовместимы с закрытостью, блокированием открытой научной полемики, и тем более, с цензурой", - заявил сопредседатель Совета ИСС кандидат исторических наук С.А. Мозговой. Институт свободы совести уже неоднократно критиковал сопредседателя СПЦ А.В. Пчелинцева за поддержку идей: введения института войсковых священников; создания органа по делам религий; расширение полномочий религиоведческой экспертизы и развитие судебного религиоведения как отрасли юридической науки; легитимацию неправового понятия "экстремизм"; закрепления статуса "традиционных" и "нетрадиционных" религиозных организаций и дискриминационного справочника "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера".

Чуть позже ряд экспертов обнародовали свои отрицательные отзывы на законопроект О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", разработанный минюстом РФ[24].

Осенью 2011 года думская фракция ЛДПР внесла на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект поправок в статью 16 закона "О свободе совести и о религиозных организациях" и Кодекс об административных правонарушениях, запрещающий совершать жертвоприношения вне специально отведенных для этого мест, сообщает РИА Новости. Согласно законопроекту либерал-демократов, молитвенные и религиозные обряды, сопряженные с насильственными действиями в отношении человека или животного (жертвоприношения, посвящения, очищения и прочее) должны совершаться только в культовых зданиях и сооружениях, и иных специально предназначенных для этого зданиях, а также в жилых помещениях. Перечень мест и порядок проведения обрядов может варьироваться с учетом обычаев и традиций субъекта РФ. За нарушение установленного порядка предлагается ввести административную ответственность в виде штрафа. Для граждан он может составить от 500 до 1000 рублей, а для организаторов — от одной до двух тысяч рублей. В случае проведения подобных обрядов вблизи от детских учреждений, с нарушением общественного порядка или с угрозой безопасности населения, предлагается установить штраф от одной до двух тысяч рублей или арест до 15 суток[25].

Как пояснили представители ЛДПР, в обществе обряды с жертвоприношением животных на улицах городов на глазах у простых граждан и детей вызывают нарекание. Подобные ритуалы нарушают санитарные правила и негативно влияют на психику людей. 18 октября 2011 года, по данным "Интерфакса", московский муфтият Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) заявил, что в предстоящий 6 ноября Курбан-байрам продавать животных на убой в черте Москвы не будут. Вместо этого верующие смогут заранее заказать жертвенное мясо на бойнях и получить его к празднику с доставкой[26].

Впрочем, 6 ноября 2011 года в Москве полиция пресекла попытку уличного жертвоприношения в честь праздника Курбан-байрам. Об этом сообщает "Интерфакс" со ссылкой на источник в полиции. В правоохранительные органы поступил сигнал о том, что группа мусульман собирается зарезать несколько баранов под эстакадой на пересечении улиц Кубинка и маршала Неделина. Прибывший на место наряд полиции не позволил верующим совершить обряд, сославшись на то, что публичное умерщвление животных на территории Москвы запрещено[27].

26 октября 2011 года на официальном сайте минюста России для общественного обсуждения был размещен проект федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и в Федеральный закон "Об общественных объединениях" по вопросам символики некоммерческих организаций".

В частности, ст. 1 законопроекта гласит, что "символика некоммерческих организаций не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства. Символика некоммерческих организаций подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением символики религиозных организаций и символики некоммерческих организаций, утвержденной актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации."[28].

В пояснительной записке говорится, что "проект федерального закона "О внесении изменений статью 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и в Федеральный закон "Об общественных объединениях" по вопросам символики некоммерческих организаций" разработан в целях установления единого правового регулирования вопросов использования символики некоммерческих организаций… Символика некоммерческих организаций не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства"[29].

Записка поясняет, что не подлежит государственной регистрации символика религиозных организаций. "Ввиду того, что символика религиозных организаций основывается на общеупотребительных и признаваемых последователями конкретного вероучения символах, государственная регистрация символики религиозных организаций может повлечь ограничения на использование такой символики иными религиозными организациями"[30].

Получили развитие некоторые события прошлого 2010 года. Напомним, что 30 ноября 2010 года президент РФ Д.А. Медведев подписал Федеральный закон "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"[31] и лично сообщил об этом патриарху РПЦ МП Кириллу (Гундяеву) в церкви Рождества Богородицы в Большом Кремлевском дворце, которая, согласно закону, должна быть передана РПЦ МП[32].

Одновременно был принят и ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (в части регулирования порядка передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения)".

Показательно, что ко второму чтению законопроект готовился в закрытом режиме. Многочисленные поправки, о которых упоминалось в СМИ, обсуждались кулуарно и вносились в текст Комитетом Госдумы по делам общественных организаций и религиозных объединений. К процессу формулирования поправок были допущены только эксперты Министерства экономического развития и торговли РФ и Московского патриархата. Текст, подготовленный ко второму чтению, никто из экспертов из числа специалистов музейного, библиотечного и архивного сообщества не видел до 15 ноября, когда он появился на официальном сайте ГД РФ. Анализ текста, рекомендуемого к принятию во втором чтении, свидетельствует, что мнения и рекомендации экспертов музейного сообщества и Общественной палаты РФ в этом варианте законопроекта никак не отображены[33].

Автор, анализируя данный ФЗ, отмечал, что основным недостатком Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" является сам факт его принятия, поскольку он противоречит Конституции России и действующему законодательству РФ. Фактически закон позволяет по произвольным основаниям передавать государственную собственность (в т.ч. памятники культурного наследия) полезным для власти религиозным объединениям, в т.ч. тем из них, которым она никогда не принадлежала.

По информации газеты "НГ-религии" в России насчитывается 6 584 объекта культурного наследия федерального значения религиозного назначения, из которых 6 402 объекта предполагается передать РПЦ МП. Мусульмане претендуют на 79 объектов, католики – на 68, лютеране – на 13, буддисты – на 21, иудаисты – на 1. Кроме этих объектов существует 4 417 памятников регионального значения, из которых православным принадлежит 4 241 объект, мусульманам – 86 объектов, католикам – 76 и иудаистам – 14 объектов[34].

Тем не менее, упомянутый ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" 14 декабря 2010 года вступил в силу.

22 февраля 2011 года патриарх РПЦ МП Кирилл (Гундяев) в своей рабочей резиденции в Чистом переулке провел встречу, посвященную перспективам реализации федерального закона РФ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", сообщает официальный сайт РПЦ МП. В мероприятии приняли участие заместитель председателя правительства РФ А.Д. Жуков, председатель комитета Государственной Думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А. Попов, председатель комитета Государственной Думы по культуре Г.П. Ивлиев, заместитель министра экономического развития РФ И.Е. Манылов, заместитель директора департамента культуры и образования правительства РФ Д.В. Чайковский, советник заместителя председателя правительства РФ М.В. Парфененко, руководитель департамента министерства экономического развития РФ А.К. Уваров, заместитель руководителя департамента министерства экономического развития РФ Е.Ю. Кобелева, сотрудник аппарата комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций С.В. Медведко. Со стороны РПЦ МП на встрече присутствовали председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин и руководитель Юридической службы Московской патриархии инокиня Ксения (Чернега)[35].

По информации газеты "Новые известия", до середины июня 2011 года власти Москвы намерены подготовить список сооружений, которые могут быть переданы религиозным организациям. За оставшееся время будет собрана комиссия, которая займется регулированием разногласий, возникающих при рассмотрении заявлений о недвижимом имуществе религиозного назначения. В столице насчитывается более 900 таких объектов, которые находятся сейчас в государственной и муниципальной собственности. Порядок рассмотрения обращений и принятия решений о передаче должен быть разработан в конце июня[36].

Права на большую часть сооружений, по мнению экспертов, может предъявить Русская православная церковь (РПЦ). В первую очередь РПЦ будет обращать внимание на церкви, которые давно используются не как храмы, замечает глава пресс-службы Московского патриархата протоиерей Владимир Вигилянский. "Например, рядом с Лубянской площадью храм Иоанна Богослова, сейчас там Музей Москвы. Конфликтный объект, который город не может передать церкви уже лет 20", – говорит "НИ" священнослужитель. Власти пообещали ускорить процесс и в конце мая предоставить план мероприятий по полному переезду Музея Москвы в Провиантские склады на Зубовском бульваре. В отношении других зданий тоже могут возникнуть конфликты, которые окажутся затяжными. Но протоиерей уверен, что сегодня государство готово рассчитаться с Церковью за долги. "У нас до революции было 60 тысяч храмов, а сейчас только половина от этого числа. Причем 20 тысяч из них заново выстроены, а не реставрированы, – констатирует священнослужитель. – На восстановление сооружений у Церкви средств хватит, Бог поможет"[37].

Летом 2011 года премьер-министр РФ В.В. Путин утвердил положение о комиссии по вопросам, возникающим при рассмотрении заявлений религиозных организаций на тему передачи имущества религиозного назначения, сообщает 18 августа "Интерфакс-религия". Согласно постановлению, опубликованному на сайте правительства, Минэкономразвитию надлежит в трехмесячный срок создать такую комиссию и по согласованию с Минобороны, Министерством культуры и управлением делами президента утвердить ее состав. Как следует из положения о комиссии, ее возглавит представитель министерства экономического развития, а в состав войдут чиновники, представители общественных, религиозных организаций, специалисты в области религиоведения, культурологии, права и др. Комиссия будет урегулировать разногласия, возникающие при рассмотрении заявлений религиозных организаций о передаче находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, рассматривать заявления физических и юридических лиц о возможных нарушениях их прав и законных интересов в связи с принятием решения о передаче религиозного имуществ либо действиями (бездействием) чиновников в связи с рассмотрением заявления религиозной организации. Постановления комиссии являются основанием для принятия уполномоченными органами решений о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. Эти решения будут публиковаться в Интернете[38].

19 октября 2001 года минюст РФ зарегистрировал (регистрационный N 22080) приказ министерства экономического развития об утверждении бланков - т.н. примерных форм, призванных способствовать реализации закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения[39].

Как пишет в "Российская газета", речь идет о примерных формах решения о передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование находящегося в государственной или муниципальной собственности объекта культурного наследия и договора безвозмездного пользования им. Как заявила руководитель юридического отдела Московской патриархии инокиня Ксения (Чернега), остался еще один подзаконный акт, проект которого на днях Минэкономразвития внесет в правительство: это проект постановления правительства о порядке формирования плана передачи религиозным организациям федерального имущества, закрепленного за федеральными учреждениями (предприятиями). "Только после принятия всех подзаконных актов процесс безвозмездной передачи религиозным организациям федерального имущества религиозного назначения будет начат", - пояснила она. По словам эксперта, другое дело - Москва, где были приняты все необходимые подзаконные акты и утверждены временные примерные формы решения о передаче, "поэтому процесс начался уже этим летом"[40].

На самом деле, процесс незаконной передачи собственности идет уже несколько лет. Поэтому, прежде всего речь идет о попытке узаконить уже переданные объекты. Например, в 2010 году, по информации РИА Новости, уже передано 80 зданий, до конца года предстояло передать религиозным организациям еще 150–200 объектов недвижимости.

Картину трансформации российского законодательства в сфере свободы совести дополняет анализ ситуации в субъектах РФ.

В начале 2011 года был принят Закон Липецкой области "Об общественных воспитателях несовершеннолетних", который предполагает участие представителей религиозных организаций в воспитательном сопровождении несовершеннолетних, демонстрирующих формы девиантного поведения. Общественным воспитателем может стать совершеннолетний человек, постоянно проживающий в Липецкой области, "по своим деловым и моральным качествам способный содействовать физическому, интеллектуальному, психологическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетнего". Общественный воспитатель выполняет свои обязанности на безвозмездной основе с согласия несовершеннолетнего, его родителей или опекунов. Закон наделяет религиозные организации правом делегирования кандидатов в общественные воспитатели, наряду с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными организациями, учреждениями и организациями любых форм собственности, а также физическими лицами в порядке самовыдвижения. Критерием оценки деятельности общественных воспитателей является привлечение несовершеннолетних к занятиям в учреждениях культуры, спорта, дополнительного образования[41].

24 февраля 2011 года депутаты Белгородской областной думы на очередном заседании рассмотрели дополнения в региональный Кодекс об административных правонарушениях. Принятый единогласно документ вводит штрафные санкции в отношении распространителей религиозной литературы, у которых нет документов, указывающих на их статус "официальных представителей" определённой религиозной организации. Судя по официальной информации Белгородской областной думы от 24 февраля, поправки в административный кодекс приняты, следовательно, они рассматривались в окончательном чтении. Для нарушителей запрета вводится штраф в размере от 500 до 1000 рублей. Как отмечается в сообщении присутствовавшего в зале заседаний корреспондента "abireg.ru", в ходе рассмотрения предложения одному из авторов законопроекта - председателю комитета областной Думы по безопасности, связям с общественными организациями и средствами массовой информации, главе отдела информационного вещания региональной телерадиокомпании "Мир Белогорья" Елене Бондаренко (фракция "Единая Россия") её коллегой-коммунистом Валерием Шевляковым был задан вопрос: "Каким образом будет определяться принадлежность распространителя к тому или иному религиозному объединению?". Бондаренко, в ответ, указала, что речь идёт "о распространителях, которые не имеют никаких полномочий, а действуют от себя лично" и при этом назвала Свидетелей Иеговы. "BelFM.ru"приводит другое высказывание, произнесённое журналистом-депутатом: "Человек не должен заниматься распространением религиозных взглядов от себя лично"[42].

В начале 2011 года стало известно, что в Калуге собираются разработать региональный закон о духовно-нравственном воспитании и развитии молодёжи. Об этом объявил губернатор Анатолий Артамонов в своём выступлении на областном форуме "Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения Калужской области". Мероприятие прошло 21 января во исполнение подписанного в ноябре 2010 г. договора о сотрудничестве в образовательной, социальной и культурно-просветительной деятельности меcтной епархии РПЦ МП с областным правительством. Сама инициатива принадлежит депутатам областного законодательного собрания [43].

Осенью 2011 года правительство Кабардино-Балкарской республики одобрило законопроект, предусматривающий внесение изменений в статью 4.4 Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях. Необходимость внесения изменений обусловлена несоответствием содержания данной статьи с рядом статей Конституции Российской Федерации. Как пояснил исполняющий обязанности министра по делам молодежи и работе с общественными объединениями Кабардино-Балкарской республики Джамбулат Гергоков, содержание ст. 4.4 Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях в части "приставание к гражданам с целью вовлечения в религиозное вероучение" прямо противоречит ст.28 Конституции Российской Федерации, которая закрепляет за человеком и гражданином "право иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". Причем, распространение религии и религиозных убеждений является основной целью любой законно действующей в Российской Федерации религиозной организации, и решениями Европейского Суда по правам человека такая форма религиозной деятельности признана законной. Также следует отметить, что согласно ч.2 ст.55 Конституции в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Таким образом, привидение статьи 4.4 Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях от 22 июля 2003 года № 66-рз в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации устранит указанные противоречия, ущемляющие права человека и гражданина[44].

Проведенный анализ новейших тенденций трансформации законодательства о свободе совести в Российской Федерации подтвердил не внушающие оптимизма выводы последних лет. Как и в прошлые годы, системообразующей причиной деградации российского законодательства и в целом правового института свободы совести являются юридически некорректные принципы и понятийный аппарат, лежащие в их основе.


 


[1] Депутаты Госдумы будут советоваться с патриархией перед принятием законопроектов. В "Единой России" намерены подключить Московский патриархат к законодательной работе // Интерфакс-религия. 8 июля 2009.

[2] Законопроект № 510485-5 О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статью 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Официальный сайт Государственной Думы РФ. 4 марта 2011. http://www.asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=510485-5&02

[3]Там же.

[4] Пояснительная записка к законопроекту № 510485-5 О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статью 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Официальный сайт Государственной Думы РФ. 4 марта 2011. http://www.asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=510485-5&02

[5] Баптисты-инициативники обратились к президенту России с просьбой отклонить законопроект, ограничивающий свободу совести и вероисповедания в РФ // Портал-Credo.ru. 22 марта 2011.

[6]Там же.

[7] "Надеемся, что Вы не примете антиконституционный акт, способный поставить Российское государство в оппозицию самому Господу Богу". Обращение Правления Российского Библейского Общества в Государственную Думу РФ // Портал-Credo.ru. 5 апреля 2011.

[8] Министерство обороны РФ совместно с РПЦ МП подготовило проект закона о военных священниках в армии // Портал-Credo.ru. 9 марта 2011.

[9] Представители коммунистической партии предлагают убрать из гимна России слово "Бог"// Портал-Credo.ru. 31 мая 2011.

[10] Правительство РФ пытается легализовать приставленную к Патриарху РПЦ МП вопреки закону охрану из сотрудников ФСО // Портал-Credo.ru. 30 июля 2011.

[11]Там же.

[12] Госдума приняла закон, расширяющий полномочия ФСО // РИА Новости. 18 ноября 2011.

[13]Там же.

[14] Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2011 г. N 235-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности" // Российская газета - Федеральный выпуск №5535 от 22 июля 2011 г.

[15] Вступили в силу поправки в НК РФ о налогообложении благотворительности // Гарант.ру. 1 сентября 2011. http://www.garant.ru/news/346449/

[16]Там же.

[17] Законопроект № 588894-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросу о противодействии экстремистской деятельности в Российской Федерации) // Официальный сайт Государственной Думы РФ. 4 августа 2011. http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=588894-5

[18] Комиссия СФ одобрила законопроект против экстремизма в интернете и в финансах // Центр "Сова". 11 октября 2011.

[19] Субъекты РФ получат право устанавливать региональные праздники // Вести.ру. 26 сентября 2011.

[20] В Госдуму РФ внесен законопроект, предлагающий запретить рекламные изображения обнаженных мужчин и женщин, как противоречащие "религиозным убеждениям многих граждан" // Портал-Credo.ru. 4 октября 2011.

[21] Законопроект О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" // Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации. 7 октября 2010. http://www.minjust.ru/ru/

[22] Баптисты-инициативники обратились к президенту России с просьбой отклонить законопроект Минюста, ограничивающий свободу совести и вероисповедания в РФ // Портал-Credo.ru. 10 октября 2011.

[23] "Проект поправок в закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" направлен на неоправданно жесткую регламентацию деятельности религиозных объединений". Обращение Российского Союза Евангельских христиан-баптистов к министру юстиции РФ // Портал-Credo.ru. 11 октября 2011.

[24]См. например: Левинсон Л. Злейший закон. Предлагаемые Минюстом РФ поправки к закону о свободе совести вынуждают защищать дискриминационный закон 1997 года в его нынешней редакции // Портал-Credo.ru. 17 октября 2011.

[25] ЛДПР предложила запретить публичные жертвоприношения // Лента.Ру.24 октября 2011.

[26]Там же.

[27] В Москве полиция пресекла праздничное жертвоприношение // Лента.ру. 6 ноября 2011.

[28] Проект федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и в Федеральный закон "Об общественных объединениях" по вопросам символики некоммерческих организаций" // Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации. 26 октября 2010. http://www.minjust.ru/ru/documents/Obsche/

[29]Там же.

[30]Там же.

[31] Федеральный закон "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ // Сайт "Гарант". 30 ноября 2010 года.

[32] Дмитрий Медведев проинформировал Патриарха Кирилла о подписании закона о реституции // Портал-Credo.ru. 30 ноября 2010.

[33] Госдума РФ приняла во втором чтении закон о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, несмотря на протесты музейщиков // Портал-Credo.ru. 17 ноября 2010.

[34]Сашина О. Не отдадим. В Москве митинговали против передачи церкви исторических и культурных объектов // Каспаров.ру. 19 декабря 2010.

[35]Патриарх Кирилл обсудил с членами правительства РФ перспективы реализации закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения" // Портал-Credo.ru. 23 февраля 2011.

[36] Морозова М. Чиновники поделятся имуществом с Церковью // Новые известия. 24 мая 2011.

[37]Там же.

[38] Владимир Путин постановил создать комиссию по вопросам, связанным с передачей религиозным организациям имущества религиозного назначения // Портал-Credo.ru. 25 августа 2011.

[39] Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 14 июля 2011 г. N 355 г. Москва "Об утверждении Примерной формы решения о передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения, а также имущества, соответствующего критериям, установленным частью 3 статьи 5 и частью 1 статьи 12 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", и Примерной формы договора безвозмездного пользования государственным или муниципальным имуществом религиозного назначения, а также имуществом, соответствующим критериям, установленным частью 3 статьи 5 и частью 1 статьи 12 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"" // Российская газета. 26 октября 2011.

[40] Минэкономразвития РФ утвердил документы, сопровождающие передачу религиозного имущества // Интерфакс-религия. 26 октября 2011.

[41] Новый закон, принятый в Липецкой области, предусматривает участие представителей религиозных организаций в воспитании несовершеннолетних правонарушителей // Портал-Credo.ru. 09 марта 2011.

[42] Распространителей религиозной литературы в Белгородской области будут штрафовать за отсутствие документов, подтверждающих их статус "официальных представителей" религиозной организации // Портал-Credo.ru. 25 февраля 2011.

[43] Региональный закон о духовно-нравственном воспитании и развитии молодёжи планируется разработать в Калуге // Портал-Credo.ru. 2 февраля 2011.

[44] В КоАП Кабардино-Балкарии внесут изменения // Сайт СПЦ. 23 сентября 2011.

Продолжение следует

Специализированный доклад за 2011 год
Подготовлен при содействии Московской Хельсинкской группы и независимого информационно-аналитического Интернет-издания "Портал-Credo.ru"
©  Бурьянов С.А., 2012 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования